Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В данной статье речь пойдет об особенностях формирования академической (профессиональной) музыкальной культуры в условиях сибирского региона.

Профессиональная музыкальная культура – часть художественной культуры и имеет свою специфику. Кроме композиторов – авторов музыкальных текстов и специалистов, обеспечивающих исполнение, распространение, хранение музыкальных произведений в систему музыкальной культуры включаются все организационно-управленческие структуры, которые идеологически регулируют музыкальное творчество, заказывают и реализуют музыкальные произведения, занимаются подготовкой профессиональных музыкантов. Кроме этого компонентами музыкальной культуры являются музыкальная критика и публика, оборудование, помещения и инструменты, которые необходимы для ее нормального функционирования:

Таблица 1.

Компоненты академической (профессиональной) музыкальной культуры

Музыкальная культура

Композитор Исполнитель  

Слушатель

(публика)

Критика Организационно-управленческие структуры

Музыкальное образование

(Три ступени)

Музыкально-театральные

и концертные организации

(филармонии)

Библиотеки Издательства

Материально-техническое оснащение организаций (помещения, инструменты)

При рассмотрении истории академической (профессиональной) музыкальной культуры в российских регионах выявляется определенная закономерность: местные исполнительские кадры формируются интенсивно и успешно, а «вызревание» корпуса композиторов может проходить годами, десятилетиями. Процесс подготовки композитора в системе российского профессионального образования мало чем отличается от подготовки исполнителя (по продолжительности обучения). Но требования к результатам деятельности композитора и условия реализации «продукта» его деятельности настолько специфичны, что не во всех регионах до стоящего времени сформированы региональные композиторские кадры. Как правило, всероссийское и международное признание получают в первую очередь исполнительские коллективы и солисты, а творчество композиторов регионов менее известно.

Рассмотрим феномен профессиональной музыкальной культуры центра Забайкальского края (до 2008 г. Читинской области) – Читы. Своеобразие феномена музыкальной культуры любого города всегда определенным образом связано с целым комплексом внемузыкальных характеристик – от географических до социально-политических.

Так, суровые природные условия Забайкалья – особое сочетание горного ландшафта со степями, лесами, резкие перепады температуры, низкое, ненормативное атмосферное давление, преобладание территорий с вечной мерзлотой и т.д. – считаются экстремальными и малопригодными для проживания некоренного населения. Естественно, что с этой точки зрения проживание в городе трудно назвать привлекательным.

С момента обретения статуса города (1851 г.) Чита является социально-политическим и культурным центром края. Но, территориальные границы края долгое время были нестабильны. Это влекло за собой нестабильность статуса города и, соответственно, влияло на приток или отток высококвалифицированных кадров не только музыкантов, исполнителей, педагогов, но и представителей других отраслей культуры.

Географическое расположение характеризует Читу как центр пограничной с Китаем территории. Поэтому усилия государства, особенно в советский период, были направлены на укрепление военно-стратегического статуса города. Вопросы культуры, как правило, отодвигались на второй план. С конца 1930-х гг. Чита являлась центром Сибирского (Забайкальского) Военного и пограничного округов. Это сказывалось на социальном составе населения города и на его плотности: после развала военно-промышленного комплекса и сокращении численности войск в городе (как и в целом на всей территории Читинской области) сократилась значительная часть образованной и культурной «военной элиты».

Современное состояние музыкальной культуры города, в том числе академической, является результатом развития города в специфических условиях региона. На протяжении полутора столетий совершалось приобщение городской культуры к российской и мировой музыкальной традиции. Общая закономерность поступательного развития – целенаправленное накопление черт профессионализации – в читинской музыкальной культуре проявляется иначе, чем в других городах Сибири. Только на рубеже ХХ – XXI столетий в ярких выступлениях оркестров и ансамблей народных инструментов, в успехах хорового исполнительства и исполнительства на духовых инструментах уверенно заявляют о себе музыканты-исполнители – воспитанники Читинского музыкального училища [1].

Рассмотрим историю становления профессиональной музыкальной культуры (ПМК) Читы, используя идею анализа культурных процессов с точки зрения их динамики.

В современной социологии и культурологии представлены две основные парадигмы культуры, которые распространяются на общества и отличаются глобальностью охвата явлений и событий. Первая парадигма развития культуры представлена линейно-стадиальными (прогрессивными), вторая – циклическими теориями [3, с. 18 – 21]. В исторической литературе предлагаются иные модели развития обществ [2]. В музыковедческих исследованиях также уделяется внимание характеристикам музыкально-исторического процесса [4].

Анализ культурных процессов ПМК Читы с 1851 по 2000 гг. позволяет выделить два цикла. Каждый цикл охватывает по три четверти столетия, соответственно: 1851 – 1925 г. и 1925 – 2000 г.

В свою очередь, каждый цикл, включает несколько фаз, которые условно можно обозначить как фазы становления, подъема и кульминации. В первом цикле первая фаза длится 44 года; во втором – 32 года. Фаза подъема в первом цикле – 25 лет, во втором 19 лет; третья фаза, соответственно, 5 лет и 24 года.

Таблица 2.

Циклы ПМК

Первый цикл

Второй цикл

1 фаза 2 фаза 3 фаза 1 фаза 2 фаза 3 фаза
Становление Подъем Кульминация Становление Подъем Кульминация
44 г. 25 л. 5 л. 32 г. 19 л. 24 г.

 

Первый цикл. Фаза становления от 1851 г. до 1895 г. характеризуется развитием любительских форм музицирования. Столь длительный период – 44 года – объясняется полным отсутствием в городе каких-либо признаков городской жизни в момент его возникновения. В 1851 г. в Чите проживало не более 300 человек, не имевших никакого отношения к профессиональной музыке.

Следующая фаза – фаза подъема – от 1895 г. до 1920 г. подводит к созданию некоторых компонентов музыкальной культуры через профессионализацию любительства в формах коллективного музицирования. Это время, когда в городе проживали декабристы, князь П.А. Кропоткин, ссыльный нечаевец Н.А. Кузнецов и другие выдающиеся деятели, активно участвовавшие в формировании социокультурной среды города. Начало музыкального образования в городе было ознаменовано открытием в 1911 г. частной, а в 1918 г. – государственной музыкальных школ.

Кульминация первого цикла приходится на период Дальневосточной республики (ДВР) и на последующие три года (1920 – 1925 гг.), что выражается в активном функционировании в течение пяти лет сложившихся основных форм ПМК: музыкального образования, концертных и музыкально-театральных коллективов; музыкальная жизнь города полнокровна и насыщенна. В начале ХХ в значимыми в истории становления и укрепления позиций академического музыкального искусства в городе становятся имена профессиональных музыкантов О.А. Де-Витте, А.Ф. Крушельницкой, З.Д. Шваревой-Павловой и других.

Второй цикл. Динамика поступательного развития во втором цикле, как и в первом, проявляется не сразу. Его начальная фаза – период зарождения культурной среды нового общества, развития любительства в рамках самодеятельности, появление новых музыкальных учреждений длится от 1925 г. до конца 1950-х гг. В эти годы в Чите кроме названных выше музыкантов начинают работать Б.Г. Павликовская, Г.Х. Толкачев.

Закрытие в 1925 г. музыкального техникума, полное отсутствие в течение пяти лет в городе музыкально-образовательных учреждений означало «слом» в поступательном движении ПМК. 1930 г. – открытие музыкальной школы – знаменует начало второго цикла в развитии музыкального образования в новых условиях с уровня, соответствующего дореволюционному. Отсутствие источника собственных музыкальных кадров, каким являлось музыкальное училище, сдерживает развитие ПМК в течение более чем тридцати лет (с 1925 по 1957 гг.). Процесс «насыщения» музыкальной среды профессиональными кадрами происходит медленно, за счет выпускников единственной Детской музыкальной школы, дающей живительные соки всей музыкальной культуре города. Только через тридцать лет в 1950-е гг. создаются вторая музыкальная школа, два средних специальных учебных заведения (музыкальное училище и училище культуры), что позволяет профессиональному музыкальному образованию восстановить свои позиции.

На линии восхождения ПМК в первой фазе второго цикла наблюдается еще один резкий «слом». Он связан с другим компонентом музыкальной культуры – музыкальным театром. Попытка возрождения музыкального театра в Чите в 1936 – 1937 гг. была неудачной и до настоящего времени эта линия музыкальной культуры не восстановлена.

Тенденции поступательного эволюционного процесса во второй фазе второго цикла, которая длится с конца 1950-х до середины 1970-х гг., выявляются не сразу. Во второй фазе, охватывающей период. ПМК переживает неуклонный подъем. В городе начинают работать выпускники консерваторий Москвы, Новосибирска, Урала, Ленинграда. Среди них Е.С. Ануфриев, М.М. Жикин, Э.С. Маковский, В.С. Мистюков. Деятельность выпусков музыкального училища и училища культуры стабильно «питает» ПМК, обеспечивает ее рост и подводит к кульминации – вершине второго цикла в середине 1970-х гг.

Кульминация второго цикла охватывает период от середины 1970-х до начала 2000-х гг. Сложившиеся формы функционирования ПМК обретают ясные очертания и определенность: ядро музыкальной культуры (двухзвенное музыкальное образование) функционирует вместе с музыкальными коллективами: самодеятельными, военными, филармоническими. Между ними возникает творческое сотрудничество, устанавливаются тесные взаимосвязи. Расцвета достигает концертная жизнь, насыщенная выступлениями гастролирующих коллективов.

Таблица 3.

Основные компоненты современной ПМК Читы

Музыкальная культура

 

Исполнитель

Слушатель

(публика)

 

Организационно-управленческие структуры

Музыкальное образование

(2 ступени)

Филармония

Армейские коллективы

Любительские коллективы

Библиотека

(отдел искусств)

Материально-техническое оснащение организаций (помещения, инструменты)

В 1990-е гг. социокультурные преобразования, отрицательно сказавшиеся на отдельных сторонах культуры, не затрагивают ее ядра – среднего профессионального образования – и, несмотря на тяжелые, кризисные ситуации в финансировании, приток кадров продолжается, рождаются муниципальные коллективы, осваивается третья – вузовская – ступень образования (открывается филиал Восточно-Сибирской академии культуры и искусств). Рассредоточенные во времени события «растягивают» период кульминации почти на четверть века.

Условия протекания событий внутри фаз в каждом из циклов различны. Во втором цикле развитая социокультурная среда и созданные в предыдущие годы традиции способствуют ускоренному становлению и подъему ПМК. Две первые фазы теперь короче почти на 20 лет, тогда как фаза кульминации – «плато» стабильного функционирования феномена ПМК – во втором цикле почти в 5 лет превышает ту же фазу в первом цикле. Стабильности ПМК в третьей фазе второго цикла способствуют внешнеполитический (мирное сосуществование государств с различными политическими системами) и экономический (подъем и стабилизация экономики в регионе) факторы. Эти два фактора дополняются внутренним – закреплением кадров читинской музыкальной интеллигенции.

В истории России, как правило, выделяют досоветский, советский и постсоветский периоды. Их границы и границы циклов развития профессиональной музыкальной культуры в Чите не совпадают. Процессы, начавшиеся в досоветский период в XIX столетии, продолжаются в конце    1910-х – начале 1920-х гг. Второй цикл развития начинается внутри досоветского периода. Поле кульминационного «плато» (середина 1970-х – начало 2000-х гг.) включает и постсоветский период.

В целом характер развития городской музыкальной культуры Читы, как и культуры всего края, можно представить в режиме «рывок – застой». Развитие музыкальной культуры города часто шло стихийно и в этом смысле она может рассматриваться (особенно в отдельные периоды) как саморазвивающаяся система.

Процесс формирования академических исполнительских коллективов и академических  исполнительских традиций отражает специфику регионального варианта музыкальной культуры. Новое состояние культуры во втором цикле, как ее новая ступень характеризуется тем, что формы функционирования, взаимосвязи компонентов музыкальной культуры приобретают устойчивость. Две кульминационные зоны каждого цикла представляют два варианта, две локальные системы функционирования профессиональной музыкальной культуры, сложившиеся в Чите. Обе системы вырастают из любительского исполнительства и все годы активно с ним взаимодействуют. Общим свойством является неполнота обеих систем: не сложились традиции профессионального композиторского творчества, отсутствует высшая ступень профессионального музыкального образования; имевшие место в первой системе выступления симфонического оркестра и музыкально-театральные традиции во второй системе не закрепляются.

Однако первая система существует недолго, тогда как вторая система, обнаруживает устойчивость. Кроме того, именно в ней закрепляются те свойства, которые придают читинской профессиональной музыкальной культуре «лица необщее выражение». Благодаря им она занимает свое особое место в сибирском регионе, а музыкальные произведения академического музыкального искусства различных жанров и направлений получают достойную интерпретацию в исполнении читинских музыкантов.

Список литературы

  1. Белоносова И.В. Музыкальная культура Читы: монография [Текст] / И.В. Белоносова. – Красноярск, 2007. – 162 с.
  2. Дука О.Г. Эпистемологический анализ теорий и концепций исторического развития с позиций вероятностно-смыслового подхода (на примерах российской историографии) [Текст]: дисс. …доктора исторических наук. – Екатеринбург, 2001. – 394 с.
  3. Социология культуры [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Г. Ионин; Гос. ун-т-Высшая школа экономики. — 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. – 427 c.
  4. Шип С. В. Ищем логику музыкально-исторического процесса [Текст] // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. – 2013. – №. 1. – С. 14-29.[schema type=»book» name=»ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА » author=»Белоносова Ирина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found