Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ

Налоги как инструмент перераспределения ресурсов в экономике сами по себе являются носителями риска для всех участников налоговых отношений. Причем баланс интересов государства и налогоплательщиков достигается именно благодаря наличию некоторых видов рисков. Поэтому полное исключение всех видов риска не может расцениваться как благо для социально-экономического развития страны в целом.

Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на экономическую сущность налогового риска: с одной стороны, «налоговый риск в категорию финансовых рисков не входит, так как сам по себе не следует из природы финансовых операций, а обусловлен действиями налогоплательщика или органов государства по отношению к налогоплательщику». С другой стороны, «налоговый риск означает вероятность ущерба или для налогоплательщика (в виде возможного ослабления его финансово-экономического потенциала), или для государства (в виде возможного недополучения им налоговых платежей) из-за неадекватных действий (бездействия) налогоплательщиков и уполномоченных государственных органов» [3].

Как правило, на крупных предприятиях внедрена целая система управления рисками, включающая в себя управление финансовыми, юридическими, репутационными и другими рисками. Одним из этих элементов является система управления налоговыми ­рисками, которая, однако, может быть и самостоятельной [2].

Система управления налоговыми рисками начинается с управленческого решения о ее создании, т.е. собственники или менеджмент должны прийти к такому решению. Обычно эта система включает организационную структуру, процедуры, функции, ответственность ­работников подразделений, отвечающих за управление ­налоговыми рисками.

Во множестве российских компаний налоговыми ­вопросами занимается главный бухгалтер. И иногда это оправданно. Необходимо понимать задачи, которые ставятся собственником и ­менеджментом в этой области, финансовые возможности и т.п.

Но если говорить о комплексном подходе к управлению налоговыми рисками, а это подразумевает взаимодействие всех подразделений компании в процессе выявления и оценки рисков по направлениям деятельности, то передача функций управления подразделению, риски которого контролируются, может нивелировать ­положительный эффект от внедрения процедур управления рисками. Ведь зачастую риски создаются самой бухгалтерской службой.

В целом управление налоговыми рисками осуществляется за счет внутренних и внешних источников.

Управление рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних ­консультантов. Эффективность такого способа управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода компании к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени ­вовлеченности персонала в процесс принятия решений.

Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых ­консультантов или контролирующих служб.

Комбинированный способ объединяет внутренний и внешний интеллектуальные ресурсы. Выбор того или иного ресурса, за счет которого будет осуществляться управление налоговыми рисками, зависит от многих факторов: масштабов бизнеса организации, затрат на ­обеспечение налоговой безопасности и т.д.

Если рассматривать формы управления налоговыми рисками, детализируя их по отношению к моменту осу­ществления управляющего воздействия, то можно выделить среди них следующие: активная, адаптивная и консервативная (пассивная).

Активная форма управления факторами налогового риска предпо­лагает максимальное использование полезной информации и средств воздействия для минимизации налоговых рисков. При этой форме управления решения в области гармонизации налогообложения предшествуют проведению проблемных хозяйственных         операций и других фактов в хозяйственной жизни, которые могут повлечь за собой рост налоговых рисков.

Адаптивная форма управления факторами налоговыми рисками строится на адаптации налоговых решений к сложившейся обста­новке. При этой форме управляющее воздействие осуществляется в ходе осуществления хозяйственной операции либо иного собы­тия в деятельности организации. В этом случае может быть предот­вращена только часть неблагоприятных последствий.

Консервативная форма управления факторами налогового риска означает, что управляющее воздействие запаздывает. В этом случае ущерб неотвратим, следовательно, управление должно быть направ­лено на локализацию ущерба, нейтрализацию его влияния на дру­гие события.

Управление налоговыми рисками во многом зависит от доступ­ности информации о вероятности наступления и величине их по­следствий, выраженной стоимостными показателями.

На основе имеющейся информации можно прибегнуть к тому или иному способу управления налоговым риском, которые применяются при управлении финансовыми рисками: диверсификация; нормирование рисков; страхование; повышение качества управления рисками за счет оценки ин­формации об их возможных последствиях; создание эффективной системы экономического и правового управления рисками.

Помимо перечисленных способов снижения финансовых рисков, в том числе и налоговых рисков, в отечественной финансовой литературе приводятся такие, как са­мострахование и лимитирование (нормирование) концентрации рисков. Наибольшее значение для управления налоговыми риска­ми имеет последний из названных способов, поскольку остальные имеют существенные ограничения для применения их в отношении данного вида рисков.

Нормирование налоговых рисков может быть определено как установление допустимых для данной организации потерь от нало­говых рисков, что может быть осуществлено только при наличии достаточного объема информации о характеристиках данного вида риска, поэтому данный способ может быть сведен к рекомендован­ному нами для управления способу.

Применение диверсификации затруднено в связи с тем, что рассредоточить налоговые риски во времени или по отдельным видам налогов или деятельности весьма проблематично, ввиду их специ­фичности для каждого конкретного случая.

Страхование налоговых рисков в классическом его понимании пока не распространено, поскольку нормами страхового права та­кой вид страхования не предусмотрен.

Выделяют также правовые методы снижения налоговых рисков: метод налоговой «подушки безопасности», метод дополнительного документального подтверждения, метод судебного прецедента [1].

Суть метода налоговой «подушки безопасности» в том, что компания умышленно создает переплату по налогам или же, обнаружив, что переплатила налоги, не возвращает их из бюджета, а планирует направить средства в счет будущих платежей. Метод управления налоговыми рисками с помощью налоговой «подушки безопасности» основан на позиции Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ), выраженной в постановлении пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5. По мнению судей, если за предыдущие периоды у компании есть переплата по определенному налогу, которая или перекрывает сумму налога, заниженного в последующем периоде, или равна ей, – правонарушение не возникает, так как не образуется задолженность в бюджет. А значит, не возникает угрозы начисления пеней, штрафов по ст. 122 НК РФ, а также угрозы привлечения к уголовной ответственности.

Реализовать на практике этот метод можно двумя способами:

1) Бухгалтерия сдает в налоговый орган уточненную декларацию и заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, но получает отказ в возмещении. В этом случае не надо обращаться в арбитражный суд, лучше оставить переплату, что называется, «про запас» – на случай выездной налоговой проверки и возможных доначислений по данному налогу. Однако у этого способа есть и недостатки: не используются в обороте средства (переплата); есть шанс пропустить срок, в течение которого вправе обжаловать решение ИФНС, и потерять возможность вернуть сумму переплаты вообще; возможность назначения налоговым органом повторной проверки.

2) Бухгалтерия не сдает в налоговый орган уточненные налоговые декларации, сохраняя переплату до момента проведения выездной налоговой проверки. Если по ее результатам будут доначисления, то юрист в возражении на акт налоговой проверки может заявить о переплате и попросить учесть это обстоятельство. Практика показывает, что налоговики не учитывают переплаты при вынесении решений по выездным проверкам. Но такая позиция не всегда согласуется с судебной практикой: судьи часто выносят решения в пользу компаний и мнение арбитражных судов по данному вопросу полностью согласуется с законом. Так, в обязанности налоговых органов входит «сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога» (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Метод судебного прецедента заключается в обжалование нормативных актов, которые создают налоговые риски, в ВАС РФ, Верховный Суд РФ или Конституционный Суд РФ.

Правильность своих действий организация может подтвердить дополнительными документами, т.е. применить метод дополнительного документального подтверждения. Часто претензии налоговых органов звучат так: расход экономически не оправдан или документально не подтвержден, а значит, организация неправомерно включила его в уменьшение прибыли. Однако можно и необходимо заранее позаботится о документах, подтверждающих экономическую обоснованность расхода. В качестве доказательств могут быть использованы:

— запросы в государственные органы (Минфин России или ФНС России) и ответы на них;

— аналитические справки организации;

— внутренние приказы руководителя компании, подтверждающие производственную направленность расхода;

— внутренние документы компании (к примеру, документ, определяющий маркетинговую политику);

— постановления судов;

— отчеты внешних специалистов о проделанной работе.

Возможен и другой подход к детализации способов управления налоговыми рисками с точки зрения их разрешения, в соответствии с которым в их составе могут быть выделены:

1) Принятие риска. Риск принимается, если все доступные способы его снижения не являются экономически целесообразными по сравнению с ущербом, который может нанести реализация риска. Руководители осведомлены о наличии данного риска и его характеристиках и ­осознанно не предпринимают каких­-либо мер воздействия на риск.

2) Предотвращение/избежание риска. Избежание риска реализуется путем прекращения определенного вида деятельности, хозяйственных операций, ведущих к риску. Одним из способов избежания рисков является изменение стратегических задач или операционного процесса.

3) Передача/перенос риска. Решение о передаче риска зависит от характера деятельности, важности связанной с риском операции и ее финансовой значимости. Стандартные механизмы передачи рисков включают: страхование, передачу рисков партнерам в рамках создания совместного предприятия или объединения, аутсорсинг, диверсификацию деятельности организации. Перемещение источника не является переносом риска.

4) Контроль/снижение риска. Снижение риска – действия, предпринятые для уменьшения вероятности, негативных последствий или того и другого вместе. Контроль/снижение риска достигается с помощью организации системы отчетности, формализации процессов; проведения обучающих программ; разработки методик и процедур внутреннего ­контроля и управления рисками; проведения внутреннего аудита.

При выборе конкретного средства разрешения налогового риска представляется, что налогоплательщик должен исходить из следу­ющих принципов предосторожности:

Управление налоговыми рисками, как и любой вид управляющего воздействия, целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов: выявление налоговых рисков, оценку налоговых рисков, выработку мер по реагированию на налоговые риски, контроль (мониторинг) за ­исполнением мер по минимизации (устранению) налоговых рисков [2].

В рамках работы по выявлению налоговых рисков необходимо соблюдать баланс основных принципов налоговой политики:

– соблюдение осторожности суждений о требованиях ­налогового законодательства;

– взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;

– достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при ­неоднозначном толковании действующего законодательства;

– оптимизация налогообложения, т.е. разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на оптимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой ­нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.

Как понятие налогового риска, так и принципы его оценки очень субъективны и зависят, как правило, от квалификации исполнителя и используемых им оценочных критериев, соответствия/несоответствия позиции Министерства финансов и налоговых органов и ­вероятности обнаружения риска (найдут/не найдут).

Кроме финансовых аспектов риска (т.е. суммы возможных доначислений налогов и штрафов), при определении принципов оценки риска необходимо учитывать и иные последствия налоговых рисков для компании (например, репутационные), что позволит выработать более сбалансированный подход к их оценке. Важная роль здесь отводится мониторингу управления налоговыми рисками.

Контроль (мониторинг) управления рисками – контроль динамики изменения характеристик налоговых рисков и эффективности реализации мероприятий по управлению рисками. Мониторинг позволяет отслеживать статус риска, определять, достигнут ли желаемый результат от внедрения тех или иных мер в области управления налоговыми рисками, собрана ли достаточная информация для принятия решений по управлению рисками и была ли эта информация ­использована для снижения степени риска в Обществе.

Мониторинг осуществляется путем сбора информации по динамике критических рисков и осуществлению планов внедрения ­мероприятий по их управлению, поступающей от владельцев рисков.

По результатам мониторинга могут быть:

– откорректированы реализуемые мероприятия или ­разработаны дополнительные;

– внесены изменения в локальные нормативные акты организации, предусматривающие процедуры и механизмы по управлению рисками;

– разработаны методики и процедуры управления налоговыми рисками в соответствии с критериями внутренних стандартов и требованиями налогового законодательства;

– подготовлен свод и предоставлена информация по налоговым рискам для консолидированной отчетности компании.

Данный системный подход позволяет вывить налоговые риски и принять соответствующие меры по их минимизации.

Список литературы:

1.     Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками [Электронный ресурс] / О.В. Гордеева. – Режим доступа: https://juristmoscow.ru/

2.     Зуйков А.В. Управление налоговыми рисками: мнение специалиста [Электронный ресурс] / А.В. Зуйков. – Режим доступа:

3.     Мигунова М.И. Оценка налоговых рисков [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.И. Мигунова, Т.А. Цыркунова. – Режим доступа:vball5.ru.>biblioteka/metodichki/vuzy-g…kgtei[schema type=»book» name=»УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ» description=» В статье рассматриваются основные правовые методы управления налоговыми рисками: «подушка безопасности», метод судебного прецедента, метод дополнительного документального подтверждения. Анализируются формы управления налоговыми рисками» author=»Кулешова Валентина Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found