Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ДЕРИВАТЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С ВЕРШИНОЙ «СКОЛЬЗИТЬ»

В современном словообразовании актуальным становится описание словообразовательных гнёзд в парадигматических и синтагматических отношениях. Проблеме описания структуры  словообразовательного гнезда посвящены работы Е.А. Земской, А.Н. Тихонова, В.В. Лопатина,                    И.С. Улуханова, И.А. Ширшова, О.П. Ермаковой и др. В работах                    Т.А. Ходуновой, Л.М. Дударовой, Е.Б. Кузьминой и др. описываются особенности структуры отдельных гнёзд или группы гнёзд.

Все слова в гнезде находятся между собой в словообразовательных отношениях и занимают в нём строго определённое место. Структура словообразовательного гнезда определяется соотношением двух планов – синтагматического и парадигматического. В синтагматическом плане гнездо представляет собой совокупность словообразовательных цепей, а в парадигматическом – совокупность словообразовательных парадигм.

По объёму словообразовательные гнёзда делятся на три типа: нулевые, слаборазвёрнутые и сильноразвёрнутые. Нулевое гнездо состоит из одного слова, оно включает только вершину, при которой нет ни одного производного, например: гуашь, артикль. Слаборазвёрнутое гнездо состоит из двух слов – вершины и только одного производного: нашатырь – нашатыр-н-ый, марля – марл-ев-ый. Сильноразвёрнутое гнездо включает в себя три и более слова [1,    с. 229-230].

В настоящей статье на материале «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова (М., 2003) рассматриваются дериваты первой ступени словообразовательного гнезда с вершиной скользить в парадигматическом плане.

Словообразовательное гнездо с вершиной скользить является сильноразвёрнутым, так как состоит из 15 производных слов. На парадигматическом уровне данное гнездо представлено пятью парадигмами. Первая парадигма с вершиной скользить имеет четыре производных слова: скольжение, скользкий, скользнуть, вскользь. Вершиной второй парадигмы является слово скользкий, парадигма которого представлена двумя производными словами: скользко, скользкость. Третья парадигма с вершиной скользнуть представлена четырьмя производными словами: выскользнуть, поскользнуться, соскользнуть, ускользнуть. Четвёртая парадигма, вершиной которой является слово выскользнуть, представлена двумя производными словами: выскальзывать, выскользать. Пятая парадигма с вершиной ускользнуть также состоит из двух производных слов: ускальзывать, ускользать. Синтагматический уровень данного гнезда представлен десятью словообразовательным цепями, из которых две являются бинарными: скользить скольжение, скользить вскользь, а восемь – полинарными: скользить → скользкий  → скользко, скользить → скользкий  → скользкость, скользить → скользнуть → выскользнуть  → выскальзывать, скользить  → скользнуть  → выскользнуть → выскользать, скользить → скользнуть → поскользнуться, скользить → скользнуть → соскользнуть → соскальзывать, скользить → скользнуть → ускользнуть → ускальзывать, скользить → скользнуть → ускользнуть → ускользать [4, с. 423].

Первая ступень словообразовательного гнезда включает четыре производных слова: скольжение, скользкий, скользнуть, вскользь.

Именной дериват скольжение  образован от основы инфинитива глагола скользить путём прибавления суффикса -ениj’-. Процесс словообразования сопровождался усечением конечной гласной производящей основы /и/ (скользи-ть – скольж-ение) и историческим чередованием фонем /з’/ /ж’/(сколь[з’]ить – сколь[ж’]ение). В древнерусском языке звук [ж’] был только мягким, поскольку появился ещё в общеславянском языке в результате смягчения другого согласного звука. Но в XIII–XIV вв. звук [ж’] отвердел и стал непарным твёрдым [2, с. 81].  В современном русском языке изменение любого корневого незаднеязычного согласного связано с действием доисторического звука [j’]. В настоящее время перед [j’] может находиться любой согласный, но в древнерусском языке такое соседство было невозможно, поскольку между согласным и [j’] всегда находились слабые редуцированные ъ или ь. Лишь после утраты в произношении редуцированных гласных ъ и ь, которое произошло в XI–XII вв., сочетание любых согласных с [j’] стало возможным.  Однако, ещё в общеславянский период все сочетания согласных с [j’] претерпели изменения:  под воздействием всегда мягкого [j’] предшествующие ему согласные переходили в другие мягкие звуки, а сам [j’] исчезал. Так, сочетания твёрдых переднеязычных свистящих с [j’] давали мягкие шипящие: [с] + [j’] – [ш’]: носишь – но[с + j’]а – ноша; [з] + [j’] – [ж’]: возить – во[з + j’] – вожу [2, с. 91].

В «Школьном словообразовательном словаре» З.А. Потихи (М., 1964) для производного скольжение указывается другой словообразовательный суффикс -ени-: скольж/ни/е [3, с. 272]. Это можно объяснить тем, что в данном словаре не учитывается функция букв е, ё, ю, я, которые в положении после гласных и разделительных ъ  и ь обозначают  два звука: [j’] + соответствующие гласные [э], [о], [у], [а].

Слово скользкий образовано от вершины словообразовательного гнезда скользить путём прибавления суффикса -к-. При этом наблюдаются следующие морфонологические явления: изменение места ударения (скользть –скльзкий) и усечение конечной гласной производящей основы /и/ (скользи-ть – скольз-кий).

Дериват скользнуть образован от основы инфинитива глагола скользить с помощью прибавления суффикса -ну-. В процессе словообразования наблюдается усечение конечной гласной производящей основы /и/ (скользи-ть – скользну-ть), а также чередование фонем по мягкости/твёрдости /з’/ /з/ (сколь[з’]ить –сколь[з]нуть). Данное чередование принадлежит к наиболее распространённому в современном русском языке типу чередований – чередованиям на морфемном шве, когда согласные фонемы в конце производящей основы приспосабливаются к начальным фонемам словообразовательных аффиксов.

Из всех чередований на морфемном шве наиболее распространённым и продуктивным в современном русском языке является чередование согласных, парных по твёрдости/мягкости. Такое чередование обуславливается типом суффикса. В современном русском языке при словообразовании у производных основ перед одними суффиксами сохраняется конечная фонема основы слова, а перед другими суффиксами происходит чередование конечной согласной основы по твёрдости/мягкости. Такие чередования не происходят у производных слов, образованных при помощи суффиксов, начинающихся на гласные о, у, а, ы. Если же основа оканчивается мягкой согласной фонемой, то происходит менее характерное для современного русского языка чередование мягких согласных с твёрдыми.

Слово вскользь  образовано от основы инфинитива глагола скользить префиксально-суффиксальным способом (приставка в— и нулевой суффикс Ø). Процесс словообразования сопровождается следующими морфонологическими явлениями: изменение места ударения (скользить – вскользь), усечением конечной гласной производящей основы /и/ (скользи-ть– вскользь).

В «Школьном словообразовательном словаре русского языка»               А.Н. Тихонова (М., 2003) указывается только префиксальный способ словообразования данного деривата. Это можно объяснить тем, что в языкознании нет единого решения вопроса о нулевых морфемах. Нулевые формообразовательные флексии выделяли в своих трудах такие учёные, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов, Г.О. Винокур. Вопрос о нулевых словообразовательных суффиксах начинает подниматься в 60-х гг. XX в.      В.В. Лопатин, И.С. Улуханов, Е.А. Земская в своих работах выделяют нулевые словообразовательные суффиксы на основании сопоставления таких пар слов, как син-ев-а – синь-, подбор-к-а – подбор-∅  [1, с. 66]. Но в школьной практике понятие нулевой морфемы распространяется только на флексии. Нулевую же суффиксацию по традиции продолжают называть безаффиксным или бессуфиксальным способом словообразования. Однако существование в русском языке нулевых словообразовательных суффиксов признаётся во всех серьёзных научных работах по словообразованию последних десятилетий.

Таким образом, первая ступень словообразовательного гнезда с вершиной скользить содержит дериваты различных частей речи: существительное (скольжение), прилагательное (скользкий), глагол (скользнуть), наречие (вскользь). Существительное, прилагательное и глагол образованы суффиксальным способом; наречие – префиксально-суффиксальным. Образование дериватов сопровождается такими морфонологическими явлениями, как чередование согласных фонем, усечение конечной гласной фонемы производящей основы, изменение места ударения.

Список литературы:

  1. Мусатов В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 360 с.
  2. Мусатов В.Н. Русский язык: фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 280 с.
  3. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь / Ред. С.Г. Бархударов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1964. – 392 с.
  4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Изд. 4-е, стереот. – М.: Цитадель-трейд, 2003. – 576 с.[schema type=»book» name=»ДЕРИВАТЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГНЕЗДА С ВЕРШИНОЙ «СКОЛЬЗИТЬ»» author=»Сысоева Людмила Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found