Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ДИНАМИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В настоящее время на постсоветском пространстве функционирует и развивается ряд региональных интеграционных формирований межгосударственного взаимодействия, различающихся по формату, глубине и целям:

Основные этапы развития интеграционных процессов на евразийском постсоветском пространстве приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика основных этапов развития интеграционных процессов на евразийском постсоветском пространстве

Год

Этап интеграции

Страны-участницы

1991 8 декабря 1991 Беларусь, Россия и Украины подписали Соглашение о СНГ

21 декабря 1991 года одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к Соглашению

 СНГ-11
1993 Договор стран СНГ об Экономическом союзе от 24.09.1993 Все 12 стран СНГ (Украина – как ассоциированный член)
1995 Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 года (ТС-2) Беларусь, Россия

 

1996 Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях

(ТС-4)

Беларусь, Казахстан, Россия, Киргизия
Соглашение о Парламентском Собрании Беларуси и России Беларусь, Россия
1997 Договор о Союзе Беларуси и России Беларусь, Россия
1998 Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования Беларусь, Россия
1999 Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.

 

Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве (ТС-4, ЕЭП-4) Присоединение к договору Таджикистана (ТС-5, ЕЭП-5)

Беларусь, Россия

 

 

Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан

2000 Ратификация Договора о Союзном государстве

 

Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС-5)

Беларусь, Россия

 

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан

2002 Украина и Молдавия получили статус наблюдателей ЕврАзЭС Украина, Молдавия – наблюдатели
2003 ЕврАзЭС-5 зарегистрирован в ООН как международная организация.

Принятие приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003–2006 гг.

 

Армения получила статус наблюдателя ЕврАзЭС

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан

 

 

 

Армения – наблюдатель ЕврАзЭС

2004 Разработка базовых соглашений по формированию Единого экономического пространства Россия, Казахстан, Беларусь, Украина
2006 Протокол о присоединении к ЕврАзЭС Узбекистана  от 25.01.2006 Узбекистан-член ЕврАзЭС-6
2007 Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года Беларусь, Казахстан, Россия
2008 Узбекистан приостановил членство в ЕврАзЭС ЕврАзЭС-5
2009 Создание с 1 января 2010 г. единого таможенного пространства Беларусь, Казахстан, Россия
18 августа 2009 Грузия официально перестала быть членом СНГ СНГ-11
2010 Вступление в силу Единого таможенного тарифа, Таможенного кодекса Беларусь, Казахстан, Россия
2011 Отмена транспортного и таможенного контроля на границе России и Белоруссии

Декларация о евразийской экономической интеграции 18 ноября 2011 года

Беларусь, Казахстан, Россия
18 октября 2011 года  был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ Беларусь, Россия, Украина, Армения, Казахстан, Молдавия, Кыргызстан, Таджикистан
2012 Начало функционирования Единого экономического пространства Беларусь, Казахстан, Россия
Договор о ЗСТ СНГ вступил в силу 20 сентября 2012 года в отношениях между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию;

 

17 октября 2012 г. Армения ратифицировала договор о ЗСТ СНГ;

8 декабря 2012 Казахстан ратифицировал договор о ЗСТ СНГ;

9 декабря 2012 Молдавия ратифицировала договор о ЗСТ СНГ;

Беларусь, Россия, Украина

 

 

 

 

Беларусь, Россия, Украина, Армения, Казахстан, Молдавия

2013 31 мая 2013 года подписан протокол о применении договора о зоне свободной торговли СНГ между его сторонами и Республикой Узбекистан

 

Беларусь, Россия, Украина, Армения, Казахстан, Молдавия, Кыргызстан, Узбекистан
2014 Подписание Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС-3)

 

Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС

Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС

Беларусь, Казахстан, Россия

 

 

Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия

12 января 2014 г. Кыргызстан ратифицировала договор о ЗСТ СНГ; Беларусь, Россия, Украина, Армения, Казахстан, Молдавия, Кыргызстан
2015 Вступление в силу договора о создании Евразийского экономического союза 1 января 2015 г.

Вступление в ЕАЭС-3:

с 01.01.2016 г. – ЕАЭС-4

Вступление в ЕАЭС-4

со 02.01.2016 г. – ЕАЭС-5

Беларусь, Казахстан, Россия

 

 

Республика Армения

 

Республика Кыргызстан

24 декабря 2015 г. Таджикистан ратифицировал договор о создании ЗСТ СНГ Беларусь, Россия, Украина, Армения, Казахстан, Молдавия, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан
2017 В апреле 2017 г. Высший совет ЕАЭС на уровне президентов входящих в Союз стран одобрил просьбу Молдавии о предоставлении ей статуса наблюдателя при ЕАЭС Молдавия – наблюдатель ЕАЭС

Источник: составлена авторами

После распада Советского Союза первым шагом к региональной экономической интеграции на евразийском постсоветском пространстве стало формирование Содружества Независимых Государств, Соглашение о его создании было подписано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.

21 декабря 1991 года одиннадцать суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что на равноправных началах они образуют Содружество Независимых Государств. Позднее, в декабре 1993 года, к СНГ присоединилась Грузия.

22 января 1993 года в Минске на саммите СНГ был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами – членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам – учредителям и государствам – участникам Содружества. Туркменистан на казанском саммите СНГ (26 августа 2005 года) заявил о том, что будет участвовать в Содружестве в качестве «ассоциированного члена». [7]

14 ноября 2008 года Решением Совета глав правительств была утверждена Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В Стратегии определены приоритетные направления взаимодействия государств-участников СНГ, среди которых особое значение имеют завершение формирования и функционирования зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), создание предпосылок для формирования общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной и др. [6]

18 октября 2011 года 8 государствами-членами СНГ был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ (далее – ЗСТ СНГ), который отменяет таможенные пошлины, за исключением некоторых товарных позиций, а также количественные ограничения во взаимной торговле, за исключением квот на импорт алкогольной продукции Кыргызской Республикой.

Договор о ЗСТ СНГ учитывает общепринятые нормы и правила ГАТТ/ВТО и регламентирует дальнейшее развитие взаимной торговли в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки стран СНГ.

Договор о ЗСТ СНГ вступил в силу 20 сентября 2012 г. Первыми странами, ратифицировавшими его, стали Беларусь, Россия и Украина. Узбекистан присоединился к договору о ЗСТ СНГ в особом порядке 31 мая 2013 г. (отдельный протокол к договору). В настоящее время Договор о ЗСТ СНГ действует в отношении Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины. В связи с исключительными обстоятельствами действие договора о ЗСТ между Россией и Украиной приостановлено с 1 января 2016 г. Российские контрсанкции в отношении Украины продлены до 31 декабря 2017 г.

Подписание Договора и практическое выполнение его положений явилось новым качественным шагом в развитии торгово-экономических отношений на постсоветском пространстве,  открыло новые горизонты экономического взаимодействия стран СНГ. [7]

Пять из восьми участников Соглашения о ЗСТ СНГ являются также членами другого регионального интеграционного формирования — ЕАЭС, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия.

Если в долгосрочной перспективе рассматривается присоединение к объединению Молдовы или Таджикистана, то возможно подписание соглашения по типу соглашений об ассоциации для постепенной гармонизации соответствующих норм и правил.

Что касается создания зон свободной торговли, то, как уже было отмечено ранее, Армения и Молдова, так же как и Беларусь, Казахстан и Россия, подписали в 2011 г. и ратифицировали соглашение о ЗСТ стран СНГ. Таджикистан подписал это соглашение, но пока не ратифицировал его. Несмотря на неоднозначные условия данного соглашения, этим странам вряд ли имеет смысл инициировать другие переговоры по какой-либо новой ЗСТ с участниками ЕАЭС. Но, возможно, имеет смысл всем участникам улучшать работу существующей ЗСТ в СНГ, путем уменьшения исключений и добавления в соглашение новых важных областей сотрудничества.

Молдова и Таджикистан могут взаимодействовать с ЕАЭС как на двусторонней, так и на многосторонней основах. Для сотрудничества на многосторонней основе возможно создание некой программы, располагающей и управляющей всем комплексом моделей интеграционного взаимодействия с соседними странами, с помощью которой проходила бы координация действий на пространстве СНГ и которая являлась бы площадкой для обсуждения и создания различных форм интеграционных объединений [6].

«Евразийское партнерство» может стать программой ЕАЭС, способной обеспечить развитие торгово-экономического взаимодействия, прежде всего, со странами региона СНГ и, в дальнейшем, других стратегических партнеров континента, без обязательной перспективы образования общего рынка или таможенного союза с ними. При этом можно использовать формат, схожий с партнерством и сотрудничеством в рамках Европейской политики соседства, программы ЕС «Восточное партнерство». ЕАЭС может взаимодействовать с учетом интересов всех сторон с любой из стран СНГ с учетом ее специфики, как в движении на пути к присоединению, так и на пути к определению максимально короткой возможной дистанции в сотрудничестве. Одной из областей сотрудничества могло бы стать, например, приведение стандартов, норм технического регулирования и правил сертификации продукции к единым нормативам [6].

В случае интеграции Молдовы и Таджикистана с ЕАЭС речь о снижении тарифов пока не идет. По всей видимости, в долгосрочной перспективе будут сохраняться различия между величиной внешних тарифов этих стран и ЕАЭС. В то же время Молдова и Таджикистан могут идти по пути координации макроэкономической политики как первого шага к интеграции экономик.

Вместе с тем необходимо отметить, что государства ЕАЭС сохраняют обязательства в форме двусторонних соглашений в рамках СНГ.

Перспективы углубления и расширения, начатой во второй половине 1990-х гг. интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации связаны с созданием и началом функционирования с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза. Накопленный опыт сотрудничества в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, Центрально-Азиатского сотрудничества и тесные интеграционные связи в экономике, политике, науке и культуре позволили перейти к этой ступени интеграции в беспрецедентно короткие сроки – чуть больше, чем за десятилетие.

Вместе с тем, создание Евразийского экономического союза является достаточно непростой задачей, так как интегрирующиеся государства обладают разными масштабами экономик, структурой производства и экспорта, отличающимися подходами к методам государственного регулирования и стимулирования экономического роста, а также не всегда совпадающими парадигмами роли государства в регулировании экономики.

В связи с началом функционирования регионального интеграционного формирования  – Евразийского экономического союза – Президенты России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана 10 октября 2014 г. подписали в Минске договор о ликвидации ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС выполнило важнейшую миссию – обеспечило поступательное развитие евразийской интеграции и заложило основу для создания Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. При этом Президентом РФ Путиным В.В. было подчеркнуто, что «ничто из богатого наследия ЕврАзЭС не должно быть утеряно». Планируется продолжить реализацию большей части соглашений и других документов, заключённых еще в рамках ЕврАзЭС.

При переходе от более простого формата интеграции к более сложному происходит передача части суверенных полномочий интегрирующихся государств на наднациональный уровень, сопровождающаяся качественным изменением институциональных структур интеграции.

Евразийский экономический союз является более высокой ступенью интеграции по сравнению с Таможенным союзом и Единым экономическим пространством, поэтому, очевидно, произошло усиление роли его наднациональных органов и, в частности, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). При этом в отличие от ЕС, руководители государств ЕАЭС установили, что при принятии решений каждая страна имеет равный голос [1]. Основные этапы интеграционных процессов в рамках ТС-3 и ЕАЭС в ретроспективе, а также  перспективные направления интеграции приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные этапы интеграционных процессов в рамках ТС-3 и ЕАЭС

Источник: Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты. ЕЭК -2016

Следует отметить, что законодательная база Таможенного союза, а соответственно, и ЕАЭС изначально создавалась с учетом лучших мировых практик и норм ВТО. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы провозглашает приоритет положений ВТО в случае возникновения конфликтов с нормами правовой базы Таможенного союза, и ЕАЭС и обязуется исполнять условия присоединения к ВТО входящих в него государств. Этот договор был подписан 19 мая 2011 г. и вступил в силу с момента присоединения России к ВТО в августе 2012 г.

Таким образом, с даты присоединения любого из государств ЕАЭС к ВТО его обязательства, взятые в качестве условия присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках ЕАЭС делегированы органам ЕАЭС, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу ЕАЭС, становятся частью правовой системы ЕАЭС.

В тех сферах компетенций, которые в ЕАЭС переданы на наднациональный уровень за исполнение обязательств государств, входящих в ЕАЭС, перед ВТО отвечает Евразийская экономическая комиссия – единый постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза, в том числе в сферах: таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, применения защитных мер.

Договор, вступивший в силу 1 января 2015 г., юридически оформил ЕАЭС в качестве полноправного субъекта глобальных экономических отношений. Евразийский экономический союз в качестве международной организации региональной экономической интеграции обладает международной правосубъектностью и в праве заключать международные договоры с другими субъектами международных отношений и принимать на себя соответствующие статусу международной организации обязательства.

Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций 24 июля 2015 г. был зарегистрирован в Секретариате Организации Объединенных Наций. Евразийский интеграционный проект не только приобрел юридическую самостоятельность и признанное на международном уровне влияние, но и стал активным и заметным участником международных отношений.

В договоре о Евразийском экономическом союзе (раздел II, статья 7) прописано, что ЕАЭС имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. [1].

Порядок осуществления ЕАЭС международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров ЕАЭС с третьей стороной определяются международным договором в рамках ЕАЭС. Проведение переговоров по проектам международных договоров ЕАЭС с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами – членами соответствующих внутригосударственных процедур [1].

В соответствии с инициативой Президента Казахстана Н. А. Назарбаева 2016 год был объявлен Годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями. Евразийский экономический союз должен стать открытым экономическим сообществом, органично интегрированным в мировую экономическую систему как надежный мост между Европой и растущей Азией. При этом расширение торгово-экономических связей с основными партнерами и новыми растущими рынками должно способствовать повышению роли ЕАЭС на всем континенте.

Одним из наиболее эффективных инструментов реализации имеющегося экспортного потенциала государств-членов ЕАЭС является создание ЗСТ. Соглашения о свободной торговле создают новые возможности для наращивания экономики ЕАЭС, а именно:

— открывают новые рынки сбыта товаров и услуг;

— увеличивают инвестиционные возможности;

— создают благоприятные условия для торговли за счет устранения практически всех таможенных пошлин;

— способствуют упрощению транзита товаров через таможню, устанавливая общие правила по техническим и санитарным нормам;

— формируют более предсказуемую политическую среду путем принятия совместных обязательств по областям, которые влияют на торговлю (права интеллектуальной собственности, правила конкуренции и др.).

С 5 октября 2016 г. вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Соглашение предусматривает, прежде всего, взаимную отмену торговых пошлин. Это первый международный договор о режиме свободной торговле, заключенный между ЕАЭС и третьей стороной. Согласно Соглашению Вьетнам обнулит для поставщиков из государств-членов ЕАЭС ввозные таможенные пошлины более чем на 59% позиций сразу же послу вступления Соглашения в силу, а в отношении еще 29% сельскохозяйственных и промышленных товаров ставки ввозных таможенных пошлин будут обнулены в течение переходных периодов, которые составляют от 5 до 10 лет [2,3].

Соглашение создает условия, чтобы в рамках зоны свободной торговли товарооборот увеличивался и диверсифицировался. В 2016 г. экспорт продовольствия из ЕАЭС во Вьетнам увеличился в 3,5 раза по сравнению с 2015 г., превысив 74 млн. долл. США.

В настоящее время интерес к развитию взаимодействия с ЕАЭС проявляют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Республика Чили, Южно-Африканская Республика, Израиль, Египет и др.

Необходимо отметить, что в апреле 2017 г. Высший совет ЕАЭС на уровне президентов входящих в Союз стран одобрил просьбу Молдавии о предоставлении ей статуса наблюдателя при ЕАЭС.

В качестве основного принципа функционирования Евразийского экономического союза с учетом его расширения за счет присоединения Республики Армении и Республики Киргизия становится синергия объединения в общих интересах, позволяющая одновременно обеспечить уровень динамичного развития ЕАЭС в целом и каждого отдельного государства, входящего в него, в частности.

Следует особо отметить, что пять из восьми стран-участниц ШОС либо входят в состав ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Россия), либо являются участниками соглашений о ЗСТ (Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). В связи с тем, что некоторые страны региона одновременно участвуют в разных континентальных партнерствах (ШОС, АСЕАН), с которыми ЕАЭС планирует формирование преференциальных торговых зон, возникают сложности в формировании механизма взаимодействия между блоками.

Учитывая эту особенность, наиболее реалистичным и выгодным сценарием формирования партнерства ЕАЭС с азиатскими странами представляется в формате двухсторонних соглашений с ключевыми игроками ШОС и АСЕАН.

Список литературы:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  2. Тарасов, В.И., Бикмуллин, А.Л., Осинина, А.Ю. Перспективы региональной интеграции ЕАЭС в формате нового поколения ЗСТ // В.И. Тарасов, А.Л. Бикмуллин, А.Ю. Осинина // Евразийский союз ученых (ЕСУ), № 10 (31), 2016 – с. 105-110
  3. Тарасов, В.И., Бикмуллин, А.Л., Осинина, А.Ю., Глотова, И.С. Новые механизмы создания интеграционных формирований // В.И. Тарасов, А.Л. Бикмуллин, А.Ю. Осинина, И.С. Глотова //Экономика сельского хозяйства России, № 10, 2016 г. – с. 87-93
  4. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/
  5. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  6. «Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства» – Санкт-Петербург, 2013. – 80 с.
  7. Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: type=»book» name=»ДИНАМИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ» description=»В статье проанализированы особенности развития региональной экономической интеграции на евразийском постсоветском пространстве, представлена динамика основных этапов развития интеграционных процессов в регионе, а также даны рекомендации по взаимодействию различных региональных интеграционных формирований. » author=»Тарасов Владимир Иванович, Осинина Александра Юрьевна, Ивойлова Ирина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.05.2017_05(38)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found