Район Юго-Восточной Прибалтики, в пределах которого располагается Калининградская область, отличается от других регионов России особенностью географического положения и степенью антропогенного воздействия на природные ландшафты. Территориальная оторванность от Федерации предопределила статус эксклава и создание здесь свободной экономической зоны (СЭЗ). Однако в свете последних политических событий важно проанализировать потенциал территориального развития области на основе рационального природопользования.
В настоящее время оптимизация природопользования одна из главных проблем, изучаемая многими направлениями современной науки и является залогом устойчивого развития территории. В связи с этим, все большее значение приобретает комплексный научный анализ взаимодействия социальной и природной систем в процессе потребления или эксплуатации тех или иных природных ресурсов, т.е. в процессе природопользования. Из всех наук принцип комплексности наилучшим образом разработан в географии в силу особенностей самой науки. Он основан на изучении взаимосвязей в развитии природных комплексов, хозяйства и населения, определении степени воздействия антропогенных факторов для обеспечения средо- и ресурсовоспроизводящих функций природы, при сохранении её разнообразия и естественной эволюции.( 2, с.9).
Система природопользования формируется под влиянием многих факторов и зависит от определенных природных условий. Вследствие этого в настоящее время имеются различные классификации этих систем в зависимости от выбора ведущего фактора: целевая, компонентно-ресурсная, экологическая, региональная.[1,c.11]
А.В.Евсеевым в основу классификационных критериев была положена пространственная организация, сформированная различными видами природопользования. Им выделены две группы форм природопользования по отношению к преобразованию и использованию природных ресурсов а) ресурсоразрушающие, ресурсопотребляющие (разрушающие, преобразующие) и б) ресурсоохраняющие, щадящие. К первой группе относят следующие виды природопользования: фоновое, крупноочаговое и очаговое; ко второй- дисперсное[1,с.12]. Т.М.Красовская делает вывод, что современное географическое природопользование вбирает в себя концепции геоэкологии, экономической географии, экономики, культурологии, но не должно отождествляться с этими науками. [3,c.22]
Для территории Калининградской области к вышеперечисленным направлениям необходимо добавить оценку состояния современных природных условий и этнокультурные знания за весь период природопользования. Такой подход обусловлен тем, что деятельность людей разворачивалась на фоне ритмичных климатических изменений, которые существенным образом влияли на эффективность ведения хозяйства. С другой стороны, смена этносов, неоднократно происходившая на этой территории, также влияла на динамику ландшафта, его свойства и отразилась на характере природопользования.
Главным негативным природным фактором в этом регионе на протяжении всей истории освоения земель было избыточное увлажнение, обусловленное физико-географическими условиями. Выравненный характер рельефа со средними отметками 50 м над уровнем моря, глинистые и суглинистые почвогрунты, достаточное, а в отдельные годы избыточное увлажнение (550-650 мм) при среднегодовой температуре 60 -70 , способствовали заболачиванию территории. Соответственно и мероприятия, проводимые здесь, были направлены на осушение земель и, в значительной степени, предопределили территориальную структуру, которая была заложена в начале XIII столетия.
В это время здесь произошла смена этносов в результате вытеснения прусских племен Тевтонским Орденом. Вслед за ним на эти земли прибыли колонисты из Центральной Европы, в основном немцы, которые уже пользовались железным плугом и умели осушать земли. Освоение происходило по типу западноевропейской цивилизации. Началась сплошная вырубка лесов, прокладка дорог, заложение осушительной сети и создание поселений. Однако переселенцы владели навыками природопользования в других природных ландшафтах, и им, при освоении земель, пришлось столкнуться с рядом проблем, главной из которых была пестрота почвенного покрова. Неоднородность почв объясняется неоднородностью почвообразующих пород, образовавшихся в результате сильной перемытости и переотложения наносов тающего Валдайского ледника, ушедшего с территории 15 тысяч л.н.
По мере освоения эмпирическим путем были определены лучшие земли для агроландшафтов: в основном дерново-подзолистые и бурые лесные почвы на морене. Аллювиальные болотные и болотные низинные — осушались и использовались, в основном под кормовые угодья. Не пригодные для сельского хозяйства земли, на флювиогляциальных, эоловых и избыточно увлажненных озерно-ледниковых отложениях, использовались для создания лесопарковых зон. В результате хозяйственной деятельности на протяжении более семи веков была создана территориальная структура, характеризующаяся сложным инженерным обустройством. Этнос «вжился» в ландшафт и антропогенному воздействию подверглись основные природные компоненты – гидрологические объекты, почвы, рельеф, растительность. Практически вся территория (90 %) осушалась закрытой и открытой мелиоративной сетью, включающую в себя каналы, обилие прудов, гидротехнические сооружения в виде дамб, шлюзов, мостов, придорожных кюветов. Леса занимали 20% территории и в основном являлись лесопосадками с включением интродуцентов. Сельскохозяйственные угодья составляли свыше 70% от общей площади б. Восточной Пруссии. Луговая растительность представляла собой сеяные травы и формировала луга и пастбища, на которые приходилось более 30 % от площади всех сельхозугодий. К середине XX столетия здесь сформировалась равновесная природно-антропогенная система.
После ВОВ переселенцам, уже с Восточно-Европейской равнины, пришлось вживаться в ландшафт, созданный другим этносом. Молодые специалисты, прибывшие для освоения области: землеустроители, почвоведы, агрономы, считали поначалу, что луга с травяным покровом в рост человека и леса, отличающиеся разнообразием породного состава – естественные формации. Отсутствие навыков природопользования в таких природно-антропогенных ландшафтах, а также утрата материалов по лесо и землеустройству, документации мелиоративных систем, большая часть которых представляла собой закрытый дренаж, затрудняли эффективность восстановления хозяйства, нарушенного войной.
Исследование территории было проведено в 1949-1952 г. г. комплексной Калининградской экспедицией АН СССР и послужило основой для дальнейшей работы почвоведов, геоботаников, мелиораторов.
Со сменой социально-экономических условий претерпела изменение и территориальная структура. Изменилась система землепользования, а вместе с ней система расселения и дорожно-транспортная сеть. Крупные землевладения колхозов и совхозов предопределили постепенную смену характера расселения. Хуторская дисперсная система была заменена на поселки с более развитой инфраструктурой. Изменению подверглась и мелиоративная сеть. В процессе её реконструкции каналы заменили на закрытый дренаж, для более удобной обработки больших массивов сельскохозяйственных угодий крупногабаритной техникой. В целом, послевоенная разруха была преодолена и восстановлено народное хозяйство. Успешно развивалась промышленность и сельское хозяйство. Положение дел изменилось за годы перестройки и в первую очередь коснулось территориальной структуры в связи со сменой характера землепользования и ослаблением централизованного надзора за состоянием земель. Вследствие этого, равновесные природно-антропогенные комплексы стали превращаться в антропогенно-деградируемые – образующиеся при разрушении культурного ландшафта. Из общей площади сельхозугодий 818 тыс. га (60 % суши области) обрабатывается только 40%. В результате более заметно стали проявляться природные процессы — заболачивание и зарастание сельхозугодий сорными растениями. Причем в руслах мелиоративных каналов нередко поселяется ольха черная. Можно предположить, что проведенные ранее улучшения природных условий могут быть утрачены. Этому способствует также изменение климатических условий. За 70- летний период прослеживается явный тренд увеличения не только среднегодовой температуры, которая возросла до + 80, но и среднегодового количества осадков увеличившихся до 800 мм, а в отдельные годы 1000 мм. Следовательно, любая хозяйственная деятельность затруднительна без проведения реконструкции мелиоративных систем с учетом изменения природных условий.
Калининградская область богата не только благоприятными для развития сельского хозяйства земельными ресурсами, но и полезными ископаемыми, которые в какой-то степени стали причиной разрушения культурных ландшафтов. Не санкционированная добыча янтаря, строительных материалов приводит к нарушению почвенного покрова и осушительных систем. Проектирование и строительство трубопроводов, новых дорог также не всегда согласуется с проведенными ранее мелиоративными мероприятиями.
Проблемы природопользования и территориального развития коснулись и областного центра. Геополитическое положение региона, мягкий климат, богатое историческое прошлое привлекательно для развития туризма и проведения массовых мероприятий. Город переживает бум строительства. Однако происходит нарушение веками, формировавшуюся, опять-таки на основе осушительных мелиораций, территориальную структуру. Сохранившиеся окраины, уцелевшие с довоенных времен, до недавнего времени сохраняли свой неповторимый аспект, который по праву можно было считать культурным наследием. [4,с.187] . В настоящее время эти районы подвергаются точечной застройке. Вырубаются деревья, засыпаются пруды, которые являются водоприемниками избыточных вод, в результате подтапливаются и разрушаются строения. Среди трехэтажных домов с черепичными крышами довоенной постройки, утопавшими до недавнего времени в зелени, возвышаются высотки, вокруг которых паркуется великое множество машин, ухудшающих экологическое состояние городской среды.
Таким образом, решение проблем природопользования и территориального развития Юго-Восточной Прибалтики должно базироваться на корректном всестороннем изучении динамики ландшафтов, обусловленной не только климатическими изменениями, но и сменой этносов на этой территории. Использование географического подхода позволит учитывать и регулировать все аспекты взаимодействия общества и природы в пространстве и во времени на основании функционального подхода и позволит избежать многочисленных ошибок в современной системе природопользования региона.
Список литературы:
1.ЕвсеевА.В. Основные подходы и классификации природопользования.//Рациональное природопользование теория, практика, образование. М.:МГУ, 2012.- 262 с.
2.Емельянов А.Г. Основы природопользования: учебник. М.: Академия,2011.-255с.
3.Красовская Т.М. Эволюция научных представлений о природопользовании.//Рациональное природопользование традиции и инновации.М.:МГУ, Мат. межд.конф. 2013 г.- 326 с.
4.Лазарева Н.Н. Влияние ландшафтной структуры на характер землепользования (на применре Калининградской области).// Пространственная организация, функционирование, динамика и эволюция природных, природно-анропогенных и общественных географических систем. Материалы Всероссийской научной конф. Киров, 2010 г.- 403 с.[schema type=»book» name=» СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ» author=»Лазарева Наталья Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]