Орнамент занимает одно из ведущих мест в художественном и декоративно-прикладном искусстве азербайджанского народа и является неотъемлемым звеном его художественного наследия. Орнаментальные мотивы на памятниках архитектуры, на предметах или изделиях декоративно-прикладного искусства отличаются богатством типов и композиций.
Целесообразно отметить художественную структуру композиционного рисунка, известного по названием «ислими» или «симар». Орнаментальная композиция, полученная из мелкого- в четыре завитка или спиралевидного сплетения «ислими» уходит корнями глубоко в древность. Художественное наследие азербайджанского искусства всегда завораживало взор. Спирали требующие точности прорисовки во все времена создавались мастерами-орнаменталистами с большим изяществом, причем во множестве интерпретации и без лекал.
Орнаменты можно подразделить на:
- простой ислими
- Крылатый ислими (ганадлы)
- Сплит ислими (хачалы)
- Бута ислими (буталы)
Вышеуказанные виды «ислими» отличаются сложной композицией, которая называется «ислими-бяндлик» (звеньевое ислими). Композиция «звеньевого ислими» наблюдается в декоративной разработке портала дворца Ширваншахов в. Баку [рис.2] на двери мечети в с. Бюль-бюля на Апшероне, на коврах Южного Азербайджана ХVI-XVII вв.
Рис. 2 .Бakу.Фрагмент дворца Ширваншахов
Сходство орнаментальных композиций в искусстве Азербайджана и Татарстана говорит о близости художественно-культурного наследия братских народов. Композиция узоров представляет собой ритмичный переход определенных мотивов друг в друга. В орнаментальных композициях декоративно-прикладного искусства встречаются ленточные, обратные и сетчатые орнаменты [3, с. 3, 17, 52].
Образцы орнаментов декоративно — прикладного искусства Азербайджана встречаются в большинстве традиционных изделий татарского искусства (шитье, ткань, дерево, металл). Подобные орнаменты используются также и в архитектуре и в декоративно-прикладном искусстве татарского народа.
В изделиях художественного творчества татарские орнаменты имеют место в ювелирных изделиях в пестрых вышивках и тканях полихромной мозаике декора. Затейливые, динамичные образцы татарских орнаментов отображают яркую страницу многовекового народного творчества.
В архитектурной практике мусульманских стран веками развивались и технически усовершенствовались орнаменты отличающиеся изощренностью своей композиционной структуры. Как неотъемлемая часть архитектуры Азербайджана орнамент и по сей день представляет большой интерес. Многообразное решение орнаментальных композиций памятников архитектуры совпадает или стилистически «перекликается» с орнаментикой в народном творчестве-художественная гравюра, резьба по дереву, ювелирное и миниатюрное искусство.
Надо отметить искусное исполнение орнаментальных работ, где наблюдается гармоничная связь отдельных композиционных форм использованных материала на декорируемых поверхностях.
Следует заметить, что история донесла до нас очень ценную рукопись, написанную Керим Ага Фатехом, сыном одного из последних шекинских ханов – Фатали хана (брата Мухаммед Гасан хана), со временем правления которого в основном совпадает период исполнения работ по декоративному убранству Дворца Шекинских Ханов. В этом ценном источнике по политической истории Шекинского ханства XVIII – XIX вв. автор рассказывает о многих событиях того периода Шеки и других областей Азербайджана, в том числе сведения о коварных дворцовых заговорах и интригах, междоусобной борьбе за обладание титулом хана, смертельной вражде между ханствами и т. д.
Сравнивая строки этой рукописи с картинами эпизодов росписи фриза центрального зала второго этажа дворца кажется, что в своей работе художник стремился как бы проиллюстрировать события этого времени.
Использование во дворцах Шеки шебеке, настенной живописи и орнаментов известно и в жилых домах Шуши, Ордубада, Губы, Шамахи, Лагиджа и Ленкорани. Идентичные орнаментальные мотивы часто встречаются также и в каменной резьбе. Можно сказать, что шебеке и орнаменты, высеченные в дереве, камне, металле являются наследием и татарского народа. В книге известного ученого Татарстана Г.Ф. Валеева глубокому и всестороннему анализу подверглось творческое наследие татарского народа — как архитектурное так и декоративно-прикладное искусство, включая резьбу по камню, кожаную мозаику, вышивку, ткачество, ковроткачество, золотое шитье, ювелирное искусство, художественный металл, оформление народного жилища [5].
Конец полотенца. Закладное ткачество. Вторая половина XIX в. Сулабаш Арского р-на.
Татарские орнаметы
Орнамент представляет ярку страницу художественного творчества татарского народа и отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуру и искусство. В процессе взаимопроникновения и взаимообогащения орнаментов выявляются стилевые художественные признаки, выраженные в синтезе традиций обоих народов.
Здание Татарской государственной оперы имении М.Джалила. 1956г.
Фрагменты южного фасада жилова дома Агамусы Нагиева
Татарский орнамент от относительно скромной и суховатой простоты орнамента булгарского периода шагнул к формам более динамичным, декоративно насыщенным, в которых основное место отводилось традиционному «цветочному стилю». В совершенствовании «нового» стиля определенную роль сыграли традиционные исторические и культурно-экономические взаимоотношения, которые были установлены предками современных татар со многими народами Востока, и, особенно с народами Кавказа, Передней и Малой Азии в XVв. и в 1-ой пол. XVI в.
Сравнительно-историческое изучение показывает, что при наличии ряда общетюркских элементов в татарском орнаменте имеется весьма архаическая группа, где просматривается связь с орнаментом древнего горно-алтайского искусства первого тысячелетия до н.э. Широко распространена большая группа орнаментов средневекового периода (начиная с булгарских времен) родственная орнаменту народов огузо-печенежского происхождения, что указывает на древнюю этногенетическую связь татарского народа с огузо-печенежской группой тюрко-язычных народов [6, с.3, 33].
Исследования средневековых памятников, возведенных предками казанских татар выявили принадлежность булгарской и золотоордынской школы архитектуры Среднего Поволжья к сельджукскому направлению средневековой мусульманской культуры.
Сельджукский стиль придя в Поволжье вместе с монументальной архитектурой в сочетании с древней кочевой и полукочевой традицией булгар стал базовым для местной государственной элиты при формировании архитектуры Булгарского государства и Улуса Джучи.
«Территориальные претензии Джучидов за право владение Азербайджаном сопровождались опустошительными рейдами на цветущие города Аррана, Ширвана, Южного Азербайджана. Ускоренный процесс урбанизации предопределил увеличение существовавших и появление новых городов в Нижнем и Среднем Поволжье, Крыму, Волжской Булгарии, на Северном Кавказе, в Хорезме» [7,с.50].
Среди традиционных орнаментов можно увидеть известный орнамент сельджукской цепи.
Мавзолей Джанике-ханым в Кырк-Оре (Чуфут-Кале). Начало XVI в.
Стиль татарских орнаментов в том виде, в каком мы сейчас их видим большой степени сложился под воздействием османской культуры, что однозначно говорит об общей культурной ориентации народа в эту эпоху.
Развитие орнаментальных композиций памятников архитектуры Азербайджана привело к новым решениям: изображение мотивов на поверхности (на сетке), построение отдельных фигур, расположенных в основе узоров, композиция фигур на сетке [3, с. 33].
Список литературы
- L.M. “Şərq miniatür sənətində memarlıq formalarının bədii-estetik ifadə xüsusiyyətləri”. Bakı 2000.
- Н. Дж. Аскерова. Архитектурный орнамент Азербайджана. Баку,1961.
- Н. Дж. Аскерова. Дворец Шекинских ханов. Баку, 1964.
- Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002.
- Н. Альменова-Халит. Татарский архитектурный орнамент. Казан, 2014.
- Р. Амензаде. Композиционные закономерности монументальных сооружений Азербайджана XI-XVII веков. Баку,2007[schema type=»book» name=»Сравнительный анализ традиционной орнаментов Азербайджанских и Татарских народов» description=»Цель. Цель работы автора, как и следует из названия — сравнительный анализ орнаментов архитектуры и искусства Азербайджана и Татарстана. Метод. Автор в своей статье использует метод историко-сравнительного анализа. Результат. Сходство орнаментальных композиций в искусстве Азербайджана и Татарстана свидетельствует о стилистической близости художественно-культурного наследия братских народов. Выводы. Стилистическое родство орнаментальных композиций в зодчестве и культуре азербайджанского и татарского народов во времени и в пространстве тюркского искусства.» author=»Мамедкеримова Лейла Мирлатиф» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-12″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]