Сельскохозяйственное производство связано с биологическими и природными процессами, находится в прямой зависимости от климатических факторов, вовлеченности в производство человека, земли, растений, животных, разнообразного по своему составу и назначению основного и оборотного капитала и является очень сложной формой хозяйственной деятельности.
При этом независимо от национальной принадлежности, уровня развития, форм собственности, методов его организации, сельское хозяйство имеет свои специфические, присущие только ему особенности, существенно отличающие его от всех других отраслей народнохозяйственного комплекса. Эти особенности наиболее значимо проявляются в условиях рыночной экономики при свободной конкуренции и недостаточном регулировании государством происходящих процессов. Как следствие этого, в большинстве стран мира не только признана необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, но и приняты конкретные законодательные акты, на основе которых выработаны эффективные направления, программы, обеспечивающие устойчивое развитие не только отраслей сельскохозяйственного производства, но и всех сфер деятельности и условий проживания сельского населения.
Проблема эффективности производства, в том числе и сельскохозяйственного всегда была под пристальным вниманием науки и практики. Это свидетельствует о том, что она продолжает оставаться актуальной и в настоящее время, особенно ее экономические и социальные аспекты. Значимость эта повышается в связи с вступлением России в ВТО.
Негативные тенденции, обусловленные общим социально-экономическим кризисом в стране и накопленными проблемами в АПК Республики Бурятия в период реформирования, определяют общее негативное состояние сельскохозяйственного производства в республике. В настоящий момент одним из эффективных механизмов преодоления негативных тенденций развития сельского хозяйства в Республике Бурятия в современных условиях является реализация государственной политики в сфере АПК, изложенная в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и республиканской целевой программе «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия на 2011-2017 годы и на период до 2020 года».
Динамика и удельный вес расходов на реализацию подпрограмм за 2013-2014 годы приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Состав и структура бюджетных расходов на реализацию Госпрограммы
Подпрограммы |
2013 год |
2014 год |
2014 год в % к 2013 году | ||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | ||
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства | 132275,5 | 15,5 | 126884,1 | 17,7 | 95,9 |
Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства | 423373,4 | 49,5 | 419094,6 | 58,6 | 99,0 |
Поддержка малых форм хозяйствования | 147929,0 | 17,3 | 91026,3 | 12,7 | 61,5 |
Развитие рыбохозяйственной отрасли Республики Бурятия | 3594,45 | 0,4 | 2344,9 | 0,3 | 65,2 |
Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия | 6674,0 | 0,8 | 5249,0 | 0,8 | 78,6 |
Устойчивое развитие сельских территорий Республики Бурятия | 141844,2 | 16,5 | 70901,9 | 9,9 | 50,0 |
Итого расходов на реализацию подпрограмм | 855690,5 | 100 | 715500,8 | 100 | 83,6 |
На реализацию мероприятий Госпрограммы в области АПК в 2014 году расходы бюджетных средств составили 715500,8 тыс. руб. Общее снижение объема финансирования к уровню 2013 года составило 140189,75 тыс. руб. или 16,4%, в том числе по подпрограммам: «Поддержка малых форм хозяйствования» — на 38,5%, «Развитие рыбохозяйственной отрасли» — на 34,8%, «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» — на 21,4%, «Устойчивое развитие сельских территорий» — на 50,0%.
Непосредственно на поддержку сельскохозяйственного производства направлено 89% (637005,0 тыс. руб.) общего объема средств на программные мероприятия Госпрограммы, на развитие рыбохозяйственной отрасли – 0,3% (2344,9 тыс. руб.), на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения – 0,8% (5249,0 тыс. руб.), на устойчивое развитие сельских территорий – 9,9% (70901,9 тыс. руб.).
Эффективность реализации Госпрограммы оценивается достижением целей и результатов через систему целевых индикаторов и показателей.
В 2014 году из восьми целевых индикаторов Госпрограммы выполнено семь. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий составил 19,4% при плане 15,2%. Произведено валовой продукции сельского хозяйства на 15038 млн. руб., что выше порогового значения на 3,0%. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 51,2% при плане 30,0%. В 2014 году в АПК Республики Бурятия было привлечено 835,8 млн. руб. инвестиций в основной капитал или на 67,2% выше планируемого значения. За счет реализации крупных инвестиционных проектов среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве выросла на 23,9% к плану. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) составил 122,8% при плановом уровне 103,1%. Объем отгрузки пищевых продуктов, включая напитки достиг 8,6 млрд. рублей или 102,4% к плану.
Вместе с тем, не достиг планируемого значения (102,5%) индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, который составил 100,2%.
В целях индикативного планирования и достижения параметров развития АПК в рамках реализации программных мероприятий Министерством ежегодно заключаются соглашения о сотрудничестве с сельхозтоваропроизводителями. В 2014 были заключены соглашения о сотрудничестве с 40 сельскохозяйственными товаропроизводителями из 118.
Следует отметить, что темпы роста продукции по большинству показателей в сельхозорганизациях, получающих государственную поддержку, стабильно выше, чем в среднем по республике (таблица 2).
Таблица 2 — Темпы роста основных показателей участников Госпрограммы в сравнении со средними республиканскими темпами
Показатели | 2014 год в % к 2013 году | Отклонение, + — | |
по участникам РЦП | в целом по республике во всех категориях хозяйств | ||
Объем произведенной валовой продукции в действующих ценах | 173,1 | 105,9 | +67,2 |
Объем производства мяса на убой в живом весе | 256,6 | 121,9 | +134,7 |
Объем производства молока | 103,3 | 92,9 | +10,4 |
Объем производства зерна в весе после доработки | 75,0 | 71,5 | +3,5 |
Поголовье КРС, голов | 110,3 | 97,3 | +13,0 |
в том числе коров, голов | 113,0 | 95,5 | +17,5 |
Поголовье овец, голов | 107,0 | 97,9 | +9,1 |
Анализ результатов реализации заключенных соглашений показал следующее.
В 2014 году стоимость произведенной валовой продукции в действующих ценах составила 3,9 млрд. рублей, что выше прогнозного значения на 15,0%, уровня 2013 года – на 73,1%. Несмотря на снижение количества участников Госпрограммы, доля их производства в общем республиканском объеме ежегодно увеличивается. Так, в 2013 году доля производства участников Госпрограммы составила 15,9% от валовой продукции, произведенной всеми категориями хозяйств, в 2014 году – 26,0%.
В 2014 году объем производства мяса составил 23,186 тыс. тонн, что в 2,6 раза превышает уровень 2013 года. Значительный темп роста связан с продолжением реализации инвестиционных проектов. Среднесуточный привес КРС в специализированных хозяйствах-участниках Госпрограммы в 2014 году составил 676,21 грамм против 660 грамм, сложившихся в 2013 году.
Темп роста объема производства молока в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 103,3% (10751 тонн), по сравнению с плановыми показателями – 101,5%. По хозяйствам-участникам Госпрограммы темпы роста объема производства молока в 2014 году по сравнению с 2013 годом составили: СПК «Прибайкалец» — в 2,5 раза, ООО «Улзыта» — 165,4%, ООО «СПК Надежда» — 153,5%, ООО «Рубин» — 135%. Средний уровень надоя на фуражную корову по всем участникам составил 3423 кг, против 3141 кг 2013 года.
В 2014 году хозяйства-участники Госпрограммы намолотили 62,9 тыс. тонн зерновых культур, что составило 65,8% к прогнозу и 75,0% к уровню 2013 года.
Поголовье КРС в хозяйствах-участниках Госпрограммы в 2014 году увеличилось на 10,3% по сравнению с 2013 годом. Так, в 2014 году были закуплены: ООО «Буян» — 612 голов КРС из Калмыкии, ООО АПО «Кяхтинское» — 648 голов КРС мясного направления, ЗАО «Комсомольский» — 140 голов КРС мясного направления, СПК «Прибайкалец» — 160 голов КРС молочного направления.
Таким образом, опережающие темпы роста показателей по участникам Госпрограммы позволили в целом по республике на 1 рубль государственной поддержки из республиканского бюджета:
— произвести 57 руб. 82 копейки валовой продукции сельского хозяйства,
— привлечь 1 руб. 77 копеек федеральных средств,
— привлечь практически два рубля инвестиций в АПК,
— перечислить три рубля налоговых платежей.
Библиография
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 № 717
- Республиканская программа «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия на 2011-2017 годы и на период до 2020 года», утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2013 № 102
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия на 2015-2018 годы
- Методика определения эффективности использования бюджетных средств, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями. – М: ФГУ «Центр экспертно-аналитической оценки эффективности деятельности агропромышленного комплекса», 2011
- Базарова М.У. Эффективность использования бюджетных средств в аграрном секторе // Актуальные вопросы государственного и муниципального финансового контроля: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2011 – С. 139-149
- Доржиева И.Ц. Оценка эффективности использования государственных средств // Актуальные вопросы государственного и муниципального финансового контроля: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2011 – С. 150-156
- Сильверстова Т. Критерии оценки эффективности использования бюджетных средств при современной модели управления бюджетными ресурсами. URL: https:// www/klerk.ru[schema type=»book» name=»ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ – ОСНОВА ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ» description=»В статье рассмотрены результаты реализации государственной политики в сфере АПК: темпы роста по основным показателям деятельности в сельскохозяйственных организациях, получивших государственную поддержку значительно выше, чем в целом по республике во всех категориях хозяйств» author=»Базарова Мария Урбиновна, Базарова Долгор Бальжинимаевна, Доржиева Ирина Цырендашиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]