Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА НА СТРАНИЦАХ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ Г. ЗЛАТОУСТА

Все более актуальной проблемой  в  науке становится исследование культуры русской провинции. Подобный интерес не случаен. Изучение процессов становления и развития самых разных сторон  культурно-художественной среды имеет большое значение для понимания особенностей развития культуры и искусства в целом, создавая и открывая новые знания и включая их в современную социокультурную деятельность.

Рассмотрение роли искусства в  формировании мировоззрения духовной культуры слушательской аудитории объясняет интерес к важнейшему средству — музыкальной критике. Музыкально-критическая журналистика, влияя на общественное сознание, подобно любым публичным высказываниям, становится самой современной  специфической сферой  музыкально-журналистской деятельности.

Журналистские материалы  зачастую являются единственными источниками информации о культурных событиях и по причинам быстрой утраты актуальности, «старения»  требуют своевременного активного привлечения периодики в исторической реконструкции музыкально-художественных процессов  городов. Представляется важным     изучать музыкальную  культуру  провинциальных  городов, являющуюся  на  сегодняшний  день  огромным  неисследованным пластом. Поиск позитивного поля информации об академическом искусстве прошедших лет  позволяет объяснять сегодня эволюцию  функций музыкальной  критики  и  ее  роль  в  культурной  жизни  малых городов.

Пропаганда музыки является одной из главных  задач музыкально- критической журналистики, следовательно, ее предназначением становятся следующие процессы: расширение кругозора, воспитание слушателей, формирование их музыкального вкуса и культуры через  оценку художественно-эстетической сущности явлений искусства, определение степени их совершенства. Именно городская газета,  оказывая огромное влияние  на мировоззрения читателей и оценивая значимые события, всегда была важным поставщиком большой ценности – информации,   вызывающей интерес, отражающей  мнение и настроение социума и  формирующей общественное мнение и,  становясь  «трибуной»  выработки художественно-эстетических норм,   воспитывала  грамотного  слушателя  филармонических концертов. Основным предметом  публикаций всегда оставалась текущая художественная мысль, функционирование художественной культуры.

Свое предназначение критика осуществляла в полной мере. «Критика  потому и  печатается в  газетах и  журналах, – отмечает Г. М. Коган – что она в  первую очередь обращена не к тем, кто пишет или исполняет публично художественные произведения, а к тем, кто их читает, смотрит, слушает…»   [ 3].

Южный Урал, являясь периферией и центром одновременно, разграничивает страну на  «запад и восток» и  в то же время объединяет ее. Именно эта географическая «позиция» определяет специфические черты культуры уральского региона, её уникальность. Г. Казанцева подчеркивает: «Урал становится тем экспериментальным полигоном, где создается культурная модель, основанная на сплаве западно-восточных традиций» [ 2].  Культура малых городов  провинции  интересна как особая культурная локация, объединяющая собственные пути формирования и тенденции  развития культуры страны.

Цель статьи – выявить основные  направления музыкально-критических публикаций в периодической печати города Златоуста в последние три десятилетия ХХ века.

Для достижения цели были просмотрены и проанализированы материалы городской газеты «Златоустовский рабочий». За период  с 1970-1999 гг. вышло более 7 тысяч выпусков газеты[1]. Выходила городская газета пять раз в неделю и практически в каждом выпуске была информация о мероприятиях культурной жизни.

Ориентируясь на оформление газетных полос всесоюзной и  областной газет, в «Златоустовском рабочем» в этот период появляются рубрики, в которых через информационные сообщения отражалась  жизнь городской культуры:

Информируя о работе коллективов, особенностях концертных программ, корреспондентами этих рубрик становились руководители клубов, Домов культуры, Дворца пионеров, кинотеатров, драматического театра, заведующий отделом культуры города – М. Рибоконь, Н. Косиков, И. Новоселова, М. Тарынин, А.Дедов.   Преподаватели музыкальных школ: В. Шабураков, Л. Матвеева, Е. Дементьева, Т. Вашуркина, М. Афанасьева, О.Дедюрина, Е. Гущина в своих статьях рассказывали о филармонических концертах, фестивалях хоровой музыки, известных музыкантах — гостях. Журналисты и рабкоры газеты: К. Борисова, Н. Стрюк, Т. Киселева, Е. Лаветкина, давая оценку событиям, информировали горожан о значимых событиях культурной жизни города. Сопричастность с культурными явлениями расширяла реестр авторов газетных информационных статей. Ими становились   преподаватели учебных заведений, библиотекари, инженеры и  рабочие.

В период 1970-1999 гг. в каждом учреждении культуры, учебном заведении, образовательной школе, на каждом предприятии обязательно функционировали различные коллективы: хоровой, оркестр народных инструментов, духовой оркестр. Лучшие коллективы участвовали в смотрах художественной самодеятельности, в отборочных концертных программах для участия в областных и всероссийских смотрах[2]. Ежегодно проводились смотры хоровых коллективов, своеобразные «битвы хоров» среди различных категорий учащихся (техникумов, училищ, института, общеобразовательных школ), трудовых коллективов предприятий. Ежегодно в начале лета проводился «Праздник песни», где выступали хоровые и инструментальные коллективы – победители городских и областных конкурсов. Обязательно выступал и сводный хор города (С. Л. Антропов). Наибольший интерес вызывало творчество коллективов: «Хоровая капелла» (С.Л. Антропов), хор металлургов (Г.Е. Пауэр), ансамбль «Русские узоры» (А.К. Танцырев),  оркестр духовых инструментов ДК завода  (В.П. Жигулин), духовой оркестр учащихся железнодорожного техникума, Муниципальный духовой оркестр (А.П. Терехов), детский эстрадный оркестр «Зернышки» Дома пионеров, ансамбль танца «Мечта» (В.П.Толкачева), класс оперетты.

Университет  музыкального воспитания в г. Златоусте начал свою работу году в 1971; было создано 12 факультетов на предприятиях города, охвативших большое количество слушателей. Занятия проводились в форме лекций-концертов, их вели музыковеды Челябинска (среди них В.Н. Озирный). Внедряются и новые формы работы: в   1975 году (по предложению Д. Шостаковича)  –  «неделя музыки для детей и юношества», в 1979 году в городе  открывается детская филармония (ДШИ №2).

 Музыкально-критические материалы городской газеты показывают, что концертная жизнь города в последние десятилетия ХХ века была интересна и насыщена. Гостями города были известные исполнители Большого театра, Московской, Ленинградской, Ровенской, Ереванской, Пермской, Кустанайской, Казанской, Новгорода, Волынской, Красноярской, Челябинской, башкирской филармоний. Звучала музыка разных эпох, стилей, национальностей. Свои программы представляли коллективы: академическая русская хоровая капелла А.Юрлова, Государственная хоровая капелла Азербайджана, абхазский и  туркменский ансамбли песни и пляски,  Волжский русский народный хор,  Уральский диксиленд, оркестр «Малахит», композиторы Л. Лядова, Е. Родыгин, М.Фрадкин, Н. Малыгин, учащиеся Центральной музыкальной школы (Москва), преподаватели миасского музыкального училища.

Жители города смогли познакомиться с мастерством исполнителей: Пато Бурчуладзе, Вячеслава Пьявко, Бориса Штоколова, Валентины Левко, Галины Калининой, Александра Ворошило — солистами Большого театра, Владимира Шехтмана (скрипка), Бориса Печерского (фортепиано), Медеи Абрамян (виолончель), Игоря Политковского (скрипка), Михаила Кугеля (альт), Вадима Монастырского, Александра Макаренко (фортепиано), Леонида Сметанникова (баритон), Ирины Галеевой (сопрано)  и других. Конечно, знакомству с таким количеством  известных исполнителей способствовала большая работа областной филармонии. Наиболее яркими были концерты, проходившие в рамках ежегодного музыкального фестиваля «Уральские зори»[3] и «Мастера искусства – мастерам труда».

В газетных  материалах о концертах известных коллективов и солистов исполнителей  раскрывались особенности исполнения произведений, объяснялись закономерности  изложения музыкального материала. В интервью с Валентиной Левко, корреспондент  городской газеты  В. Асанова, отмечая слаженное выступление с концертмейстером, пишет: «Чувствуется, что они единомышленники, маленький творческий коллектив, пропагандирующий большое искусство. Быть на профессиональной высоте  – для того чтобы иметь возможность поднимать на эту высоту и свою аудиторию. Это и есть их творческий почерк» [1].

Определяя «степень совершенства», печатная музыкально-журналистская информация выступала в качестве важного элемента, отвечающего за производство и потребление   социокультурных  ценностей, помогающего слушателю преодолеть трудности эстетического познания.  Выявляя основные направления развития культуры города и  формируя эстетические критерии слушателей, музыкально-критические публикации становятся помощником, своеобразным гарантом восприятия мира в его цельности.

Деятельность одного из старейших на Урале литературных объединений «Мартен»[4] города Златоуста более 80 лет неотделима от культурной жизни города. В 70-е гг. на творческих встречах обсуждались не только литературные новинки. Газетные информационно-критические заметки о заседаниях «Мартена» рассказывали о новых песнях, анализировали содержание стихов самодеятельных поэтов златоустовцев, на стихи которых сочинялись песни, объясняли особенности музыкального  языка. Появляются песни А. Танцырева, С.Львова, С. Антропова, В. Черноземцева, Г. Макеева, В. Бухарцева, В.Данилова… Привлекая к сотрудничеству читателей, газета публиковала мелодию и текст лучших песен, победительниц городских смотров-конкурсов на лучшую патриотическую песню, лучшую песню о городе.

Анонсируя в газете ежегодный «Праздник песни» автор отмечает: «Традиционными стали в Златоусте отчетные вечера-встречи местных поэтов, композиторов и исполнителей новых музыкальных произведений, созданных в творческом объединении. С каждым годом все больше зрителей собирают они. Златоустовцы познакомятся с песнями и инструментальными произведениями В.Данилова, Ю. Филиппова, Е. Макеева, С. Антропова, В. Бухарцева, со стихами литературного объединения. Гостем на празднике будет челябинский композитор М. Смирнов. 21 мая состоится очередная встреча» [4].

  По характеру информации в городской газете можно проследить приоритетность тех или иных сфер общественной жизни. С одной стороны, СМИ освещая события, передают информацию, вызывающую интерес аудитории и отражают мнение и настроение социума. С другой стороны, одной из основных задач СМИ является формирование общественного мнения и, как следствие, социальной оценки событий и общественно значимых явлений.

Рассмотрим  цифровые показатели музыкально-критической журналистики городской газеты «Златоустовский рабочий» за период 1970-1999 гг.

 

таблица 1

Музыкально-критическая деятельность газеты «Златоустовский рабочий»

годы количество выступлений Средний показатель
70-е 256 25,6
80-е 265 26,5
90-е 270 27

 

рисунок 1

Сравнительная таблица и гистограмма показывают  возрастание количества газетных музыкально-критических материалов. Конечно, среди этих материалов большую часть занимали информационные жанры: анонс и хроника и репортажи. Об особенностях спектаклей  гастролирующих оперных театров, театров музкомедии рассказывали заведующие литературной частью гастролирующих театров.

В процессах приобщения к музыке широких слоёв населения и   сохранения музыкально-исторических ценностей, роль  публикаций неоценима, так как детальное отражение  совокупности  всех  фактов  и  событий  культурной  жизни города (присущее печатным изданиям) направляет  на  осмысление ее реальной  оценки. Слушая «пульс» жизни, журналистские публикации становятся своеобразным осознанием действительности.  Материалы газетного издания,  как проводники в мир искусства, были общественно востребованы и актуальны для последних десятилетий ХХ века времени.  Отражая в статьях события «культурной жизни города», систематизировались ценностные ориентиры, смысловые акценты музыкального искусства, улавливались изменения социокультурного контекста. Тем самым,   как сильный механизм управления в сложной коммуникативной системе функционирования искусства, критическая мысль всегда обладала способностью влиять на культуру в целом.

Огромные информационные духовно-ценностные ресурсы, открывающиеся в процессе изучения прошлого отечественной провинциальной культуры, позволяют сохранить неповторимость региональной культурно-художественной среды.

Список литературы

  1. Асанова В. И пробуждается поэзия /В. Асанова // Златоустовский рабочий газета. – –– 24 марта. –  № 74.– с.3.
  2. Казанцева Г. Семантика уральского ландшафта / Г. Казанцева // Автограф  Челябинск-арт. – – № 4. – с.5.
  3. Коган Г.М. Критики – талантливые посредники / Г.М.   Коган //Избранные  статьи:  М., Сов к-р. – – с. 164.
  4. Праздник стиха и песни //Златоустовский рабочий. – – 17 мая. – №116. –– с. 4.

[1] За год выходило 255 выпусков. На металлургическом заводе раз в неделю выхолила газета «Златоустовский металлург».

[2] Основными центрами культурной жизни были: драматический театр, стадион «Металлург», кинотеатр «Космос», дома культуры «Булат» и  «Победа», музыкальные школы,  школы искусств, дом пионеров.

[3]  Фестиваль проходил до 1984 года.  С 1986 года — «Мастера искусства – мастерам  труда».

[4] Литературное объединение   «Мартен» организовалось  в 1927 году. «Мартеновцы» разных поколений способствовали возникновению многих культурных начинаний. Это и «Школа юных талантов» (при редакции городской газеты), и клуб любителей поэзии «Светоч» (при библиотеке и книготорге), и клуб творческой интеллигенции «Таганайские музы» (при центральной библиотеке), и литературные гостиные на базе центральной городской библиотеки…[schema type=»book» name=»МУЗЫКАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА НА СТРАНИЦАХ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ Г. ЗЛАТОУСТА» author=» Евсикова Ирина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found