Проблемы распределения налогового бремени между налогоплательщиками – юридическими и физическими лицами, в том числе с помощью процесса переложения налогов, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации.
В работе уделено внимание социально-экономической сущности налога на добавленную стоимость, как наиболее значимому, с точки зрения формирования доходной части бюджета, и затрагивающим интересы всех экономических субъектов. НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель, что существенно усиливает его социально-экономическое значение в условиях трансформационной экономической системы РФ в целом и налоговой системы, в частности.
«Налоговая нагрузка на предприятие» — показатель, являющийся общепризнанным в мировой практике. Однако более подходящее название – формальный уровень налогообложения. Реальное налоговое бремя следует определять, принимая во внимание эффект переложения налогов, иначе возникает некая условность этого показателя. При игнорировании данного эффекта возникают фискальные иллюзии, касающиеся непосильной налоговой нагрузки на организации. Они вводят в заблуждение не только простых людей и органы власти, но и специалистов, способствуют искажению оценок действующей налоговой системы, затрудняют определение оптимальных путей ее совершенствования.
Из вышесказанного следует, что из-за эффекта переложения налогов, говорить о налоговом бремени на юридические лица не вполне корректно.
Однако это понятие достаточно часто употребляется в нашем обществе. Приводятся аргументы в пользу целесообразности применения данного термина, смысл которых состоит в том, что фирма — это отдельный хозяйствующий субъект, с юридической точки зрения отличающийся от физических лиц, владеющих им [1]. Обезличенные налоги, уплачиваемые в бюджет предприятием, невозможно сравнивать с налогами, которые уплачивает отдельная личность. Поскольку налоги, уплачиваемые организацией, в действительности оказывают влияние на фирму, как отдельный субъект, снижая ее оборотные денежные средства, а также ограничивая возможности инвестирования нераспределенной прибыли в развитие производства, повышение заработной платы работникам и т. п.
Стоит отметить, что эти аргументы не могут отрицать необходимость изучения эффекта переложения налоговой нагрузки с одной организации на другую, а в конечном итоге – на физических лиц.
Нужно помнить, что именно конечный потребитель платит большую часть налогов. Рассмотрим описанный выше эффект на примере налога на добавленную стоимость.
На основе данных Федеральной налоговой службы можно составить диаграмму, показывающую долю основных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации [2].
Рисунок 1. Доля НДС, НПО и НДФЛ в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в 2014 году, %
Из диаграммы видно, что налог на добавленную стоимость является наиболее весомым для бюджета и, следовательно, более обременительным для налогоплательщиков.
НДС оплачивает конечный покупатель — физическое лицо, а все обороты по начислению и оплате НДС в компаниях нужны только для того, чтобы изымать НДС в процессе создания добавленной стоимости.
1) Производитель изготавливает продукцию и уплачивает с его стоимости 18% государству.
2) Оптовый клиент приобретает товар за полную стоимость, устанавливает наценку, платит с неё налоги, в том числе и исходящий НДС 18%, после чего он может подать декларацию на возврат входящего НДС.
3) Конечный продавец покупает товар, делает свою наценку, платит с неё налоги, и продаёт товар конечному потребителю.
4) Физическое лицо платит всем посредникам, оплачивает все налоги и получает товар, который стал в разы дороже.
Юридические лица во всей цепочке движения товара до момента продажи конечному потребителю выступают сборщиками налога, что оптимизирует затраты государства по администрированию НДС.
Продавец не несет экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на сумму налога, которая была уплачена им поставщикам. Конечный потребитель выплачивает данный налог в форме части продажной цены товара и не имеет возможности компенсировать его.
Распределение налогового бремени на физических лиц зависит от степени эластичности спроса и предложения на товары и услуги. Так, чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем более эластична кривая предложения, тем большая часть налога перекладывается на потребителя, а меньшая уплачивается за счет прибыли.
НДС – регрессивный налог на потребление, то есть граждане с низким доходом расходуют более высокую долю своего дохода на приобретение товаров и услуг, нежели высокодоходное население, то есть должны платить более высокую долю дохода в качестве НДС.
Снижение общего бремени налогообложения низкодоходных категорий населения возможно путем перевода отдельных видов продукции, например, продовольственных товаров и лекарственных средств, из группы товаров, облагаемых по ставке 10%, в группу товаров, облагаемых по ставке 0%. Потенциальные потери бюджета составят не более 2,5% поступлений, что вряд ли приведет к понижению цен на эти товары, но может замедлить рост цен.
Если же есть подлинное желание уменьшить налоговую нагрузку от НДС на производителей продукции, а главное цены на продукцию для конечного потребителя, каким является население страны, то необходимо изменить доходную структуру федерального бюджета. Для этого необходимо переместить акцент с основного источника поступлений НДС на прямые налоги, но для этого необходимо создавать условия для развития бизнеса и экономики. Тогда, во-первых, сократится инфляционная нагрузка, цена реализуемой продукции, во-вторых, отпадает проблема возмещения НДС. Все это свидетельствует о том, что требуется применение такой налоговой системы, которая отвечала бы современным экономическим условиям.
Выступая на пленарном заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 15 января 2015г., В. В. Путин подчеркнул: «Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного гражданского общества; здесь нужен диалог на равных» [3].
Следовательно, можно утверждать, что для развития налоговых отношений и взаимодействий, являющихся основой эффективной системы налогообложения, необходимо, прежде всего, создавать условия для развития партнерства между государством и предпринимательскими объединениями. Другими словами, необходимо добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противниками, а партнерами в налоговой деятельности. К примеру, государство поощряет благотворительную деятельность, в частности со стороны налогообложения. Так, НДС не взимается с товаров или услуг, которые передаются безвозмездно в качестве благотворительности.
Список литературы:
1. Крамаренко Л.А., Назаров А.В. Проблема распределения налогового бремени в обществе как одно из основных направлений налоговых реформ // Современные проблемы науки и образования — №1 – 2014.
2. Федеральная налоговая служба [Интернет ресурс] Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
3. Форум «Государство и гражданское общество» [Интернет ресурс] Режим доступа: https://www.kremlin.ru/events/president/news/47480[schema type=»book» name=»ЭФФЕКТ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ НА ПРИМЕРЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ» author=»Пакина Анастасия Андреевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]