Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

Концепт «Spiritual» в романе Т. Драйзера «Стоик»

Роман Т. Драйзера «Стоик» — заключительная часть «Трилогии желания», изданная в 1947 году. Действие происходит в Лондоне, где главный герой, Фрэнк Каупервуд, продолжает успешно вести профессиональные дела.  В результате философского переосмысления жизни он начинает осознавать ничтожность человеческих стремлений и обратную сторону успеха, в связи с чем на первый план выходят духовные ценности, и в романе возникает тема веры. Кроме того, в жизни Фрэнка появляется ангел-хранитель и духовный советник в лице любимой женщины, Беренис Флеминг.

Цель исследования – на примере ключевых слов романа «Стоик» раскрыть значимость стоящего за ними ментального концепта «Spiritual» для художественного мира романа.

Статистический анализ ключевых слов романа проведен с помощью программы фрагментатор. Основными критериями отбора являлись частотность (исключая служебные части речи), а также принадлежность лексических единиц к единому семантическому полю с другими лексическими единицами из полученного списка (с учетом словарной и контекстуальной синонимии).

  Концепт «Spiritual» (693 слов из общего количества ключевых слов романа «Стоик» 127022) представлен в романе следующими ключевыми словами: существительными и прилагательными о жизни и смерти — life (167), death (40), tomb (30), fatal (11), dead (8), casket (8), alive (7), grave (6), burial (6), buried (6);  существительными, связанными с темой болезни, которая заставляет главного героя обратить свои взоры к Богу — doctor/ DR. (112), hospital (28), illness (19), disease (15), health (14), pain (11), aid (9), medicine (3), drug (3); а также слов религиозной тематики − God (34), Guru (17), soul (16), spiritual (16), spirit (15), faith/ faithful (14), cathedral (14), religious(13), church (10), meditate (9), sensual (7), divine (7), yoga (6), holy (5), religion (4), Hindu (3).

С одной стороны, жизнь Фрэнка Каупервуда в последние его годы можно назвать счастливой, ведь именно в это время он встретил свою самую сильную любовь, Беренис Флеминг, которая стала его идеалом женской красоты, молодости, и одновременно внутренней силы и мудрости: «At the same time, he had always held the thought that somewhere he might well meet a woman so superior that in spite of himself he might be held, not to absolute faithfulness — he was never willing to count upon that in regard to himself — but rather to a genuine union of understanding and affection» [1, с. 2] («он всю жизнь мечтал встретить такую женщину, которая сумела бы привязать его к себе — конечно, не в том смысле, чтобы заставить его хранить полную верность, об этом он даже и думать не хотел, — но чтобы это была настоящая сердечная привязанность, духовная близость и взаимопонимание» [2, с. 2]); «True, he had told Berenice in the fever of his zest for her, and almost continuously since, that she was the supreme aspect of his existence» [1, с. 91] («он говорил Беренис в дни своего наивысшего увлечения ею, да и не раз потом, что в ней он обрел все, о чем мечтал годами, — всю свою долгую жизнь» [2, с. 115]).

Однако, с другой стороны, именно с появлением в его жизни такого искреннего и верующего человека, как Беренис, Фрэнк понял, насколько тщетно он прожил свою жизнь, гоняясь за славой и деньгами:  «It was love that made life, certainly not wealth alone» [1, с. 8] («Жизнь — это любовь, а не только деньги и деньги!» [2, с. 8]); «Oh, life, loneliness, age, its futility, and the flight of all that had been worth while!» [1, с. 18] («Старость! Пустая жизнь, из которой безвозвратно ушло все, что когда-то ее наполняло и красило!» [2, с. 24]).

Тема жизни и смерти лейтмотивом проходит по страницам романа «Стоик». Каупервудом была прожита насыщенная, яркая жизнь, полная удовольствий, достатка и успеха. Однако перед лицом смерти он осознает бессмысленность своего существования, лишенного настоящих чувств и душевной чистоты: «Death! Probably no more than a year to live! An end to all of his creative labors!» [1, с. 122] («Смерть! Очевидно, не больше года жизни! И конец всем его усилиям и стремлениям!» [2, с. 152]); «for the first time in his almost uniformly healthy life, he was faced with news of a probably fatal disease» [1, с. 152] («впервые за всю свою жизнь он, человек с цветущим здоровьем, оказался во власти недуга, быть, может, рокового» [2, с. 152]); «Death! Death! There it was—irresistible and bleak in the face of all of them!» [1, с. 142] («Смерть! Смерть! Вот она перед ними — неотвратимая и суровая!» [2, с. 173]).

Будучи сильной личностью, Каупервуд не предается печальным мыслям, благодаря судьбу за то, что она позволила ему познать материальное благополучие, грандиозный успех на работе, и встретить истинную любовь: «After all, the world had done more for him than for most, and the least he could do was to be grateful, and he was» [1, с. 121] («жизнь была к нему гораздо щедрее, чем ко многим другим, не следует быть неблагодарным! И он благодарен» [2, с. 149]); «He had lived a full life and would continue to do so whatever happened» [1, с. 58] («он никогда не робел, не пасовал перед жизнью, — будем же поступать так и впредь, что бы ни случилось» [2,  с. 74]).

Будучи глубоко верующим человеком, Беренис вдохновила Каупервуда вновь поверить в свои силы и помощь свыше: «she is the kind of woman who is naturally and entirely faithful in her heart» [1, с. 73] (« Она из той породы женщин, которые хранят вечную привязанность» [2, с. 11]), «the essential thing that Berenice achieved for Cowperwood at the time of his defeat was to renew his faith in the unexpected» [1, с. 12] («Как много сделала Беренис для Каупервуда, явившись к нему в момент его поражения, можно судить по тому, что она возродила в нем веру в неожиданное» [2, с. 4]).

Раньше он считал, что в Бога верят лишь слабые люди, которым нужно на кого-то рассчитывать в тяжелые моменты их жизни: «In fact, wars, vanities, pretenses, cruelties, greeds, lusts, murder, spelled their true history, with only the weak running to a mythical god for aid. And the strong using this belief in a god to further the conquest of the weak» [1, с. 93] («Подлинная история человечества — это, в сущности, войны, корыстолюбие, тщеславие, жестокость, алчность, пороки, и только слабые придумывают себе какого-то бога, спасителя, к которому они взывают о помощи. А сильные пользуются этой верой в бога, чтобы порабощать слабых» [2, с. 93]).

Беренис помогла ему поверить в то, что добрые дела и честный труд дают человеку шанс искупить свои грехи перед Богом: «You see, God protects the honest and the industrious» [1, с. 152] («бог бережет честных и трудолюбивых» [2, с. 179]).

Единственное, что Фрэнк знал наверняка − что зло, которое он причинил людям за свою жизнь, никогда не забудется, и что мало кто будет жалеть о его смерти: «Which thought caused Cowperwood to question the likelihood of flowers being strewn over his own grave, even a year after his death — an idea which amused more than it irritated him, for he well knew there were few graves anywhere, earnest labors or no earnest labors, strewn with flowers after so many years» [1, с. 121] («Каупервуд подумал, что даже спустя год после его смерти вряд ли его могила будет усыпана цветами. Эта мысль не столько раздосадовала, сколько позабавила его: он прекрасно знал, что, как бы человек ни трудился при жизни — хорошо или плохо, — не много на свете таких людей, чьи могилы осыпают цветами через десятки лет после их смерти» [2, с. 150]).

Фрэнк понимает, что вера подпитывает человека и делает его душу бессмертной: «using this belief in a God to further the conquest of the weak» [1, с. 212]  («А сильные пользуются этой верой в бога, чтобы порабощать слабых» [2, с. 212]), «Hinduism accepts the belief in many divine reincarnations» [1, с. 420] («Индуизм приемлет и признает многие воплощения бога» [2, с. 464]), «Death is but an aspect of life, and the destruction of one material form is but a prelude to the building up of another» [1, с. 265] («Смерть — это лишь одно из проявлений жизни, и уничтожение одной материальной формы — только прелюдия к возникновению другой» [2, с. 191]).

Однако наряду с философскими размышлениями о религии Фрэнка постоянно мучают мысли о скором конце, что подтверждается появлением в тексте слова «могила» 29 раз. Он начинает понимать, что после его кончины не останется ничего, кроме могилы и воспоминаний («nothing is left but a tomb and memories» [1, с. 472] (« Да, не осталось ничего, кроме могилы и воспоминаний» [2, с. 195]).

Беренис же, в свою очередь, после кончины своего возлюбленного, еще глубже ушла в религию, уехав в Индию, чтобы познавать духовные тайны благодаря своему гуру: «Do not be frightened,” said the Guru» [1, с. 155] («Не бойся, — сказал гуру» [2, с. 187]); «There death was considered but a phase of life, and the destruction of one material form but a prelude to the building up of another» [1, с. 165] («на смерть смотрят лишь как на продолжение жизни, а в распаде одной материальной формы видят переход к возникновению другой» [2, с. 197]).

Таким образом, третья часть «Трилогии желания» пронизана философскими мыслями главных героев о смысле жизни и страхе перед смертью, об отношении к Богу и обретении себя. И концепт «Spiritual» является ключевым для понимания душевного состояния Фрэнка Каупервуда на закате его дней.

Литература:

  1. Dreiser Т. The Stoic СПб.: КАРО. 2009. 512 р.
  2. Драйзер Т. Стоик / Пер. с англ. М. Волосова. М.: ЭКСМО. 2010. 308 с.[schema type=»book» name=»Концепт «Spiritual» в романе Т. Драйзера «Стоик»» author=»Фомина Екатерина Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found