Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Рассмотрим проведение классов-уроков, занятий по изучению основных техник и методик современных направлений в хореографии: джазового танца, танца модерн, модерн-джаз танца, методику исполнения основных элементов и движений.

Сосредотачивая наше внимание на понимание/осознание функциональных и анатомических связей в теле и интеграции этой информации в движение, особенное внимание нами будет уделено основным аспектам движения. Это – удленение и направление в теле, эффективное использование скелета и мышц, нахождение естественных анатомических связей, модели организации тела и его взаимоотношения с силой гравитации, с перемещением тела в пространстве, импровизации. Все это мы изучаем для того, чтобы тело в танце было более эффективным и сбалансированным, что в свою очередь и определит, в дальнейшем сценическом исполнении эмоциональное состояние, культуру танца и исполнительское мастерство, как результат физического развития.

Использование соматического подхода к исследованию тела, его движений и их проявлений в танце. В этом классе на занятиях уделяется значительное внимание развитию ощущений тела, осознанию его внутренней организации и целостности. Основной материал класса выстроен на релиз-техник и техник телесного осознавания (body awareness techniques), с использованием экспериментальной анатомии, партнерской работы, элементов импровизации, работы с образами.

Техника для начинающих.

В структуре урока используются различные подходы:

Во второй части класса простые упражнения сменяются более сложными, появляются танцевальные связки, где внимание сосредоточено на балансе, инерции, музыкальности, импульсах движения и их развитии.

Финальная часть объединяет материал класса в хореографические фразы и танцевальные комбинации. В классе уделяется значительное внимание развитию воображения и творческого потенциала через использование упражнений по импровизации.

В классе используется визуальный материал, экспериментальная анатомия, работа с образами, партнерская работа, игры – все, что помагает оживить вкус, вдохновение и рефлексы.

Следующий этап – интеграция найденного материала в предложенные структуры технического класса, открывая и проявляя свою уникальность, а также использовать его для создания собственных двигательных фраз и соединять закрепленный материал с импровизацией.

Результат. Увеличение осознанности и эффективности движения, расширение фокуса внимания и спектра выразительности, развитие динамики движений и качество присутствия в танце и в жизни.

Джаз-танец. Техника. Структура урока джазового танца (Jazz Dance). Афро-джаз.

Положение коллапса (свободное держание тела).

  1. Разогрев.
  2. Изоляция: комбинации различных движений одного изолированного центра, ареалы центров. Разноритмические рисунки в комбинациях.
    1. Голова.
    2. Плечи.
    3. Грудная клетка.
    4. Пелвис (бедра).
    5. Руки.
    6. Основные позиции рук.
    7. Варианты позиций.
    8. Ноги.
    9. Варианты разнообразных движений ног.
    10. Координация. Принципы координации.
  1. Шаги и вращения.
  2. Передвижения в пространстве.

Афро-джаз. Система уроков строится на сочитании традиционного афро-танца и джаз-модерна. Движение рассматривается как прямое живое действо, объемное, прстранственное, но подверженное принципам афро-эстетики. Подобные уроки – эксперимент по созданию нового лекстческого языка объединяющего в себе классическую хореографию, пластику и грацию танцовщиков Африки и современный взгляд педагога на джаз-модерн танец.

Цель урока – чистое и легкое движение, достижение музыкальности, экспрессивности и способности рисковать.

Задача урока – освоение основ этнической афропластики, азы джазового танца, синтезированных комбинаций, перемещение в пространстве.

Во время занятий используются движения и приемы, уходящие корнями в афро-американские танцы. Особое внимание уделино клаппингу (хлопушки и удары по телу), что активно используется в ритмотерапии.

Модерн-джаз танец (Modern-Jazz Dance). Техника.

  1. Разогрев всех видов: у станка, на середине зала, в партере, все виды разогрева в комплексной форме.
  2. Изоляция: использование всех центров в координации, полиритмия и полицентрия. Разноритмические комбинации со всеми центрами. (Голова, плечи, грудная клетка, пелвис: hip lift, полукруги и круги, крест и т.д.).
  3. Координация: бицентрия: движения центров в параллель и оппозицию (один центр – медленно и плавно, другой – акцентировано и резко, координированное перемещение в пространстве).
  4. Упражнения для позвоночника: наклоны и перегибы торса (корпуса) во всех направлениях, твисты, спирали, high release, повороты, падения, подъемы, contraction, release, развернутые танцевальные комбинации.
  5. Уровни, партер: активное использование падения и подъемов, переходов из одного уровня в другой уровень с работой позвоночника и движений изолированных центров, передвижения, развернутые комбинации.
  6. Кросс. Передвижение в пространстве: использование contraction и release во время движения. Шаги с координацией трех-четырех и более центров. Шаги, прыжки, вращения – смена направлений. Лабильные вращения. Танцевальные комбинации.
  7. Комбинация или импровизация: развернутые танцевальные комбинации, в которых используется весь арсенал современной хореографии.

Движение и дыхание во взаимосвязи. Вряд ли сегодня найдется хореограф, который не знает какую роль, играет дыхание исполнителя в любом из направлений танца, не понимает значения тренировки дыхания. Дыханию отводится не менее важное место, нежели физической выносливости исполнителя. Необходимо отметить, что технические возможности исполнителя непосредственно и напрямую связаны с умением после сильных физических нагрузок, достаточно быстро восстанавливаться.

Как известно, танцовщики народно-сценической, классической, бальной хореографии, как правило, используют грудное дыхание. В современной хореографии дыхание обязательно связано с движением, проникает во все тело и наполняет все его части. Движение, поддержанное дыханием, – текуче и естественно. Дыхание в современном танце часто оказывает непосредственное влияние на окраску самого движения.

В Bartenieff Fundamentals дыхание рассматривается как основа связей в теле, влияющая на каждый аспект движения. С точки зрения Ирмгард Бартеньефф, в процессе двигательно-функционального обучения важно всегда начинать с дыхания, потому что:

В основе BMC (Body Mind Centering), Бартеньефф и многих других Соматик-дисциплин лежит импровизация, поэтому на теоретическом уровне вопрос о привязке определенной фазы дыхания к определенному движению обычно определяется в терминах свободного выбора. Конкретные рекомендации обычно даются в конкретных упражнениях. Причем обучающийся самостоятельно решает, использовать полученные рекомендации или нет.

В техниках работы с дыханием можно выделить два подхода.

  1. Настройка на дыхание, обычно включает в себя наблюдение за дыханием, его продолжительностью, локализацией, соотношением вдоха-выдоха и т.д.
  2. Исследование дыхания через движение:

а) через внимание к дыханию – к осознанию внутренних взаимосвязей тела (по Бартеньефф, этих взаимосвязей пять: центр-периферия, голова – хвост (копчик), верх-низ, правая половина тела – левая половина, кросс-латеральная (диагонали тела));

б) взаимосвязь дыхания с изменением формы тела (при этом изменение может быть ориентировано на саму форму тела или на ее взаимосвязь с пространством);

в) взаимосвязь дыхания с движением тела в пространстве.

Базовая модель дыхания – «расширение-сжатие» присутствует в любом движении. Кроме того, с дыханием связывают два движенческих паттерна: подъем-опускание (например, «падение» и «отражение» в технике Хэмфри-Лимона) и «открывание-закрывание» (например, в работе с центром-периферией у Bartenieff). При этом вдох связан с первой частью этих пар, а выдох – со второй.

Другой подход заключается в использовании выдоха для выхода в движение (здесь связь: вдох – внутрь, а выдох – вовне). Движение на выдохе обычно делается, когда акцентируется фокус на высвобождении напряжения в какой либо части тела. На этом принципе, как известно, построена техника релиза.

Упражнения на дыхание могут давать самые разные его модели. Среди них нет единственной и универсальной, каждая из них полезна в том или ином случае. Важно умение танцовщика связывать дыхание с движением оптимальным способом, чтобы дыхание улучшало качество движения, обогащало его динамику и выразительность.

 

Понятие «импровизация» с точки зрения культорологических особеностей в контексте занятий современным танцем. Что это значит сегодня импровизировать, в то время как исторически импровизация служила для практики эмансипации, а превратилась в инструмент создания языка, приобретения собственного голоса и передачи значений самым очевидным, скучным и даже нарцистичним образом. Встает вопрос: что делает «импровизацию сегодня» перформативным жестом? Что означает «репетировать Мы» в этом контексте? Какие условия делают возможным создание этого «МЫ», без того, чтобы стать сделанным проектом или тем, с которым мы бы себя идентифицировали, но все равно таким, который постоянно сам себя бы создавал? И, что нам делать, если артистическая практика отвергает и отменяет любую содержательную, завершенную, самодостаточную и рабочую базу? Как тело, состоящее из множества тел, создает желание и общий творческий протокол? И как благодаря этому желанию, само это тело облачить в опыт переживания «простого», а не в самоуправляемую машину? Как мы в конечном счете можем прожить опыт «МЫ» на не состоятельной, не завершенной и бесполезной базе? И как долго? Для этой цели есть предложение Пас Рохо (хореограф, танцовщица, перформер, исследователь и педагог – Испания). Пересмотреть концепцию импровизации как открытого состояния, в котором мы находимся в контакте со всеми условиями вокруг, которые могут привести к ситуации, воплощающей это проблему «МЫ». Исследовать эту проблему, используя различные телесные практики, помогающие натренировать, подготовить и установить контакт с телом разными способами восприятия движения, например: релиз, контактная импровизация, body-mind.

Создание связок для работы в парах и сольно с помощью направляемого и импровизационного партнеринга. Работа с весом, изоляцией, ведением и следованием. Метод создания нового – работа с различными темами и качествами, например: высокая активность, ленивый вид, следование или ведение. Помимо создания танцевального материала, метод поможет лучше узнать свое тело и то, как оно используется в патрнеринге.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что прежде, чем начинать практическое обучение исполнительскому мастерству, необходимо ознакомиться с теорией, чтобы иметь четкие представления о фундаментальных, базовых законах, на которых держится структура всех методик и школ по подготовке исполнителей различных видов танца. Исполнителям танца необходимо знать физиологические основы двигательной деятельности. Твердое усвоение элементарных знаний о физиологических процессах, протекающих в организме при занятиях хореографией, поможет сознательно вырабатывать высокую работоспособность, избегать излишнего утомления, сохранять достигнутую координацию движений и улучшать технику движений.

Занятия хореографией влияют на развитие силы мышц, увеличивая их объем, происходит их улучшенная эластичность, максимальная растяжимость, улучшаются их сократительные действия и многое другое.

Чтобы создать нечто красивое и возвышенное надо обладать общими энергетическими взаимозаменяемыми качествами. Занятия исполнительским мастерством в хореографическом искусстве – это, прежде всего двигательная деятельность, которая проходит очень активно.

Танец – это движение, а движение – это физический процесс, помогающий выразить эмоции и чувства. Обще-специальная и хореографическая подготовка с использованием современных методов совершенствования техники исполнительства будет способствовать повышению профессионального уровня исполнителей танца.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Ведь эмоции являются мощным стимулом к деятельности, мобилизующим нашу энергию. Именно поэтому основная задача заключается не в подавлении и искоренении эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Чувства можно косвенно, опосредовано направлять и регулировать через деятельность, в которой они проявляются и формируются.

Только пытливость и жажда познания смогут дать возможность ремеслу перейти в мастерство. Это профессиональный путь к обучению и подготовке исполнителей танца. Все полученные знания, приобретенные умения и навыки должны привести к практической реализации творческого видения в хореографии, другими словами – к новому типу мышления студентов-хореографов.

Список литературы:

  1. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика. М.: ГИТИС, 2000. – 440 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ» author=»Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна, Новикова Анна Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_10(18)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found