Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ОРУДИЯ ТРУДА В СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ

Социальную память традиционно понимают как «накопленную в ходе социально-исторического развития информацию, зафиксированную в результатах практической и познавательной деятельности, передаваемую из поколения в поколение с помощью социокультурных средств и являющуюся основой индивидуального и общественного познания  на каждом конкретном этапе исторического развития» [2, с. 105-112].

В социальной памяти людей хранятся не только высокие достижения культуры, представляющие собой художественные ценности человечества, но и весь обыденный опыт  народа, его бытовые привычки, предметы обихода. Предметы обихода, играющие испокон веков неоспоримую роль в хозяйстве и быту, служат, безусловно, удовлетворению практических потребностей людей. Однако предметный мир, в котором человек живет, несет в себе маркер времени, указывающий не только на настоящее, но и на различные пласты прошлого.

В связи с этим Я. Ассман говорит о существовании предметной памяти, связанной с изготовлением вещей, необходимых для жизни человека [1, с. 20].   К ним относятся и орудия труда, которые еще Я.К. Ребане причислял к отдельной группе носителей социальной памяти, рассматривая их как один из способов хранения социально значимых сведений, хотя они и не были изначально предназначены для передачи знаний [3, с. 47].

Технические примитивы включают в себя информацию о существовавших ранее  житейских нормах поведения, являясь воплощением технологических познаний создававших их когда-либо людей. Преемники осваивают приспособления и получают от их предков не только сами вещи, но и передаваемые вместе с ними потомкам жизненно важные сведения, необходимые для сохранения традиционного способа бытия, в том числе умения, трудовые навыки создателей, способствующие произво­дству материальных ценностей.

Одним из  видов носителей социальной памяти являются художественные произведения, по которым мы во много можем  судить о том, в какой форме информация об орудиях труда существовала в прошлом, и что из этих сведений дошло до наших дней. Приведем примеры текстов, зафиксировавших знания людей об устройстве, функционировании сельскохозяйственных орудий, вышедших из повсеместного употребления, но до сих пор хранимых в памяти народа.

Представления людей о конструктивных элементах бороны, древнего примитивного пахотного орудия, отражают следующие отрывки. Становится понятным, что у бороны есть «колышки»: Борона старая, мы с хозяином из нее колышки берем (А. Орлов. Тайный друг ее величества). Борона приобретает «зубья»: Стальная борона с остро наточенными зубьями воткнулась ему в грудь (Зверев С. Южный фронт). Подмечены знания людей о принципах ее работы: Борона ездит в неумелых и растерянных руках, лошади бегут, зубья легонько взрывают почву только с поверхности (И. Э. Бабель. Статьи в газете «Новая жизнь»).

 Соху, являвшуюся главным почвообрабатывающим орудием русских крестьян до 30-х годов XX века, описывали следующим образом. Представлено ее конструктивное устройство: Соха употребляется самая легкая, о двух рожках, с небольшим: железом (А. Н. Радищев. Описание Петербургской губернии). К сведениям об устройстве добавляется принцип работы: Виня взял с полосы камень, да и подколотил у сохи какой-то клинышек. Отец пришел, а соха не идет, да и только. Все время из борозды прет (В. Белов. Плотницкие рассказы. 1989). …как, бывало, навалится на нее, так соха и уйдет в землю по самые ручки (Н. П. Вагнер. Сказки Кота-Мурлыки). В приведенной ниже цитате подчеркиваются особенности эксплуатации орудия: От сохи земля падает в обе стороны одинаково (Ф. Искандер. Созвездие Козлотура).

Еще одно приспособление, применяемое ранее крестьянами для вспашки земли – плуг. О том, каким он мыслился, можно судить по следующим описаниям: Они распирали плуг, лезли на раму (Ч. Айтматов. Верблюжий глаз).плуг то и дело выворачивало из борозды, где ножи скрежетали по кремню (Ч. Айтматов. Верблюжий глаз). Когда запряженный тремя, четырьмя парами круторогих быков тяжелый плуг режет в бескрайней степи борозду, отбеленный лемех отваливает такую жирную, маслянистую землю (А. С. Серафимович. Железный поток).

Интересным становится употребление лексемы, представляющее некую последовательность производимых с орудием действий: По степи ложились густые тени, словно плуг неведомый извлек из-под травы черные бархатные полосы и уложил их рядом, полосу за полосой (А. Соболь. Когда цветет вишня). Плуг, словно прилипая к земле, скрипел, судорожно подрагивал и полз, лениво отваливая тонкие пласты грязи (М. А. Шолохов. Червоточина). …и плуг взрыхлял, переворачивал с боку на бок пласты суглинка… (В. А. Солоухин. Смех за левым плечом).

Нет никакой необходимости применять на практике все устаревшие машины, механизмы, на смену которым пришла более современная техника. На разных исторических этапах менялась роль тех или иных орудий в жизни человека, а вместе с ней и характер имеющихся о них знаний. Однако не вызывает сомнения, что сведения об этих орудиях труда так или иначе присутствуют и в современной жизни. Все приведенные примеры говорят о том, что вышеперечисленные орудия труда хотя и устарели, но их конструктивные элементы, принцип работы и предназначение полностью не утрачены нашим сознанием, закрепившись в социальной памяти народа, а опыт поколений по  производству, применению технических примитивов во многом оказал влияние на современную «орудийную» картину мира.

Список литературы:

  1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. — М., Языки славянской культуры, 2004. – 363 с.
  2. Ребане Я. К. Социальная детерминация познания: комплексная проблема исследования // Общественные науки 1980 №4 с. 105-112.
  3. Ребане Я. К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания. Вопросы философии, 1982, №8, с.47-52.

Источники иллюстративных примеров:

  1. https://lib.ru.[schema type=»book» name=»ОРУДИЯ ТРУДА В СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ЛЮДЕЙ» description=»Рассматриваются орудия труда в качестве носителей социальной памяти людей. Их ментальные образы трактуются как атрибуты знаний о прошлой и настоящей трудовой деятельности народа и передаваемых вместе с ними из поколения в поколение жизненно важных сведениях о совокупности действий, необходимых для обращения с этими вещами, в том числе умениях, навыках создателей данных приспособлений, воплощенных в «материю» языка. » author=»Жданова Татьяна Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-26″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found