В настоящее время уже определился ряд популярных писателей и поэтов, приход которых в литературу начинался с сетевой литературы. В.Д. Черняк и М.А. Черняк среди них называют, например, Дмитрия Горчева, Алекса Экслера, Макса Фрая, Ксению Букшу и др. [1,с.132]. Что же касается авторов, получивших признание и за пределами Сети (эстрада, театр, крупные издательские проекты), то к ним в первую очередь относится Вера Полозкова. В 2009 году ей была присуждена литературная премия «Неформат», породившая бурную дискуссию, сначала на страницах «Литературной газеты», а потом и в Интернете. В ней приняли участие такие известные поэты и критики, как И. Панин, Д. Быков, Л. Пирогов и др.
Одним из первых, причем с резкой критической статьей в адрес автора, выступил известный поэт и критик Игорь Панин. В статье под говорящим названием «Кукла», отдавая должное таланту Веро4ки и ее популярности («армия почитателей»), он, тем не менее, ставит в упрек поэтессе отсутствие собственного, индивидуального голоса, называет Полозкову не иначе как «гламурной молодой особой», а ее творчество – «поэзией телесериалов», «стихочтивом», «вторсырьем», «литературным секонд-хендом», пророчит судьбу выброшенной на помойку куклы [2].
В свою очередь в защиту Полозковой выступил Дмитрий Быков [3]. В статье «Немаленькая Вера» он пишет о том, что Полозкова нуждается в объективной и одновременно бережной критике. Примеривая на Панина маску Зоила, отмечает, что его манера так называемого «писаревского пересказа» способна загубить и самого талантливого поэта. Что же касается Веры Полозковой, то, по его мнению, именно она продолжает живую традицию русской литературы, и более того – от этой девушки зависит, по какому пути будет развиваться в дальнейшем поэзия. Критик убежден, что «Полозкова – parexcellence – настоящий поэт со своей темой». И, несмотря на некоторые недостатки (самовлюбленность, вторичность и др.), вырастет со временем «в первоклассного поэта, гордость отечественной литературы» [Там же].
Новый подход в изучении поэзии Полозковой, имеющий непосредственное отношение и к нашим наблюдениям, намечен в статье Л.Д. Гутриной [4].
По мнению исследовательницы, в стихах второго по времени издания сборника поэтессы «Фотосинтез» актуализируется образ «своего круга», «возникает чувство, что эта книга – некий «пароль», способ безошибочного определения своих и чужих» [4,с.174]. Принципиально важно, продолжает размышлять Гутрина, что «возможность «совпадения», то есть, «со-бытия с миром», дает <Полозковой> общение в «своем кругу» – на основе дружбы» [4, с.179]. Отсюда и своеобразная поэтика сборника: шифровки на уровне датировок, именования авторов, большое количество посвящений, коллективное «мы» и др. Л.Д. Гутрина – первая, кто весьма проницательно обратил внимание на такого рода акценты в творчестве Полозковой. В то же время для екатеринбургской исследовательницы подмена высокой задачи создания кислорода (фотосинтеза) для окружающих созданием его для себя, своей тусовки воспринимается как безусловная и существенная смысловая потеря молодых авторов. На наш взгляд, «понимание в качестве приоритетной жизненной ценности линии взаимопонимания друзей, «своих» [4, с. 180] является выражением одной из универсальных закономерностей молодежной культуры. В отличие от «культуры для молодых», создаваемых профессионалами для сбыта, она создается для себя и в целом типологически близка к ценностным установкам молодежных субкультур. Что же касается Веры Полозковой, то она в своем раннем творчестве убедительно и, что самое главное, художественно выразительно, их демонстрирует. Неслучаен и первый ее ник – «teenspirit».
К настоящему времени особенности организации субкультурных сообществ и способы самовыражения их участников достаточно основательно изучены как в зарубежной, так и в русской культурологии и социологии (см, например, замечательную книгу Т.Б. Щепанской «Система: тексты и традиции субкультуры» [5]. В ней исследовательница детально описывает причины и особенности формирования у подростков так называемой зоны отчуждения («антинормы»), поиски «своих» (незанятых официальной культурой) каналов информации (рок-музыка, молодежный сленг, особые жанры вербального творчества), приоритет духовной и творческой составляющих, «брачный поиск», приобщение посредством посвятительных обрядов к «ядру» сообщества (обретение ника, личного символа и духовного наставника), «бытовое инакомыслие» (термин К.В. Чистова), внимание к эзотерике, формирование собственных (зачастую) эклектических мировоззренческих систем, урбанизм как характерная черта поэтики и некоторые другие (в зависимости от типа субкультуры / сообщества).
Обращаясь к личности Веры Полозковой (см. об этом: эссе Юлии Идлис о Вере Полозковой) [6], обратим внимание на ту целеустремленность и настойчивость, с которой она утверждала себя в ЖЖ (одном из популярных неофициальных каналов информации). Здесь важно отметить следующее: в 60-80 гг. прошлого века, когда Сеть еще только начинала свое победное шествие по миру, альтернативными, «своими» каналами информации для молодежных движений становились, по мнению Т.Б. Щепанской, поиск информации в западных источниках (например, передачи радиостанции «Голос Америки» и др.), приобретение пластинок западных музыкальных групп, внешняя атрибутика (прически, одежда, стиль поведения), по которой узнавали «своих», овладение соответствующим сленгом и др. В настоящее время всю необходимую информацию подросток получает в Интернете, обычно здесь он обретает и своих единомышленников. Именно так поступала и юная Вера Полозкова. Впоследствии, уже в роли «мультитысячницы», поэтесса подтвердила значимость для нее этого канала информации:
Для меня мой ЖЖ – самый длинный в жизни проект, он начат в 16 лет и ведется до сих пор. Это вещь, которая вообще не приносит мне никаких денег, никаких видимых бонусов, кроме некоторых вторичных выгод – типа умер родственник, но зато пожалели. Но ни одна работа, за которую мне платили деньги или обещали все блага мира, не длилась в моей жизни так долго: мне не было так интересно [6, c. 241].
Любопытнейшие вещи в интересующем нас аспекте находим и в сборнике В. Полозковой «Непоэмание» [7|]. Сборник вышел в свет одновременно с «Фотосинтезом» в 2008 году, но большинство его стихотворений датируются 2004-2005 гг. Уже само название сборника, с одной стороны, подчеркивает обособленность авторской позиции (обречен на непонимание), с другой – его жанровое своеобразие (не поэма, а нечто принципиально другое). Рассмотрим его содержание с точки зрения ценностей молодежной культуры.
- Выше уже отмечалось, что важнейшей ее чертой является поиск близких по духу людей. Как мне представляется, эта тема занимает принципиально важное место в стихотворениях Веры Полозковой 2003-2005 гг. Искренне восхищаясь друзьями («Что-то есть в этих мальчиках с хриплыми голосами, / дрянными басами / да глянцевыми волосами, – /Такие приходят сами, уходят сами, / В промежутках делаются твоей / Самой большой любовью» («Или, к промеру, стоял какой-нибудь август», c.204)), Полозкова упоминает и такие, свойственные субкультурной молодежи модели поведения, как стремление к эпатажу («Нет, мы борзые больно – не в Южный Гоа, так под арест. / Впрочем, нас, кажется, минует эта участь» («Точки над «i», c. 201)); пристрастие к алкоголю, наркотикам («Выпивали на каждого граммов двести» («Или, к промеру, стоял какой-нибудь август», 204)); «Катя в дугу пьяна, и да будет вовек …»; «У Кати дома бутылка рома, на всякий случай, а в подкладке пальто чумовой гашиш» («Катя», c. 210)), увлечение сленгом (кричалка, ксива, блеф и др.) и обсценной лексикой (альмаматерна, гребаная весна, царевна-б.. и др.).
Названы мекка хиппи – остров Гоа, хотя и вскользь – возможный печальный конец тусовщиков. Лирическую героиню, например, посещает «видение некоего «бомжа» под «тулупом, что прогнил на треть» («Неправильный сонет, c. 191).
Поэтесса признается, что ее друзья – «все они как один шпана: пусть образованна первоклассно и кашемировое пальто, – но приджазованна, громогласна и надирается как никто» («Life As it Goes», c. 130), но именно этим они ей и дороги: «Я всех их, собственно, и люблю за то…» («Life As it Goes», c. 130). И уже в порядке обобщения – реплика «…мы золоченая. / Но трущобная молодежь» («О, швыряемся так неловко мы …», c. 71).
- Следующей особенностью мироощущения представителей молодежной культуры является элитарность, понимаемая как эзотеризм (принадлежность к особому кругу посвященных). Эта установка проявляется в разных формах:
– как прямое безапеляционное утверждение: «Кроме нас, избранных…» («Кроме нас, избранных…», c. 32);
– как горделивое осознание своей молодости и дарованной ею свободы: «Я на старте. Я пахну свежей раскрытой книгой» («Игры», c. 81);
– как разговор на равных со знаковыми персонажами отечественной и мировой культуры: «Мы идем к остановке, словно Пилат с Га-Ноцри …» («Одно утро», c. 101); («До Владимира Маяковского / Мне – всего сантиметров шесть» («Первой истошной паникой по утрам…», c. 66);
– как своеобразное двойничество (с элементами контраста, либо иронии и ёрничанья): Девочка – черный комикс, ну Птица Феникс, // Ну вся прижизненный анекдот. // Девочка – черный оникс, поганый веник-с / и яд себе же, а антидот. // … Девочка странно малёхо – не щеголиха, // а дядька с крыльями за плечом («Как будто бы», с. 150);
– наконец, и как отчаянная попытка защитить свой мир от «рассчетливого угля взрослых чужих жаровень» («Я могу ведь совсем иначе», c. 104).
- Определяющей ценностью во всех молодежных субкультурах становится любовь. Т.Б. Щепанская замечала по этому поводу: «Пожалуй, центральный мотив дискурса Системы, ее магических упражнений, песен, граффити – одиночество и поиск любви» [5, с. 174]; «Поиск возлюбленного составляет смысл тусовок для значительной части их участников» [5, с. 177]. При этом для сексуальных практик молодежных культур, с одной стороны, «характерны пренебрежение табу, исходящие от общепринятой культуры, демонстративный отказ от ее норм» [5,с.81], с другой – «поисковая направленность, порождающая многообразие сексуальных практик в количественном и качественном смысле» [Там же]. Важно иметь в виду и то обстоятельство, что «аскетизм, девственность, романтическая любовь получают в этой среде культурную санкцию равно, как и групповой секс, смена партнеров или гомосексуализм (мужской и женский)» [Там же].
В центре внимания Веры Полозковой в данном сборнике также поиск и художественное исследование природы и сущности любви. Вообще достойно восхищения, насколько глубоко и точно изображает она все многообразие ее оттенков (любовь/болезнь, любовь/пытка, любовь/поединок, любовь/ревность /ненависть, любовь/наваждение, любовь/смерть, любовь/проклятие, любовь /безысходность, любовь/предательство, любовь/озарение/высшая точка жизни, любовь/ всепонимание/ всепрощение).
Как видим, начинает с очень личных моментов (перед нами своего рода биография чувства – «Люболь»), затем следует попытка высвобождения из любовного плена («Симеиз») с новыми провалами в чувство, выходы в социальное, поиски осмысления пути поэта, новые увлечения, и, наконец, завершающее сборник стихотворение, в котором повествуется, что главное для нее уже не поиск любви, а поэтическое признание. Трудно сказать, такой финал – это действительно передача ее глубоко личных ощущений в их последовательной эволюции или, поскольку сборник вышел позднее (2008 год), сознательная систематизация стихов.
- Представляют интерес и экзистенциальные инсталляции (построения) молодой поэтессы. Т.Б. Щепанская отмечала, что в молодежных субкультурах «имеют хождение этнические, религиозные, политические символы, взятые из различных источников и, <очевидно >, изменившие первоначальный смысл» [5, с. 234]. Для того чтобы понять их существо и функции, необходимо иметь в виду изначально протестный характер молодежных движений. Так, например, «в период господства атеизма андеграунд обращается к Богу» [5, с. 121]. Однако, «как только социальный институт (в данном случае православие Т. З.) утверждается, андеграунд ищет альтернативные формы религиозности [5, с. 122]. Отношение Полозковой к Богу, на мой взгляд, вполне соотносимо с субкультурными представлениями, это действительно «поиск своего Бога»: «… легкость невыносимая – старый бог / Низвергнут, другой не выдан, ты где-то между» («Shamel-Sheikh», с. 159)
При этом данная тема возникает в ограниченном дискурсе, как правило, в процессе рассуждений о смысле жизни, поэтическом даре, времени и любви. Бог Полозковой, с одной стороны, «Верховный электрик», «Всемогущий демиург», Создатель «кружевного вымысла». Это он в «освещении лунном мутненьком, проникающем сквозь окно, небольшим орбитальным спутником / <…> снимает про нас кино…» («В освещении лунном мутненьком», c. 78). Это он, «стиснув мир в своей всемогущей руце», играет им в огромный боулинг («Ты играешь в огромный боулинг», c. 112). Но, с другой стороны, у поэтессы с ним особые, доверительные отношения: «Я танцую тебе, смеюсь, дышу горячо, как та девочка у Пикассо … И пока я танцую спорю, кричу, … все живет» («Ты играешь в огромный боулинг», c. 112).
Можно предположить, что Полозкова, как и многие представители субкультурных сообществ, увлечена и восточными вариантами религиозных учений. По крайней мере в ее раннем творчестве встречаются популярные сегодня мотивы «переселения душ»: «Нас…рассадят по вертелам, / Повращают, прожгут, протащат через года,/и мы будем квартировать по своим телам, / Пока Боженька нас не выселит / В никуда» («Время быстро идет…», c. 151).
Как и в творчестве субкультурных авторов, в стихах Полозковой периодически появлется тема суицида и смерти («Почему не спросит: Тебе всегда так Сильно хочется умереть?» («Где твое счастье, с. 178); «… а мы-то нет, мы уйдем за смыслом дорогой желтого кирпича» («Письмо Косте Бузину в соседний дом», c. 188-189)).
- Молодежные субкультуры принципиально урбанистичны. Поэтом города выступает и Вера Полозкова. Она описывает либо город в разные календарные и временные промежутки, либо морской (преимущественно курортный, получается тоже городской) вариант пейзажа. Вообще у нее потрясающие зарисовки городского пространства. В грандиозности его воссоздания и авторской экспрессивности, она, на мой взгляд, не уступает В.Маяковскому. Например, о Питере: «Там колонны – словно колпак кондитера», («Питер», c.23); «Небо поизносилось, прогибается, / Пузом накрыв обломки больших держав» («Войлок», c. 34); «Город носит в седой немытой башке башен гирлянды / И гудит недовольно…» («Одно утро», c. 101).
Что касается социальных проблем, то они не рассматриваются Полозковой специально, возникают спонтанно и чаще в связи с рассуждениями о природе поэтического творчества. Например, в демонстративном отказе заниматься политическим пиаром: ее лирическая героиня «трав не курит, водк не глушит» и «уже в общем знает, чего стоит» («Давай будет так», c. 90). Или в хорошо известном русской поэтической традиции противопоставлении поэта и толпы: «Два народа: семьи смешных мещан … / И безумцы …/Я же пью свой кофе в «Дженнет кошеси», / Что сварила моя Сайде …» («Все монеты в море …», c. 30); «Очень страшно не дождаться той одной фанатской пули, / Рокового передоза, неисправных тормозов./Это все, что нужно людям, чтоб сказали «аллилуйя!», / Чтоб раскаялись, прозрели и зажгли бы алтари / … А пока ты жив – ты жертва, пожилой печальный клоун: / Тыкать пальцами, кривиться, морщить глупые носы / И с какого-то момента поднимают – только на смех» («Гумилев Updated», c. 152)».
Разумеется, уже и раннее творчество Веры Полозковой не укладывается целиком в рамки определенной молодежной субкультуры, оно значительно шире по тематическому диапазону, используемым традициям (этот вопрос может стать предметом специального рассмотрения) и приемам, художественной цельности и ценности. Однако не вызывает сомнений и тот факт, что она стала ярким выразителем тенденций, свойственных молодежной культуре. Они находят свое выражение в мотивах поиска «своих», близких в духовном плане людей, поэтизации их образов и моделей поведения, стремлении к неограниченной свободе, утверждении брачного поиска как нормы, мировоззренческом эклектизме, упоминании в творчестве названий отдельных жанров молодежной культуры, использовании приемов (работа с прецедентными текстами), молодежного сленга и в большом количестве – обсценной лексики.
Литература
- В.Д.Черняк, М.А.Черняк. Базовые понятия массовой литературы: словарь-справочник. СПБ: РГГУ им. А.И.Герцена, 2010. – 167 с.
- Литературная газета, №37[624](2009-09-16; URL:https://encold.lgz.ru/article/10130].
- Быков Д. Немаленькая Вера // Вера Полозкова. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://enc vera_polozkova.ru/other/nemalenkaya-vera (дата обращения: 17.10.2014).
- Гутрина Л.Д.«Свой круг» как ценность в современной популярной поэзии (книга В.Полозковой и О. Паволги «Фотосинтез) // Культ-товары-XXI: ревизия ценностей (масскультура и ее потребители): Коллективная монография /под общ. ред. И.Л. Савкиной, М.А. Черняк, Л.А. Назаровой. – Екатеринбург: «Ажур», 2012. – С. 172-180.
- Идлис Ю. Рунет: Сотворенные кумиры. Москва: Альпина нон-фикшн; 2010.
- Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. – М.: ОГИ, 2004. – 286 с.
-
Здесь и далее цитация по изданию: Полозкова В. Непоэмание. – М.: Livebook, 2014. – 224 с.[schema type=»book» name=»Кумиры Рунета (на материале творчества Веры Полозковой)» author=»Золотова Татьяна Аркадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]