Поведение человека (индивида) является предметом изучения в разных науках. В соответствии со спецификой той или иной науки формируется соответствующий его теоретический образ и модель поведения. Научное изучение мотивов, факторов и закономерностей поведения человека способно дать знания для практического использования в разных сферах и достижения разных целей. Например, исследование поведения индивидов в рамках микроэкономики (потребительского поведения) является необходимым для прогнозирования спроса, приспособления производственных мощностей фирмы к его удовлетворению, получения стабильной прибыли, повышения эффективности управления предпринимательской деятельностью. На основе теории потребительского поведения разрабатываются технологии приспособления фирмы к изменениям потребительских предпочтений и активного влияния на выбор индивидов в отношении различных товаров. Неоклассическая экономическая теория, как известно, основана на концепции «рационального» («экономического») человека. В рамках этой концепции человек представлен в строго определенном качестве – как потребитель различных благ. Согласно этой концепции, потребительское поведение нацелено на максимизацию общей полезности от покупаемых товаров при минимальных затратах на покупки, а его основными факторами являются: доход, цены, потребительские предпочтения. Альтернативой неоклассической теории потребительского поведения является институциональная его концепция. Институциональная теория потребительского поведения основывается на таких поведенческих предпосылках как ограниченная рациональность и оппортунизм. Ограниченная рациональность означает, что потребитель стремится действовать рационально, но в реальности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени. Под оппортунистическим поведением понимается реализация личного интереса путем коварства: лжи, воровства, мошенничества, сокрытия или искажения информации. Таким образом, институционализм вводит в теорию потребительского поведения психологические факторы.
Потребительское поведение – действия индивида, обеспечивающие приобретение и потребление желаемого набора благ. Эти действия связаны с поиском, оценкой, покупкой и использованием благ. Потребительское поведение можно рассматривать как функцию желаемого социального статуса, дохода и духовной структуры индивида.
Можно предложить следующую модель потребительского поведения: потребитель => потребности => доход => потребительская матрица => потребительский выбор => степень удовлетворения потребностей => мотивы экономической активности => формы деловой активности => изменение потребностей…
Потребительская матрица – система представлений индивида о желаемом наборе благ, которые могут удовлетворить его биологические, социальные и духовные потребности при наличном доходе. Понятие «матрица» означает, что эта система представлений обуславливает (порождает) соответствующие действия индивида по приобретению и потреблению данного набора благ. Модель формирования потребительской матрицы можно представить следующим образом: индивид => экономическая активность индивида => доход => социальная среда => духовная структура индивида => сознательный выбор предпочтений => потребительская матрица.
Однако образ человека в экономической теории как потребителя благ и сведение его деятельности в экономике общества к потребительскому поведению отражают аспект взаимоотношений человека и материальных объектов, или материально-вещественный аспект функционирования экономики общества. Как представляется, в рамках экономической теории как общественной науки, более важным является исследование поведения человека в рамках его взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми, т.е. социально-экономический (политико-экономический) аспект поведения человека в обществе.
В рамках социально-экономического аспекта исследования поведения человека, его мотивов и факторов необходима соответствующая модель человека и концепция его экономического поведения.
Для исследования экономического поведения человека (отдельного индивида) в обществе целесообразно самого человека рассматривать в рамках структурной модели: SP = F(N
В модели под потребностями понимаются образы благ, в которых индивид испытывает нужду для обеспечения своей нормальной жизнедеятельности. Знания в представленной модели представляют собой систему духовных представлений индивида об окружающем мире и способе выживания (воспроизводства) в этом мире. Под экономическими интересами понимаются представления индивида о предпочитаемом способе индивидуального воспроизводства как социализованного существа, в том числе способе получения дохода для удовлетворения своих потребностей. Важность учета экономических интересов индивида при изучении его поведения определяется тем, что именно они побуждают индивида к определенной форме экономической деятельности для получения желаемого дохода и благ в обществе.
Экономическое поведение индивида можно определить как функцию от таких переменных как потребности, интересы и знания. Экономическое поведение индивида можно представить в виде модели: внутренняя структура (духовная организация) индивида => социоматрица индивида => экоматрица индивида => образ выбранной модели экономического поведения в сложившихся условиях (поведенческая матрица) индивида => модель реального экономического поведения (поведенческая модель) индивида => положительный\отрицательный опыт => накопление знаний => изменение внутренней структуры индивида => изменение социоматрицы индивида => изменение экоматрицы индивида => изменение поведенческой матрицы индивида => изменение поведенческой модели индивида…[1].
Экономическая деятельность человека происходит в исторически сформировавшейся группе людей (обществе) в рамках общественного разделения и кооперации труда. В связи с этим важными факторами экономического поведения человека являются формы его взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми.
В рамках экономической системы общества отдельные индивиды выступают как участники общественного воспроизводства, выполняя в нем определенные функции. Для отражения в экономической теории особенностей взаимоотношений и взаимодействий индивидов, а также их поведения в общественном воспроизводственном процессе, используются понятия «субъект», «актор», «агент», «принципал».
Для отражения этих особенностей можно использовать следующие модели [2]:
— модель поведения индивида как актора в экономике общества: участник (во взаимодействии с природой, материальными/идеальными предметами) => цель =>действия (активность) => результат.
— модель поведения индивида как агента в экономике общества: участник => отношение к другой стороне как к главному (хозяину, суверену) во взаимодействии => агент => действия (экономическая активность) => результат.
— модель поведения индивида как принципала в экономике общества: участник => цель => отношение к другой стороне как своему посреднику при достижении своей цели => принципал => действие (экономическая активность) => результат.
Роль индивида как субъекта в экономике может быть представлена следующей моделью: индивид => цель => кооперация с другим (-ми) индивидом(-ами) => отношение к другой стороне взаимодействия как средству достижения своих целей (как к объекту) => действия (активность) => влияние => объект => желаемое поведение => желаемый результат.
Таким образом, в зависимости от форм отношений между собой индивиды в экономике общества могут выступать в качестве субъекта, объекта, принципала, агента; как носители любой формы экономической деятельности они выступают как акторы. Формы взаимоотношений между индивидами в процессе экономической деятельности следует рассматривать в качестве основных факторов их экономического поведения и целей этого поведения. Доходы, возможности выбора в отношении благ и удовлетворение личных потребностей человека являются производными от его роли в системе общественного воспроизводства. Понять потребительское поведение человека невозможно без учета его участия в производстве, распределении и обмене благ как внутренних элементах механизма общественного воспроизводства в конкретной стране, а также особенностей человека как социализованного существа.
Список литературы:
- Крятова Г.А., Алиева С.В. Моделирование экономической реальности: философские и методологические аспекты. Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: глобальное, страновое, региональное измерения. Сборник статей международной научно-практической конференции. Часть 2. /Под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. – Краснодар: ЮИМ, 2013. С.140-146.
- Крятова Г.А. Действующие лица в современной экономике: проблема теоретического отражения. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 3. С. 107-112.[schema type=»book» name=»ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ» author=»Селезнев А. В., Татаринцев А. А., Вахитов В. В.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]