Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Дети дошкольного возраста чрезвычайно интересуются языком, в частности письмом. Видимо, этот новый вид деятельности привлекает ребенка очень рано, т.к. не только нами, но и большинством исследователей детского письма зафиксированы факты, когда дети задолго до написания первой буквы, рисуя «каракули», называют этот процесс письмом. В тоже время педагоги детских дошкольных учреждений уделяют письму детей слишком мало внимания. В школах учителя довольно часто высказывают следующее мнение: дети приходят в школу и как-то не так пишут, не так говорят, не так понимают, и все это потому, что их учили неправильными способами. Пусть ребенок придет в школу, ничего не зная, ничего не умея. Учитель все возьмет в свои руки. На самом деле все равно этот процесс начинается до школы, и ничего мы здесь изменить не можем по самым разным причинам. Тем-то, наверное, и интересен дошкольный возраст, что ребенок сам хочет писать, и родители заинтересованы в этом. В тоже время система русского письма весьма сложна для ребенка, приступающего к освоению грамоты.

 «Теория письма, во всяком случае так называемого «звукового» письма, невозможна без учета устной речи, и все ученые, когда-либо занимавшиеся вопросами письма и правописания, естественно, обращались к вопросам произношения» – отмечал Л.Р. Зиндер [1, с.4]. Усвоение системы графики и орфографии самым тесным образом связано с усвоением фонологической системы, т.к. фонемный состав слов начинает нормально осознаваться носителем языка вместе с усвоением букв и элементарными навыками письма. Комментарии фонетического характера – лингвистическая составляющая при обучении грамоте.

Ознакомление с графикой как совокупностью правил отображения средствами алфавита фонем данного языка — следующая за фонетическим письмом ступень практического усвоения письма ребенком. Эта ступень предшествует усвоению орфографии, но это уже не ступень элементарного знакомства с письменной системой языка. На этом уровне ребенок постигает сложные закономерности в направлении от звука к букве, которые обычно на начальном этапе освоения грамоты никем для ребенка не формулируются (в отличие от большинства правил орфографических). Между тем, система русской графики необычайно сложна для обучающихся письму. Не случайно А. М. Пешковский писал: «Графика наша здесь нарочно устроена так, чтобы по возможности затемнять взаимоотношения элементов устного языка» [3, с.39]. Природа русской графики сама предполагает наличие «неправильных» написаний, отклонений от графической нормы.

Между тем, отчетливое осознание того, как ребенок  усваивает фонемно-графические соответствия, какие закономерности выделяются на этом этапе усвоения письма, важно как в теоретическом, так и в  практическом плане, потому что, исходя из этого  понимания, строится и система дальнейшего обучения письменной речи. Понимание основ русской графики – еще одно условие успешного овладения грамотой.

Ребенок-дошкольник, освоивший правила начертания букв, способы передачи на письме фонемно-графических соответствий, способы обозначения мягкости согласных и передачи фонемы /J/, может обходиться без орфографических норм: его «письмо» социально не ориентированно. При этом письмо может длительное время иметь элементы транскрипционного письма, которое удобно и понятно большинству детей. Одновременно с этапом фонетического письма у детей складывается своя графическая (можно предположить, что идет формирование и орфографической) система, в которой отражается большинство особенностей русской фонологической системы. Ю.П. Князев назвал такое письмо детей  этого периода «спонтанной орфографией» [2, с.23]. Можно выделить письмо дошкольников и как «алфавитную графику». Одной из главных характеристик письма ребенка в это время (дошкольный возраст) является то, что знание особенностей нашей фонологической системы позволяет без труда предсказать, какие ненормативные написания может допустить пишущий ребенок в этом возрасте. Соответственно и рассмотрение способов передачи детьми-дошкольниками звучащей речи на письме невозможно без характеристики русской орфографии, анализ орфографических явлений позволяет  по-новому взглянуть на природу большинства ошибочных написаний, понять те трудности, с которыми сталкиваются дети на определенных этапах обучения. Орфография, в отличие от графики, имеет дело с правилами написания смысловых единиц, и из всех возможностей выбирает одну, считая за ошибку все остальные. Наличие второстепенных значений букв является одной из причин ошибок, появляющихся в письме тех, кто только овладевает основами грамоты: возможность нескольких написаний одного слова в зависимости от его произношения порождает ошибочный выбор буквы для передачи звука  у тех, кто не знаком с правилами орфографии, а руководствуется только возможностями графики. Понимание сущности морфологического принципа русского письма – залог успешного овладения системой письма.

Именно поэтому на факультетах дошкольного воспитания необходимо готовить грамотных людей, которые, изучив весь опыт вхождения ребенка в язык и сделав правильные выводы, могут применить его, при этом могут  направить ребенка, и может получиться интереснейшая методика. Нужно с ребенком заниматься лингвистическим образованием, а не только речевым. Интереснейшие познания о языке ребенок получает именно в этом возрасте: от двух до пяти.

Исходя из этих крайне важных задач, нами разработан и внедряется в практику спецкурс «Освоение ребенком системы русского письма», предназначенный для тех, кто работает с детьми: будущих воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-логопедов.

В ходе занятий находит отражение когнитивный подход к природе первоначального детского письма. Детское письмо рассматривается как обязательный компонент развития  общей языковой системы ребенка. Отмечается, что процесс онтогенетического освоения письменной формы речи во многом сходен с процессом освоения устной формы речи ребенком: ребенок в состоянии самостоятельно построить основы графико-орфографической системы, подобно тому, как сам строит грамматику родного языка.

Предполагается, что в ходе занятий студенты смогут провести самостоятельные наблюдения за письмом детей-дошкольников и младших школьников. Разработанные задания направлены на выработку у студентов навыков анализа письменных работ, а также навыков проведения коррекционной и пропедевтической работы с детьми по предупреждению отклонений от норм письменной речи.

В ходе рассмотрения вопросов курса «Освоение ребенком системы русского письма» предполагается детальное повторение лингвистических основ русской графики и орфографии:

Кроме того, нами подробно рассматриваются вопросы соотношения устной и письменной речи, вопросы психологии усвоения орфографии.

Одной из главных задач данного курса является определение этапов освоения ребенком системы письма: от усвоения начертания отдельных букв до стихийного осознания морфологического принципа русского письма.

Подробная разработка этапов занятий призвана облегчить студентам работу по усвоению учебного материала спецкурса, приобретению практических навыков работы с письменными детскими текстами, которые собраны в картотеке.

Вопросы «лингвистического образования» будущих специалистов по работе с детьми, а также создание программы интегративного курса по лингвистическому образованию детей-дошкольников – одно из перспективных направлений совместной работы лингвистов и методистов.

Литература

  1. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 2- е изд. — М.: Просвещение, 1979.
  2. Князев Ю.П. Спонтанная орфография дошкольника как фонетическая транскрипция // Проблемы детской речи — 1997. Материалы межвузовской конференции. — С-Пб.1997.
  3. Пешковский А.М. Реформа или урегулирование// Русский язык в советской школе.-1930.[schema type=»book» name=»ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» author=»Павлова Наталия Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found