Первичное публичное размещение (англ. – Initial Public Offering (IPO)) – сложный и ресурсоемкий процесс, разделенный на несколько этапов и включающий в себя, помимо основной цели привлечения внешнего финансирования, множество промежуточных целей и задач. Весь процесс IPO, в зависимости от некоторых факторов (отрасль, размер компании, специфика рынка, конъюнктура рынка и т.д.), может занимать как несколько месяцев, так и больше года. Такой объем времени необходим для того, чтобы провести целый ряд различных процедур. Проведение публичного размещения обычно делится на несколько стадий.
Первой и, как правило, наиболее затратной стадией является подготовительная. Она особенно затратна тогда, когда речь идет о крупной компании, не имеющей множества аналогов на рынке, и когда первичное публичное размещения может занять около года. Большую часть времени компания потратит на подготовку документов, согласование юридических вопросов, работу аудиторов и т.д. Несмотря на то, что подготовительная стадия наиболее затратная, она, в большей степени, техническая. То есть, подготовка и согласование документов происходит по юридическим стандартам и правилам, что также, как и поиск и наем банка-организатора, финансовых аналитиков и аудиторов, не вызывает особого интереса у исследователя. Наибольший интерес вызывает следующая стадия процесса – непосредственное проведение IPO.
Наиболее важными участниками процесса для компании на данной стадии выступают инвесторы, поэтому менеджерам и аналитикам необходимо максимально правильно с ними взаимодействовать, чтобы изначально собрать нужное количество информации о рынке и предварительном спросе на акции. Если подготовку документов можно провести эффективно по имеющимся стандартам оформления, а необходимые расчеты – по общепринятым формулам, стандартизировать работу с потенциальными инвесторами – намного сложнее. Однако, на практике, существует ряд стандартных процедур в рамках публичного маркетинга, с помощью которых аналитики и менеджеры могут собрать необходимые данные о потенциальном спросе и рыночных условиях.
Общая процедура современного публичного маркетинга во время проведения IPO разделена на несколько этапов [3]:
- Предварительные встречи. Донесение до инвесторов общей информации о компании, ее инвестиционной и операционной истории, условий участия в будущем размещении и т.д. Все это может быть проведено в виде первого ознакомительного роудшоу (от англ. roadshow – дорожное шоу, выездная презентация) менеджмента без представления точных данных о ключевых показателях размещения. В ряде случаев, после роудшоу и за несколько недель до фактического размещения, андеррайтер начинает привлечение нескольких особо крупных инвесторов, которых также называют якорными инвесторами. Они обязуются предоставить во время размещения спрос на крупные доли акций, а в обмен получают ряд привилегий по цене и очередности предоставления ценных бумаг. Такими инвесторами могут стать любые финансовые организации, готовые приобрести большой пакет акций при размещении.
- Аналитическая стадия. После первого взаимодействия с потенциальными инвесторами, аналитики андеррайтера и эмитента начинают подготовку информационных документов, в которых будет содержаться оценка различных показателей. Инвесторам рассылаются аналитические отчеты, публикуется пресс-релиз, содержащий информацию об эмитенте, показателях отчетности, истории деятельности и предварительных данных по объему размещения. Аналитики налаживают обратную связь с инвесторами, что позволяет им корректировать собственные расчеты в соответствии с предпочтениями будущих покупателей акций. Начинается активная работа над Информационным меморандумом и подготовка к основной стадии маркетинга.
- Роудшоу менеджмента. Ключевой этап маркетинга, который включает в себя раскрытие информации эмитентом, рассылку первой версии меморандума, публикацию окончательного пресс-релиза об IPO, содержащего диапазон цены размещения, а также проведение и рассылка презентаций менеджмента широкому кругу инвесторов. В большинстве случаев IPO на данной стадии начинается прием заявок от инвесторов, участвующих в роудшоу, на покупку акций при размещении. Начинается процесс формирования книги заявок – букбилдинг, который длится вплоть до назначенной даты начала размещения. К этому моменту инвесторы, на основе полученной от эмитента информации, имеют возможность провести собственные расчеты и оценить, сколько акций и по какой цене они готовы приобрести. Собранные заявки на покупку позволяют аналитикам скорректировать ценовой диапазон и, в итоге, определить окончательную цену размещения.
Публичный маркетинг, по своей сути, является ключевой процедурой всего размещения, так как включает в себя работу с потенциальными и реальными инвесторами, подготовку основных информационных документов и непосредственный процесс ценообразования. Его итоги напрямую влияют на эффективность и успешность IPO и на объем привлеченных средств. Для процесса первичного публичного размещения налаживание обратной связи с крупными инвесторами имеет большой практический смысл, так как позволяет аналитикам более точно оценивать условия IPO и прогнозировать его результаты.
В ходе публичного маркетинга проводится основной этап определения цены предложения акций. Активно взаимодействуя с инвесторами, аналитики эмитента получают большую часть необходимой информации в обмен на предоставление некоторым группам инвесторов определенных привилегий. Так, привлечение институциональных инвесторов позволяет заранее сформировать спрос на акции, в обмен на более полное раскрытие для них информации об эмитенте. Также существует практика продажи акций по цене с дисконтом для крупнейших инвесторов. Это служит сигналом для остальных инвесторов к тому, что крупные организации прогнозируют успешность размещения. Такая практика распространена в условиях современного рынка IPO, но она неизбежно приводит к асимметрии информации между инвесторами. Однако можно утверждать, что основными факторами формирования цены предложения будут те показатели, которые наиболее важны для инвесторов, участвующих в IPO и, особенно, для институциональных инвесторов.
Большинство групп институциональных инвесторов придерживаются фундаментальной стратегии и предпочитают долгосрочное инвестирование в размещаемые акции, особенно в случае крупных эмитентов. Как и аналитики, инвесторы в ходе размещения активно используют оценку показателей компании при помощи сравнительного анализа с ближайшими конкурентами эмитента на рынке.
Фундаментальная стратегия инвестирования действительно подходит для случая публичных размещений. Д. Браун и К. Бентли [1, с. 178] выделяют приоритеты фундаментальных инвесторов. На основе анализа балансовых отчетов такие инвесторы организуют поиск наиболее недооцененных компаний, затем вкладывают деньги в недооцененные акции, имеющие потенциал к росту. Фундаментальные инвесторы, как правило, анализируют стоимость активов публичных компаний и взаимосвязь недооцененных активов с текущей рыночной ценой акций. «Фундаментальные инвесторы ищут компании, рыночная капитализация которых обеспечена физическими активами» [1, с. 177]. Для фундаментальных инвесторов в случае IPO наибольший интерес представляет инвестиционная история эмитента, показатели эффективности деятельности, рыночные мультипликаторы и показатели финансовой устойчивости компании. Прежде всего, так как фундаментальные инвесторы оценивают стоимость активов компании, для них могут оказаться значимыми показатели рентабельности. К примеру, такой показатель, как рентабельность активов, демонстрирует степень эффективности управления имуществом компании и определяет роль совокупных активов в полученной прибыли за период.
Значительным показателем для любого инвестора, планирующего приобрести ценные бумаги, является цена. При первичном публичном размещении банальность такого утверждения незаметна, так как определение цены предложения IPO – ответственная процедура, связанная с некоторыми сложностями. Как было показано выше, цена определяется в процессе публичного маркетинга на протяжении нескольких этапов. Важным ориентиром для инвесторов является первое объявление ценового диапазона (в случае, если был выбран метод букбилдинга).
Для того, чтобы оценить роль ценовых факторов в вопросе формирования цены предложения, необходимо учесть один важный аспект. Многие отечественные исследователи основывают свои вычисления на выборке из российских компаний, проводивших публичные размещения при уже имеющихся акциях в свободном обращении. Изучение ценового фактора в таком случае может быть априори неверным, так как вторичные размещения компаний, получивших листинг на бирже в период приватизации 90-ых годов, характеризуются значительным упрощением процедуры ценообразования. Такие размещения акцентируют внимание на имеющейся истории динамики рыночной цены, что в значительной мере отличается от процедуры расчета цены предложения при первичном предложении акций. Поэтому, эмпирическая проверка данного тезиса должна быть проведена на основе выборки из только тех российских компаний, которые размещали акции на бирже впервые. В качестве главного ценового фактора может быть использован показатель ценового диапазона на момент размещения.
С точки зрения инвестора, учитывающего важность экономических характеристик и показателей деятельности эмитента, значительными факторами могут оказаться: размер компании, структура капитала и рентабельность активов. Эксперты [4] отмечают важность данных показателей для компаний, принимающих решение о проведении IPO. Изучая мотивы становления публичными компаний из стран СНГ, они доказали, что ключевой причиной является необходимость привлечения внешнего финансирования. По их мнению, возможные проблемы с выходом на открытый рынок могут возникнуть из-за значительного превышения объема заемных средств над собственными. Иными словами, показатель финансовой устойчивости с большой вероятностью может оказаться значимым при намерении компании провести публичное размещение.
Что касается рентабельности активов компании, как показатель устойчивости финансовой деятельности, данный показатель играет важную роль при принятии решений инвесторами, особенно фундаментальными. Компании с высокими показателями эффективности бизнеса в большей степени привлекают инвесторов.
Таким образом, можно подытожить все вышесказанное:
- Из всех стадий публичного размещения, наибольший интерес вызывает процедура непосредственного проведения IPO. В нее включается подготовка следующих информационных документов: отчетов аналитиков, Информационного меморандума, проспекта эмиссии, презентаций менеджмента и публикация пресс-релиза. Также сюда входит проведение презентаций и роудшоу менеджеров, в общем именуемое публичным маркетингом. Все это в совокупности с прочими методами налаживания взаимодействия с инвесторами, способствует сбору важной информации о рынке и потенциальном/реальном спросе на акции. Действия эмитента и андеррайтера при проведении IPO напрямую влияют на эффективность публичного размещения.
- Наиболее значимыми участниками публичного маркетинга являются российские и/или иностранные институциональные инвесторы. Каждая группа таких инвесторов имеет собственные предпочтения касательно анализа показателей и выбора инвестиционной стратегии. В случае IPO среди институциональных инвесторов превалирует фундаментальная стратегия инвестирования.
- Ключевыми факторами формирования цены предложения, с точки зрения инвесторов, наиболее вероятно, являются следующие: показатели рентабельности (например, рентабельность активов), ценовые показатели (ширина ценового диапазона), показатели деятельности и характеристики компании (структура капитала, размер компании) и показатели финансовой устойчивости. Изменение значений данных показателей напрямую влияет на величину конечной цены предложения и формирует весь процесс ценообразования.
Список литературы:
- Браун Д., Бентли К. Все о стратегиях инвестирования на фондовом рынке. М.: ООО «Манн, Иванов и Фебер», 2013.
- Ивашковская И.В., Харламов Л.С. Эффективность ценообразования российских IPO // Корпоративные финансы. 2007. № 3. С. 53-63.
- Руководство для эмитента: как стать публичной компанией / Московская биржа — 2015 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ipoguide.moex.com/
- Ivashkovskaya I., Ponomareva O. Going Public: Empirical Study of Motives and Efficiency of IPO in CIS // Корпоративные финансы № 4 (8), 2008. С. 5-22.
- Hanley K. W. The underpricing of initial public offerings and the partial adjustment phenomenon // Journal of Financial Economics № 34 (2), 1993. P. 231-250.[schema type=»book» name=»ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ» description=»В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на ценообразование акций в процессе первичного публичного размещения в рамках российского рынка. Была принята предпосылка о ключевой роли институциональных инвесторов в процессе проведения размещения и был сформирован ряд факторов, наиболее значимых для них. » author=»Туаев Сергей Аланович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]