Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Миграция — это актуальная тенденция современного мира. Не менее актуальны и проблемы связанные с миграцией: противоречия культур, привносимой мигрантами и традиционной для принимающей стороны; межнациональные конфликты, возникающие на экономической, этнической, культурной почве и имеющие скрытый или остро выраженный характер; этнорелигиозные проблемы, зачастую использующиеся экстремистами и террористами; адаптации мигрантов и воспитания вза­имной терпимости.

Межэтнические конфликты происходят во всем мире – и в странах Запада, и в России, и в экономически развитых, и в экономически отсталых или развивающихся странах. Наиболее остро эти конфликты проявляются, как правило, в больших городах — мегаполисах. Объясняется это некоторыми особенностями мегаполисов. Во-первых крупные города наиболее полиэтничны: чем крупнее город, тем больше в нем проживающих на постоянной основе национальностей, больших и малых этнических групп. Во-вторых в больших городах, из-за привлекательности рынка труда, большая «текучесть» приезжих, их сезонное количество может достигать существенного числа.

Например, по данным переписи 2010 года в Москве проживал 1 млн. 573 тыс. человек нерусского населения, что составляет 15,8% [1]. С учетом нелегальной миграции, которая по разным оценкам составляет около 3 млн. человек, процентное соотношение русского и нерусского населения составляет около 45%. В такой ситуации возрастает вероятность возникновения конфликтов, столкновений между этносами.

Межнациональный конфликт, как уже было отмечено выше, имеет как экономический, так и социокультурный аспект. Экономический аспект обусловлен тем, что приезжие — это в основном молодые и более хваткие люди, которые прикладывают больше усилий для достижения целей и зачастую действительно добиваются большего результата. В условиях конкурентного рынка труда это не остает­ся незамеченным со стороны коренных жителей. Экономический аспект зачастую является катализатором столкновений на бытовой почве, конфликтов на этнической, религиозной, культурной разности, т.е. социокультурных конфликтов.

Нивелировать предпосылки возникновения социокультурных конфликтов можно и нужно за счет воспитания чувства толерантности по отношению к «другому». Как пишет известный ученый, некогда предста­витель франкуртской школы профессор Юрген Хабермас, слово «толерантность», заимствованное из латинского и французского языков в XVI веке, имело ограниченный смысл и понималось как терпимость к иным религиозным верованиям, религиозным мень­шинствам[2]. Толерантность сегодня имеет различные аспек­ты: этнический, религиозный, толерантное отношение к другой культуре.

Основы толерантности, как необходимого сосуществования культур, закладываются постепенно, вместе с осознанием и принятием демократических ценностей, практической реализацией социального взаимодействия, что должно стать приоритетным направлением государственной политики. Необходим комплекс конкретных мер в сфере образования и культуры, выработанный совместными усилиями культурологов, социологов, психологов и т.д.

Подобные программы на уровне государственной политики, органов местного самоуправления, привлечение к этой работе общественных организаций,  корректная работа СМИ способны максимально сгладить противоречия во взаимодействии принимающего населения и мигрантов, способствуя взаимной социокультурной адаптации и формированию взаимного уважения и принятия культурных различий.

Вместе с тем, необходимо сказать, что, толерантность как «терпеливость» имеет грани­цы. Сегодня европейцы, приверженцы мультикультурализма, все больше сетуют на то, что политика толерантно­сти не оправдывает себя — чем терпимее ведет себя одна сторона, тем агрессивнее — другая. Ведь зачастую мигранты воспринимают терпимость коренного населения по-своему, как должное и даже как слабость.

В последнее время все чаще с экранов телевизоров мы видим проведение в странах Запада маршей противников мультикультурализации, лозунгов за сохранение идентичности западной цивилизации. На фоне нежелания мигрантов интегрироваться в принимающее сообщество, насаждения своих традиций и обычаев не приемлемых для коренных жителей, паразитического образа жизни рассуждения о необходимости толерантности воспринимаются большей частью принимающего сообщества слабо.  Подобное поведение мигрантов не может вызывать у местного населения уважения к приезжим.

Очевидно, что толерантность должна быть обоюдной. Нельзя требовать толерантности от коренного населения при том, что приезжие всячески подчеркивают свою самоидентичность, выпячивая её, требуя каких-либо преференций. Скажем, во Франции, Бель­гии, Нидерландах студентки из мусульманских стран добиваются ношения головных платков, в то время как в мусульманских стра­нах тоже не разрешается ношение платков в учебных заведениях. В Турции, где основное население мусульмане, не разрешается ношение платков в стенах университетов. Выходит, мусульмане хотят пользоваться демократическими принципами, существующими в западных стра­нах, хотя у себя дома они не имеют таких возможностей.

Огромную роль в работе по межэтническому примирению играют печатные и непечатные средства массовой информации. Незнание национальных особенностей, акцентирование, в погоне за «горячим», на негативных фактах, неосторожное или намеренное высмеивание культурных и религиозных ценностей отнюдь не способствуют проявлениям толерантности в обществе. Пример подобного антитолерантного негативизма – события во Франции, связанные с печатью карикатур вызвавших волну протеста в мусульманском мире.  К сожа­лению, непрофессионализм или желание показать вседозволенность, подменяя ею демократию,   в такой деликатной теме как межэтническое сосуществование приводят к очень печальным последствиям. Возможно, есть необходимость готовить специалистов средств массовой информации, которые бы с университетской скамьи учились досконально разбираться в этнической самобытности и межэтническом взаимодействии. Наверное, это было бы полезно не только для стран Запада, но и для России как многонациональной страны. Взвешенное, компетентное освещение вопросов межнационального сосуществования — это условие сохранения стабильности, как в отдельной стране, так и в мире.

Особая роль в воспитании толерантности, безусловно, отводится религии, многочисленным религиозным конфессиям во всем мире. Показателен один, на мой взгляд, поучительный пример, приведенный     В.Ц. Худавердяном в курсе лекции по социальной политике в России и за рубежом: «Несколько лет назад в немецком городе Дармштадте в евангелической церкви мне на глаза попалось письмо в связи с проведением Недели солидар­ности с иностранцами. В письме содержалось следующее обраще­ние к немецким прихожанам: «Твой Христос по национальности еврей; твой автомобиль японский; пицца, которую ты отведыва­ешь, итальянская; твоя демократия берет свое начало с греческой демократии; кофе, который ты пьешь, бразильский; отдыхаешь ты в Турции; пользуешься арабскими числами; шрифт, которым ты пишешь, латинский, — и неужели после всего этого твой сосед про­сто иностранец?» [3].

Многообразие стран, стремление человека к поиску лучшей жизни – это условие при котором были, есть и будут миграция и мигранты. И вопрос не в том, чтобы остановить миграцию, а в том, чтобы лучше управлять этим процессом при более высоком уровне сотрудничества и понимания.

Список литературы:

  1. Мосгорстат. Электронныйресурс: wps/wcm/сonnect/rosstat_ts/moscow/ru/census_and_researching/census/national_ census_2010/score_2010/ab3ade00436779d3a052e174665da2b8), 11.02.2015 г.
  2. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социс. 2006. № 1. С. 45.
  3. Худавердян В.Ц. Социальная политика в России и за рубежом: курс лекций. – М.; Моск. Городск. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009 г., С.115.[schema type=»book» name=»МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ» description=»В статье рассмотрены вопросы межэтнических конфликтов, их причины и условия возникновения. Выделены особенности межэтнических конфликтов в крупных мегаполисах. Дано определение толерантности. На примерах показана необходимость и неизбежность толерантного сосуществования культур в поликультурном обществе. » author=»Петров А.В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found