Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

«ГЕНДЕР» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОНЦЕПТ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

В современный период теория лингвокультурного концепта является одним из ключевых элементов филологического знания. Ее разработка и дальнейшее развитие служит одним из перспективных направлений научного поиска. Вместе с тем формирование данного понятия и его смысловое наполнение происходило, в отличие от многих других случаев, в научной мысли далеко не сразу, да и сейчас в отношении и самого понятия концепт, и его смысловой сущности ведутся оживленные дискуссии.

При анализе фундаментальных основ современного языка необходимо учитывать, что его основополагающие характеристики, как правило, стали следствием длительного исторического развития того или иного общества и формировались в определенной культурной и социальной среде, которая оказывала непосредственное влияние на процесс возникновения и генезиса основных структур языка. В данной связи совершенно справедливым представляется мнение о том, что путь от внеязыковой действительности к понятию и далее – к словесному выражению неодинаков у разных народов, он обусловлен социокультурными условиями их существования, спецификой развития их общественного сознания. Соответственно, различна и языковая картина мира у разных народов [1, с. 35]. До настоящего времени существуют определенные проблемы языкового и культурного взаимодействия различных этносов, которые коренятся не только в различиях самой языковой среды, а также в разнице их менталитета и образа мысли. Как показывает цивилизационный опыт, при общении представителей разных культур возможны определенные противоречия, вызываемые, в первую очередь, разностью ритуалов общения и принятого в данных странах речевого поведения [2, с. 23-24]. Поэтому особое значение приобретает исследование специфики языковой картины мира, характерной для той или иной цивилизационной и этнической общности.

Как известно, языковая картина мира отражает реальность средствами языка, но не прямо, а через культурную картину мира. Культурная (понятийная) картина мира – это отражение реальной картины через призму понятий, сформированных на основе представлений человека, полученных с помощью органов чувств и прошедших через его сознание, как коллективное, так и индивидуальное. Исходя из этого, анализ языковых средств позволяет приблизиться к пониманию, к расшифровке такого сложного образования как картина мира, а анализ языковых средств с гендерной точки зрения – ее важнейшего сегмента, а именно области взаимоотношений полов.

В данном контексте рассмотрение языковых средств, используемых в той или иной культуре, невозможно представить себе без всестороннего анализа понятия гендера как основополагающего концепта в структуре языковой картины мира любого общества, существовавшего в человеческой истории и существующего сейчас в границах современной глобальной цивилизации.  Ведь, как справедливо отмечает Мамаев М.М., пол человека и его социальные установки являются одной из существенных характеристик личности, на протяжении всей жизни определенным образом влияющей на осознание своей идентичности, на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума [4, с. 21]. Но здесь необходимо отметить, что гендерные представления человека (как о себе, так и о других) находятся в постоянной динамике, и этот процесс затрагивает также и языковое поведение. Они непосредственно влияют на него, определяя характер и структурные особенности языковой среды индивида.

В последние десятилетия в лингвистике интенсивно развиваются новые направления исследований, опирающиеся на антропоцентрический подход к изучению языковых явлений. И совершенно не случайным является то, что особое место в данных лингвистических изысканиях занимают гендерные исследования. Базовым понятием гендерных исследований является гендер, который, по словам Ожгихина Е.С., понимается как специфический набор культурных характеристик, определяющих социальное поведение женщин и мужчин в социуме и их взаимоотношения между собой. Проанализировав их, можно с уверенность сказать, что гендер – это большой комплекс социальных и психологических установок, порожденных обществом и воздействующих на поведение национальной языковой личности [5, с. 124]. Однако нам важно рассмотреть различные этапы становления данного основополагающего понятия в современном филологическом знании, для того чтобы иметь непосредственное представление о его смысловой сущности и базовых научных характеристиках.

Первыми учеными, заставившими научный мир взглянуть на проблемы пола с точки зрения его взаимодействия с социальными, психологическими и культурными сферами существования личности, стали социологи и философы. Именно они впервые сформулировали дихотомию sex — gender. При этом понятие sex характеризует комплекс сексуально-биологических особенностей мужчин и женщин, а gender — вмещает в себя огромный спектр социальных и психологических процессов, а также культурных установок, порожденных обществом и воздействующих на поведение индивида, выбор социальных стратегий и т.п [6, с. 60].

В английском языке, в котором, собственно, и возник данный научный термин, слово gender  означает грамматический род. Появление термина gender в работах эндокринолога, сексолога Джона Мони (Money, 1955) и психолога Роберта Столлера (1968), было в первую очередь связано с необходимостью верифицировать внебиологический, а значит, и внетелесный (социальный, культурный, психологический) детерминизм человека. Именно тогда впервые было зафиксировано различие между биологическим полом (sex), имеющим привязку к телу, и полом социокультурным (gender). В дальнейшем психолог Р. Унгер обосновала идею о том, что слово sex необходимо применять только по отношению к телесно-биологическим аспектам человека, а термин гендер – при анализе социальных, психологических и культурных аспектов существования человеческой личности.

В целом, наличие единой системы гендерных стереотипов в коммуникационном пространстве облегчает взаимопонимание в социуме в вопросах о значении понятий мужского и женского. Оно создает предпосылку для эффективного межличностного общения, поскольку позволяет раскрывать в общении не общие значения мужского и женского, а индивидуальные особенности коммуникаторов. Можно сказать, что общность стереотипа «обеспечивает понимание с полуслова».

Список литературы:

  1. Мамаев М.М. Многоаспектный характер изучения гендерного фактора в лингвистике. //Вестник МГОУ. Серия Лингвистика. № 2 / 2012. — С.32-37. – С.35.
  2. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: (Учеб. пособие). – М.: Слово / Slovo, 2008. – 344 с. – 23-24
  3. Манзуллина З.И. Языковая категоризация гендерных стереотипов: сопоставительный аспект [Электронный ресурс]: На материале русского и французского языков: Дис. … канд. филол. наук : 10.02.20. — М.: РГБ, 2005. – 176 с. С. 48.
  4. Ожгихина Е.С. Концептуальный анализ рекламного текста с позиции гендера [Электронный ресурс]: На материале современного английского языка : Дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. Уфа: РГБ, 2006. – 192 с. С. 21.
  5. Маслова В.А. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2004. – 208 с. – С.124.
  6. Токарева Е.Н. Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе: [Электронный ресурс] : На материале современного английского языка : Дис. … канд. филол. наук: 10.02.04. Уфа: РГБ, 2006. – 205 с. С. 60.
  7. Тарасенко О.Н. Эстетическая  составляющая внутренней и внешней красоты человека в произведениях русских и английских авторов. [Электронный ресурс]: https://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/21.pdf   
  8. Тарасенко О.Н. Гендер с точки зрения его взаимодействия с социальными,    психологическими и культурными факторами. Современная научная мысль. 2014. № 1. С. 193-200
  9. Тарасенко О.Н. Концепт «красота» в паремиологическом представлении. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2012. № 6-1. С. 350-353[schema type=»book» name=»«ГЕНДЕР» КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОНЦЕПТ В СТРУКТУРЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА» author=»Тарасенко Оксана Николаевна, Чеботарев Евгений Геннадиевич, Улитин Денис Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found