Тема отзыва Центральным Банком у коммерческих банков лицензий не нова, однако вопрос, без сомнений, не потерял свою актуальность. В данном исследовании мы предлагаем разобраться, с чем же связан массовый отзыв лицензий, наносит ли такая политика ЦБ ущерб комбанкам, и если да, то какой. Мы так же должны ответить на ключевой вопрос: каким образом ЦБ может минимизироваться негативные побочные эффекты от проводимой им политики?
Итак, не секрет, что ЦБ взял курс на отзыв лицензий у комбанков: за 2013 и 2014 гг. около 90 банков лишились лицензий. Известны причины отзыва лицензий: это нарушение банками законодательства и РФ и проведение незаконных операций, санация банковского сектора и желание ЦБ укрепить доверие населения к банковскому сектору в целом.
Цели ЦБ понятны, но возникает вопрос: почему отзыв лицензий вызывает такой широкий резонанс в обществе? Казалось бы, добросовестным банкам не за что беспокоиться. Тем не менее, поводы для тревоги есть. Побочным эффектом оздоровления экономики стало уменьшение темпов роста объемов капитала банков: так, за первые шесть месяцев 2014 года рост собственного капитала российских банков составил 4,3%. В аналогичный период 2013 года рост был на уровне 7,4%. Это связано, в том числе, с сокращением объемов докапитализации банков со стороны акционеров, а также с отзывом лицензий у относительно крупных кредитных организаций.
Существует еще одна не менее важная проблема: дефицит ликвидности, главными причинами которой являются закрытие доступа к зарубежным источникам капитала и замедление роста депозитов. Синергетическим эффектом этих факторов является недостаточность денежных средств у банков. В первом квартале 2014 года банковский сектор наблюдал существенный отток средств с депозитов: вкладчики забрали порядка 393,5 млрд рублей.
Этот показатель коррелирует с последней названной нами целью ЦБ: повышение доверия населения к банковской сфере. Однако на практике оказывается, что на настоящий момент ЦБ добился прямо противоположного результата: не доверяя банкам, население спешно снимает деньги с депозитов. В интернете постоянно появляются списки банков, которые в ближайшее время попадут под санкции ЦБ, это сеет панику среди вкладчиков тех или иных банков. Хотя господин Сухов, зампред ЦБ, утверждает, что «банков, которые потеряли лицензию исключительно из-за волнений вкладчиков, не было», представляется, что паника среди населения в значительной мере способствовала этому. Индикатором осложнения ситуации в экономике стало ухудшение прогноза рейтингового агентства Standard & Poor’s по перспективам банковского сектора в России со стабильного на негативный.
Исходя из вышеизложенного представляется возможным сформулировать рекомендации Центральному Банку для наиболее эффективного достижения поставленных целей: прежде всего, это прозрачность. Необходимо определить основу, на которой должна строиться просветительская деятельность ЦБ РФ. Это широкое использование онлайн-каналов и геймификация на основе scrum-методологии. Остановимся более подробно на каждом пункте.
Использование онлайн инструментов представляется очень эффективным в современных реалиях. Аудитория Интернета в РФ составляет на настоящее время 76,5 млн человек и увеличивается одними из самых быстрых в мире темпов. Уровень проникновения Интернета в 2013 году составил 53%, самый большой прирост пользователей (13%) наблюдается в средних и малых городах. Важно помнить, что традиционные методы продвижения, как правило, очень дорогие и становятся все менее эффективными, поэтому целесообразно использовать именно онлайн-каналы, которые могут обеспечить широкий охват и продвинутую визуализацию, таргетировать контент и донести информацию до нужной ЦБ целевой аудитории. В условиях нестабильной макроэкономической ситуации и обвала национальной валюты жизненно важным становится оптимизация издержек на привлечение, что соотносится с выбранной нами стратегией распространения информации.
Более подробно хотелось бы остановиться на геймификации: не секрет, что в России наблюдается чрезвычайно низкая финансовая грамотность населения. Это означает, что люди не только не знают, как функционирует финансовая система РФ, но и трудно обучаемы. Поэтому информацию до населения необходимо доносить в игровой форме, представлять в виде инфографики или коротких мультфильмов. В этом направлении дальше остальных продвинулся Альфа-Банк, чья просветительская программа заслуживает пристального внимания. Использую практику бенчмаркинга ЦБ может без значительных усилий существенно повысить финансовую грамотность широких слоев населения, что стабилизирует экономику. При этом важно, что население, увлеченное игровой подачей информации, будет само стремится узнавать что то новое для себя, это станет своего рода финансовой игрой. Важно в этой связи упомянуть, что стратегии геймификации контента невозможна без онлайн-продвижения информационных продуктов Центрального Банка, поэтому внедряя второе, никак нельзя упустить из виду первое.
Третий совет касается непосредственно принципа имплементации стратегии повышения прозрачности деятельности ЦБ. Scrum-методология предполагает постепенное внедрение нововведений: сначала новшество работает в тестовом режиме и постепенно адаптируется под запросы целевой аудитории. Это означает, что не обязательно готовить весь спектр предпринимаемых мер единовременно, достаточно запустить «сырую» версию информационного продукта и дорабатывать ее в процессе работы. Более того, в условиях макроэкономической нестабильности использование scrum-методологии просто необходимая мера: ситуация на мировой арене, а также внутри страны меняется настолько быстро, что контент становится просто неактуальным.
Только такие действия, на наш взгляд, обеспечат эффективное воплощение в жизнь намерений ЦБ и позволят вернуть стабильность в банковском секторе экономики. В условиях огромной волатильности рубля эта проблема становится еще более актуальной.
Список использованной литературы:
РБК, Эксперт, РИА Новости, banki.ru, standardpoors.com, forbes.ru[schema type=»book» name=»Формирование понятной для населения финансовой политики Центральным Банком РФ » author=»Павленко Евгений Дмитриевич, Корчкова Анастасия Олеговна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]