Если проследить историю развития языкознания на Западе, то можно будет выделить 2 фундаментальных направления: 1) лингвистическая традиция ориентации на философию и логику; 2) традиция, ориентированная на этнографию и риторику. На разных этапах развития языковой науки они либо существовали параллельно, либо одно из этих направлений преобладало.
В отличие от упомянутых выше двух традиций, системно-функциональная лингвистика (или системная лингвистика), о которой речь пойдёт ниже, сочетает в себе этнографическую традицию и основы риторики, то есть имеет элементы сразу обеих традиций исследования.
В самом общем виде системно-функциональная лингвистика сегодня — это один из разделов прикладной лингвистики, которая изучает языковые явления в контексте общения (или контексте ситуации).
Возникло данное направление прежде всего в традициях исследований британского антрополога и лингвиста польского происхождения Бронислава Малиновского (1884-1942). Он создал функционально-контекстуальную матрицу для интерпретации культуры, где язык играет ключевую роль. Его идеи относительно языка и необходимости понимания языка в контексте ситуации были затем восприняты и дополнены первым профессором общего языкознания Великобритании Джоном Фёрсом (1890-1942). Фактически Фёрс оформил идеи Малиновского в полноценную новую лингвистическую теорию.
Во многом Фёрс опередил важнейшие аспекты развития лингвистики в 70-80-е годы ХХ века. «Этот подход рассматривает язык как источник, который, в свою очередь, образуется в ходе его использования людьми в процессе общения. Таким образом, системно-функциональный подход призван объяснить языковые формы с точки зрения выражаемых ими значений и создавать грамматику, которая даёт возможность понять все оттенки любого текста, как устного, так и письменного» [1, c.164].
Применением «ферсианских» принципов анализа языка к изучению синтаксиса занимались последователи Фёрса: М. Халлидей (M.A.K. Halliday) и Р. Хадсон (R.A. Hudson). Автором теории системного анализа (или системно-функциональной грамматики, системной лингвистики) считается Майкл Халлидей.
Формально впервые теория была представлена в 1961 году в программной статье «Категории теории грамматики» («Categories of the Theory of Grammar»). Таким образом, системная лингвистика сформировалась на основе фёрсианских принципов и под влиянием идей Уорфа, Ельмслева и Пражской лингвистической школы.
В начале своего существования системно-функциональная грамматика включала в себя 2 компонента: 1) парадигматическое или «вертикальное» измерение, то есть приоритет, отдаваемый автору высказывания. Грамматические структуры затем рассматривались как результат выбора говорящего; 2) ориентация на значение, а не на форму, то есть целью было описать, как слова и выражения используются для передачи значения.
«1) Грамматика функциональна в том смысле, что существует для объяснения того, как используется язык. Каждый текст понимается в том или ином контексте использования, и именно эти контексты сформировали на протяжении многих поколений языковую систему. Функциональная грамматика — это естественная грамматика, так как в ней все может быть объяснено.
2) Фундаментальные компоненты значения в языке — это функциональные компоненты. Все языки основаны на 2 основных типах значения — воображаемом (ideational), или рефлексивном (reflective), и межличностном (interpersonal), или активном (active). Эти компоненты, метафункции, являются выражениями лингвистической системы.
3) Каждый элемент в языке трактуется со ссылкой на его функцию в общей языковой системе. С этой точки зрения функциональная грамматика объединяет все элементы языка как органические конфигурации функций. Каждая часть интерпретируется как функциональная по отношению к системе в целом» [2,c. xiii].
Халлидей рассматривал текст как семантическое явление, а не как чисто грамматическое. Он полагал, что семантика неразрывно связана с грамматикой, так как значения в языке обычно реализуются посредством формулировок, или форм выражений (wordings), то есть собственно грамматики. Чтобы проследить значение текста, грамматика должна быть одновременно функциональной и семантической, то есть грамматические категории должны интерпретироваться как выражения семантических моделей.
Далее хотелось бы подробнее остановиться на теории метафункций, сформулированной Халлидеем. Всего их было сформулировано 3: межличностная (interpersonal), эмпирическая (experiential), текстуальная (textual).
Межличностная метафункция объединяет системы, которые существуют для выражения социальных связей между автором высказывания и адресатом передаваемого сообщения. Рассмотрим ряд предложений, в которых именно грамматика позволяет различить оттенки значения.
The flight is confirmed. (утверждение)
Is the flight confirmed? (вопрос)
Confirm the flight. (указание)
Would you confirm the flight? (указание с положительным модальным значением)
The flight must not be confirmed. (указание с отрицательным модальным значением)
Таким образом, не все вопросительные предложения функционируют как собственно вопросы, поэтому выбор конкретной грамматической формы будет всецело зависеть от контекста.
Вторая метафункция, эмпирическая, предполагает рассмотрение языка с точки зрения того, как он используется для описания событий, состояний и создания языковой картины мира говорящего. Данное значение языка для системно-функциональной лингвистики лишь одно из ряда других не менее важных, то есть почему что-либо сказано (межличностная перспектива) и как это сказано (текстуальная перспектива) представляются для исследователя столь же важными, как и то, что именно сказано.
Третья метафункция носит текстуальный характер и охватывает ту часть грамматики, которая отвечает за то, как значения в предложении организованы в связи с окружающими их идеями и встроены в более широкий контекст высказывания.
Подводя итог изложенным в кратком виде основным принципам системной теории, следует отметить, что её можно рассматривать как «протосистемную» [3, c.54], т.к. в основе заложены такие принципы, как рассмотрение языка как системы выборов говорящего и функциональная организация языка, как видно из классификации метафункций. Как и теория Фёрса, системная лингвистика — это постоянно развивающееся направление, нашедшее применение и на практике лингвистических исследований.
Если Джон Руперт Фёрс концентрировал свои исследования в основном на так называемых внешних факторах языковой системы, то его ученик Халлидей, предложил теорию с основой на внутреннюю структуру языка, то есть грамматику.
Список литературы:
- Halliday, M.A.K. Learning How to Mean. Explorations in the Development of Language. N.Y.: Elsevier, 1975. — 164 p.
- Halliday, M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. London: Arnold, 1985. — 387 p.
- Matthiessen Ch., Bateman J. Text Generation and Systemic-Functional Linguistics. Experiences form English and Japanese. London: Pinter Publishers. — 348 p.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ ЛИНГВИСТИКИ» author=»Гаврилова Юлия Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]