Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАБОТА АКТЕРА НАД СОЗДАНИЕМ СЦЕНИЧЕСКИХ ВИДЕНИЙ

Работу над «видениями» К.С. Станиславский считал основной в искусстве художественного чтения. Мысленные представления актера «помогают вызывать самое главное — внутреннюю активность, позывы к внешнему действию» [2, с. 152]. Этот вывод Станиславского означает, что если актер перестает мыслить на сцене, он перестает действовать словом, а стало быть, и жить жизнью образа рассказчика. Он означает также, что мыслить на сцене — это не только совершать психический акт, но и осуществлять одновременно особого рода скрытые физические действия. Такие действия неразрывно связаны с «видениями внутреннего зрения». Под термином «видения» великий мастер подразумевал не только зрительные, но и слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, мышечные ощущения, дополняющие и обогащающие образы зрительные.

Понятие «видения» современный театральный педагог Е.В. Ласковая определяет, как комплекс всех представлений и ощущений, запечатленных всеми органами чувств. В содержание видений она включает всю сумму наших образных и чувственных представлений о предмете [3].

Обозначим основные типы видений, воздействующие на наши чувства, дающие импульс к произнесению сценического слова и делающие нашу речь живой, эмоциональной, заразительной.

Видения зрительные воспроизводят в памяти исполнителя воспринятые ранее картины окружающей природы, животного мира, произведений искусства, жизненных событий и бытовые картины из жизни людей.

Видения слуховые открывают внутреннему взору накопленные нашей памятью звуки музыкальные, шумовые (ветер, треск пожара, сигнал скорой помощи, топот бегущих лошадей и т.д.).

Видения вкусовые способствуют созданию верных ощущений у актера в сценах застолья (горячая или холодная пища, кислые или сладкие напитки, острые блюда и т.д.).

Видения обонятельные усиливают ощущения от окружающих нас запахов, например, гари, свежего морского воздуха, аромата французских духов, специфического запаха скотного двора и т.д.

Видения двигательные помогают вспомнить мышечное напряжение или расслабление, восстановить в памяти скорость движения (лыжные гонки, прыжки с трамплина в воду) и силовые движения (ношение тяжелых сумок, выкапывание картофеля) и т. д.

Видения тактильные пробуждают воспоминания о первом поцелуе, о ласковых маминых руках, о мягком кресле и т.д.

Все типы видений влияют на наши суждения и поступки, в своей совокупности они представляют одно мощное средство воздействия на наши чувства. Надо отметить, что зрительные впечатления преобладают над всеми другими ощущениями, тому подтверждением народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Очень полезны для студентов упражнения по рождению видений на основе своих воспоминаний. Например, ученик рассказывает, как он был на приеме у врача. Он должен точно рисовать в своих видениях этого врача: его внешние и внутренние особенности, настроение, умение работать с пациентами; от этого зависит отношение к нему рассказчика и зрителя. Повествуя о недавнем событии, студент должен знать, ради чего он рассказывает: например, для того чтобы предостеречь близкого мне человека от ложного шага, подсказав ему, в какой клинике и у какого доктора не надо лечиться. Важно вести такой рассказ, где есть одно событие, поразившее самого исполнителя, в этом случае у него появляется эмоциональное отношение к происходящему.

Умение создавать яркие видения и заражать ими зрителя, захватывать его внимание развивается постепенно. Чтобы втянуть слушателей в определенный кусок жизни, их надо сделать соучастниками этих событий. Они должны поверить в эту жизнь, сопереживать героям, радоваться удачам и огорчаться постигшим неприятностям. Это может произойти, если рассказывающий создает точные видения, конкретизируя все детали. В них нельзя допускать никакой приблизительности и абстракции. Всегда должны быть в воспоминаниях какие-то прототипы героев, о которых идет речь. Людей, похожих на литературных героев, реально существующих, можно найти даже в своем ближайшем окружении. Чем насыщеннее память актера и богаче его воображение, тем больше вариантов рассказа сумеет он создать на один и тот же текст. При этом ученикам важно выработать привычку не произносить слова, пока не возникнут видения, пусть даже за счет замедления темпа рассказа. После этого целесообразно проверить, какие же видения возникли у слушателей. Актер должен знать, что зритель видит именно то, что в это время видит сам чтец. Заставить аудиторию зрителей видеть все вашими глазами – это серьезная задача, стоящая перед исполнителем.

К.С. Станиславский советовал актеру создавать не ряд отдельных картин в своем воображении, а непрерывную «киноленту видений». Обратимся к примеру. Если актер произносит реплику: «Пойдем на рыбалку», то дело не в том, чтобы просто представить себе какую-то речку, удочку и рыбу. Допустим, рассказчик хочет соблазнить партнера перспективой, тем удовольствием, которое рыбаки получают от процесса рыбалки. Тогда возникает видение действия (я мысленно уже начал искать на речке тихое отдаленное от людей место, вспоминать, где я был прошлый раз, когда поймал на зависть всем большущего налима), а не видение отдельных объектов (удочка, река, рыба).

Всю работу над видениями чтецы, как правило, проводят в три этапа: накапливание видений; отбор видений; передача видений.

Так устроена наша память, что в ней на виртуальных полочках накоплены все наши воспоминания и хранятся там до первого запроса. Чтобы накопить видения, необходимо проявлять жизненную активность, с жадностью впитывать интересные события повседневной жизни, культуры, науки, политики и т.д. Главное — уметь наблюдать за людьми, научиться видеть и слышать их, подмечать все необычное. Однако одними накоплениями не обойдешься, встречаются явления, которые необходимо домыслить, включая свое воображение и фантазию. То есть «творчески дорисовать конкретными деталями каждое слово, действие, событие, явление, объект, предмет…» [1, с. 16].

Имея большой арсенал накопленных воспоминаний, нужно знать, как им распорядиться. Здесь мы сталкиваемся еще с одной проблемой — с умением в сложном и многообразном жизненном явлении найти и отобрать те частности, которые лучше всего характеризуют целое, выделить из множества подробностей лишь то, что необходимо для выражения главной мысли. Если ученик, описывая улицу Ленина, начнет перечислять подряд все встречающиеся по пути дома и памятники, потоки транспорта и пешеходов, это еще не создаст образа улицы, а напротив, растворит его в случайных деталях. Но если поставить вопрос: а что же отличает данную улицу от многих других улиц, тогда придется отобрать из своих видений лишь то, что типично для улицы Ленина, в отличие, например, от проспекта Карла Маркса. Отделяя в своих видениях главное, существенное от второстепенного, ученики постигают уже на самых элементарных упражнениях принцип художественного отбора, концентрацию образных представлений, делающих слово наиболее активным, насыщенным и заразительным.

Этап работы, связанный с передачей видений, представляет собой процесс переработки чтецом отобранных видений. Рассказчик «совмещает их с авторским текстом таким образом, чтобы все авторские мысли были наполнены чтецкими воспоминаниями, ощущениями, чувствованиями» [3, с. 47].

В речевом искусстве видения обладают еще и поэтической образностью, которая раскрывает не только объективные свойства предмета, но и особое отношение к нему художника. Если к приведенному описанию добавить слова поэта о том, что из разрезанного плода «сочится душистый спелый сок, дар солнечного юга», это не только обогатит наши видения, но придаст им своеобразную окраску, вызовет новые ассоциации. Итак, видения, окрашенные образностью, могут вызывать множество ассоциаций.

Поэт, чтобы выразить свое отношение к изображаемому и раскрыть его особенные качества, пользуется приемами сравнения, сопоставления, преувеличения, переноса признаков одного предмета на другой и т.п., например, «Мой стих дойдет через хребты веков И через головы поэтов и правительств». В этих строках переплетаются несколько метафор, которые ведут мысль автора к художественному обобщению, при этом сохраняется конкретность видения. Однако надо помнить, что любой «вымысел не должен противоречить внутренней сути и тексту основной фабулы, созданной поэтом» [5, с 243-244].

Образные видения, наряду с реальными физическими действиями, также делают нашу речь живой, эмоциональной, заразительной. Яркость и глубина видений присуща всем выдающимся актерам. Воображаемая жизнь воздействовала на них с не меньшей силой, чем жизнь реальная.

Видения могут нас уносить далеко за пределы нашего времени, воссоздавать разрушенные цивилизации, строить объекты будущего, мы вместе с рассказчиком мгновенно можем оказаться в разных частях света, но если эти путешествия не сопровождают задачи, отражающие отношение исполнителя ко всему, то зрители быстро теряют интерес к происходящему. Выполняя простейшие упражнения на развитие видений, нужно постоянно иметь в виду конечную художественную цель, ради которой это делается. Видения нельзя навязывать со стороны, но можно разжигать воображение актера, ставя перед ним все новые и новые наводящие вопросы, и задачи.

Не так просто читать современному чтецу классические произведения, в которых и жизнь другая, и нравы не те. На помощь приходит трудолюбие студента, который изучает автора, эпоху, среду, рассматривает произведения изобразительного искусства, архитектуры, литературы, театра, кино. Актер, насыщающий произведения классики видениями современной жизни, обогащает ее новым содержанием, делает классическое произведение более близким и понятным новому поколению зрителей. Видения текущей жизни, детали сегодняшнего дня сближают актера с текстом, помогают прочтению классики глазами современника.

Все упражнения по развитию и укреплению видений внутреннего зрения направлены на воспитание образного мышления будущего актера, при котором даже отвлеченная мысль становится чувственной и зримой. «Слушать на нашем языке, — утверждает Станиславский, — означает видеть то, о чем говорят, а говорить — значит, рисовать зрительные образы» [4, с. 88].

Из вышесказанного следует, что рассказчик старается передать свои видения зрителям ради определенной цели, стремится в чем-то их убедить, настроить на какую-либо позицию. «Одновременно с созданием видений актер должен определить и свое отношение к ним, иметь свое суждение о предмете или явлении, которое предстает перед его мысленным взором» [2, с. 164].

Рекомендуемые темы упражнений на развитие видений

Темы могут быть любыми. Но всегда надо исходить из того, что хорошо знает студент, не надо уходить в полное фантазирование. Фантазия только помогает гармонично воссоздать историю, в основе же рассказывания должны непременно лежать реальные воспоминания ученика, а именно:

1) Расскажи о поездке за границу.

2) Интересный случай в маршрутке.

3) Где ты был вчера.

4) Однажды в аэропорту.

5) Воспоминания о поездке на море.

Методические рекомендации в работе актера над видениями

Работа над видениями носит учебный характер, поэтому ваши воспоминания должны быть ограничены по времени. Важно чтобы в рассказе произошло одно яркое интересное событие, лучше, если ваша история строится по простейшей драматургической схеме (начало-середина-конец). Вы должны четко представлять к чему стремится все повествование и каково отношение рассказчика к происходящим событиям.

Работая над развитием видений в рассказе от первого лица, нужно соблюдать некоторые правила. Выбранный текст читать очень внимательно, не торопясь, осмысливая не только события, но и описания, в которых содержатся ответы на многие интересующие вас вопросы.

Затем целесообразно разделить текст на смысловые куски. Полезно поочередно каждый кусок рассказать своими словами, но очень точно передавая основные детали.

Рассказывать надо так, словно это все произошло с вами совсем недавно. Ваш рассказ может обрастать многочисленными подробностями, кроме того, вы дофантазируете эту реальность, уточняя события, действия, предметы и подробно описывая героев рассказа.

Все герои рассказа имеют жизненные прототипы. Это может быть ваша школьная учительница, подруга детства, мамина приятельница, тренер спортивной секции, соседка тетя Шура, всегда слегка «поддатый» слесарь, двоюродный брат, ваши родители или близкие родственники и т. д.

Немаловажно ваше отношение к неодушевленным объектам. Иногда студент плохо себе представляет предмет (к примеру, турецкую саблю) и тогда есть необходимость познакомиться с ним через наглядные средства (альбомы картин, фотографий) и видео средства (фильмы, программы передач).

Если в рассказе идет повествование об эпохе начала 20-х годов XX столетия, то нужно понимать, что это было за время, какие были нравы, политика, как развивалось искусство и наука, как жили простые люди и какую испытывали нужду. Для ваших «видений» будет хорошей подпиткой просмотр фильмов, спектаклей и чтение литературы этого периода.

Ваш личный жизненный опыт создает самую богатую базу для видений, вам многое известно, например, какие чувства испытывает человек, когда его предают, вам знакомо волнение перед экзаменом, страх за жизнь близких людей и угрызение совести. Все это поможет вам вести правильное внутреннее действие.

Видения, возникшие в вашем воображении, должны постоянно уточняться, поэтому вы снова и снова возвращаетесь к авторскому тексту и отбираете те из них, которые соответствуют авторской мысли. Поэтапно вы «склеиваете» в своем воображении кусочки видений, находя в них внутренние связи и смысловые переходы. Так и создается непрерывная «кинолента видений».

Неоднократно рассказывая своими словами все произведение, студент все ближе и ближе подходит к точному авторскому тексту. Такой прием способствует естественному запоминанию рассказа, без муштры. Легче запоминать действенные видения, чем слова, поэтому литературный материал целесообразно проучивать постепенно.

Список литературы

  1. Беседа Ю. Выразительное чтение. – М., 1991. – С. 16.
  2. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. / Редакция и послесловие Вл. Прокофьева. — М.: Искусство, 1968. – С. 152, С. 164.
  3. Ласковая Е. Радциг М. Практикум по художественному чтению. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. – №10. – 112 с., С. 47
  4. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. – Т. 3. — М.: Искусство, 1955. – С. 88.
  5. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 томах. – Т.4. — М.: Искусство, 1955. – С. 243 – 244.[schema type=»book» name=»РАБОТА АКТЕРА НАД СОЗДАНИЕМ СЦЕНИЧЕСКИХ ВИДЕНИЙ» description=»Автор анализирует работы театральных педагогов: Г.В. Кристи, Е.В. Ласковой, К.С. Станиславского, о проблемах развития сценических видений у актеров. Владение лентой видения рассматривает как сильный инструмент воздействия актера на чувства зрителей. Доказывает развитие нескольких типов видения: зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, двигательных, тактильных. Убедительно доказывает важность проблемы, «вынудить аудиторию видеть все глазами актера». Открывает сущность понятия «видения» — как непрерывной линии внутреннего действия. Исследует теоретический материал о стадиях работы по сценическим видениям: накопление, выбор, передача. Созданы методические подходы для развития видений у актеров: осмысление события, деление текста на смысловые куски, фантазирование реальности, поиск жизненных образцов героев, отношение к предметам, изучение эпохи, сборка видений.» author=»Князькина Наталья Хуснулловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found