Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Стратегическое планирование — это одна из основных функций стратегического управления, обеспечивающая базу для всех управленческих действий. Если субъект управления не будут использовать преимущества и достоинства стратегического планирования, то существуют риски с формулировкой, а далее с достижением заданной цели [5]. Благодаря использованию принципов, методов и инструментов стратегического планирования обеспечивается наиболее эффективное потребление ресурсов в данный момент с целью максимизации ускоренного продвижения в желанном направлении [1].

Применение стратегического планирования в постсоветской России получило распространение фактически после принятия Стратегического плана Санкт-Петербурга в 1997 году. Далее эту идею подхватили муниципальные образования Ленинградской области, малые и моногорода, методическую помощь в подготовке документов оказывали фонды Евразия, Новая Евразия и др. организации [2, 4]. Крупным городам, городам-миллионникам работы по стратегическому планированию пришлось вести за счет собственных средств в условиях дефицита местных бюджетов [3, 6].

В этих условиях  Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» стал знаковым документом, который юридически закрепил необходимость стратегического планирования в России, сформулировал принципы и виды стратегических документов.  Данный Указ был издан под грифом «ДСП», в широкий доступ не поступал, в результате широкого обсуждения он не получил.

В продолжение темы в 2014 годы был принят Федеральный закон №154 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон) [7]. Согласно этому законодательному акту все административно-территориальные образования к  2017 году должны разработать собственные стратегии развития, а федеральные органы управление обязаны обеспечить методическую поддержку.

Закон содержит 15 глав, которые включают в себя 47 статей. Тем не менее, нормы, прописанные в данном акте, вступают в противоречие с Указом Президента, который до настоящего времени не отменен. Более детально расхождения в понимании таких сущностных составляющих как само определение стратегического планирования, его принципы, виды стратегических документов и т.д. даны в таблице ниже.

Таблица

Сравнение понятий и терминов стратегического планирования,

изложенных в Законе и Указе Президента

Основные понятия

и термины

Закон  № 172 — ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» Указ Президента от 12 мая 2009 г. № 536 «Основы стратегического планирования в РФ»
Определение страте-

гического планиро-

вания

Стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» Под стратегическим планированием в Российской Федерации понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности
Перечень и сущность

принципов стратеги-

ческого планированияя

-Единства и целостности,

-разграничения полномочий,

-преемственности и непрерывности,

-сбалансированности системы стратегического планирования,

-результативности и эффективности стратегического планирования,

-ответственности участников стратегического планирования,

-прозрачности (открытости) стратегического планирования,

-реалистичности,

-ресурсной обеспеченности,

-измеряемости целей,

-соответствия показателей целям и

— программно-целевом принципе.

-взаимозависимость мер социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

-разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и координация их деятельности в целях обеспечения национальной безопасности;

-системность долгосрочных решений в области устойчивого развития Российской Федерации, согласованных с мерами по обеспечению национальной безопасности;

-своевременность реализации мер, способствующих укреплению национальной безопасности и направленных на динамичное экономическое, культурное и духовное развитие Российской Федерации;

-своевременная корректировка стратегических национальных приоритетов в интересах гармоничного развития личности, общества и государства, обеспечения стабильного состояния национальной безопасности;

-концентрация материальных, финансовых, кадровых, научно-технологических, информационных и иных ресурсов в интересах устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

Цели и ценности

стратегического

планирования

Решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации Разработка институциональных, организационных и иных мер по обеспечению конституционных прав и свобод, высокого качества и уровня жизни российских граждан, по достижению устойчивого развития Российской Федерации и укреплению обороны и безопасности государства за счет рационального использования национальных ресурсов и потенциала гражданского общества России.

Ценности: обеспечение прав и свобод, высокого качества и уровня жизни, укрепление обороны и безопасности государства, рациональное использование ресурсов и другие.

Полномочия

органов власти

Традиционные статьи о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления (глава 2). НИЧЕГО НЕ УКАЗАНО

Даже предварительное исследование Закона и Указа дает возможность утверждать, что имеются серьезные расхождения в понятийном аппарате, принципах стратегического планирования, подходах к видам стратегических документов и т.д. Представленный выше анализ позволяет сделать вывод, что целесообразно организовать работу по внесению изменений и дополнений в Закон в соответствии с Указом Президента.

 

Список литературы:

  1. Акимова, О.Е. , Богомолова И.В., Шаховская Л.С. и др. Отраслевые особенности организации маркетинговой деятельности в современных условиях.  Российский государственный университет экономики и сервиса. Шахты, 2007 г. — 391 с.
  2. Богомолова И.В. Экстраполяционный взгляд на современное состояние территориального стратегического планирования в России. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.: Экономика. Экология. — 2014. – Серия 3. – № 6 (20). – С. 96-102.
  3. Богомолова И.В. Индикативное планирование устойчивого развития территории как инструмент формирования инвестиционной политики. ВолгГАСУ. — Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2007. – 66 с.
4.                                           Ермолаева Е.М.,  Богомолова И.В. Стратегическое планирование устойчивого развития крупных городов в императивах современных установок ООН (на примере Волгограда). Экономика и предпринимательство, № 5 (70), 2016 г. С. 296-299.

5.                                           Машенцова Л.С., Богомолова И.В.  От конкурентоспособности к устойчивому развитию: региональный аспект. Экономика и предпринимательство, №3-1 (68-1), 2016. С.288-290.

  1. Слепченко В.А., Богомолова И.В. Особенность развития и конкурентоспособность постиндустриальных городов.  Современная экономика: проблемы и решения. Воронеж, Воронежский государственный университет.- 2012. №8 (32). – С. 8-23.
  2. Федеральный Закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/.[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» description=»Все большее число российских городов и субъектов РФ осознали необходимость поиска своего индивидуального пути устойчивого развития. Одним из методов, способных обеспечить успешность развития, является стратегическое планирование. В статье исследуется становление и развитие территориального стратегического планирования. Особое внимание уделяется современному периоду, начало которому положило утверждение Федерального закона от 28.06 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», регламентирующего деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в области стратегического планирования и управления. Автор обосновывает целесообразность, а также доказывает необходимость законодательного принятия дополнений в перечень норм и принципов стратегического планирования.» author=»Богомолова Ирина Викторовна, Машенцова Людмила Сергеевна, Богомолов Сергей Александрович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-07″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found