Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Бюджет является одним из основных инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов, поскольку при его составлении осуществляется разработка основных направлений формирования и использования бюджетных средств, исходя из необходимости решения задач, которые стоят перед обществом на данном этапе его развития.

Бюджетная политика является адаптивным механизмом в системе регулирования экономики, направленным на обеспечение адекватности комплекса мероприятий внутренним и внешним изменениям экономической среды с целью усиления положительного  влияния на темпы прироста реального валового внутреннего продукта.

Уровень сбалансированности бюджетной политики влияет как одновременно, так и с лагами во времени на темпы экономического развития, а также на интегрированный показатель запаса устойчивости бюджетной системы, который определяется совокупностью весомых бюджетных показателей, характеризующих состояние бюджетной системы. Поэтому важным является введение соответствующей методологии расчета на определенном интервале времени показателя запаса устойчивости бюджетной системы, который должен учитывать, прежде всего, показатели удельного веса дебиторской и кредиторской задолженности консолидированного, государственного и местных бюджетов в общей сумме расходной части соответствующего бюджета, аналогичный показатель задолженности по социальным выплатам, налоговая нагрузка на экономику, уровень выполнения доходной и расходной частей бюджета, уровень финансирования дефицита бюджета, удельный вес государственного долга в валовом внутреннем продукте.

С целью усиления влияния бюджетной системы на социально-экономическое развитие общества необходимо осуществлять мероприятия, направленные на повышение уровня сбалансированности и прозрачности бюджета, эффективности расходования бюджетных средств, совершенствования межбюджетных отношений, обеспечение качественного выполнения бюджетов всех уровней, осуществление действенного финансового контроля. Необходимо не только разработка прогнозных бюджетных показателей на среднесрочную перспективу, но и определение долгосрочной бюджетной стратегии с учетом цикличности экономического развития, что повысит управляемость бюджетного процесса.

Разработка и реализация бюджетной политики должна опираться на научно обоснованные положения и результаты проведенных исследований по вопросам бюджетных отношений, что, безусловно, усилит сбалансированность государственных финансов и создаст необходимые условия и для повышения уровня управляемости экономических процессов страны. Основной задачей бюджетного регулирования является обеспечение выполнения задач социально-экономического развития государства и административно-территориальных единиц, однако при этом важна поддержка в необходимых пределах запаса устойчивости бюджетной системы. Среднесрочное бюджетное планирование является необходимым условием повышения управляемости и качества процесса бюджетного планирования, усиление влияния бюджетного регулирования на социально-экономическое развитие страны. Установление долго- и среднесрочных целей и задач бюджетной политики, количественных и качественных критериев их выполнения и на этой основе определения объемов бюджетных ресурсов на перспективу является необходимым условием повышения качества процесса бюджетного планирования и усиления влияния бюджетной регулирования на социально-экономическое развитие государства.

Повышение эффективности государственного управления в современных финансово-экономических условиях приобретают особую значимость. С целью реализации социально-экономических приоритетов развития страны необходимо повышение качественного уровня функционирования бюджетной системы, в том числе среднесрочного бюджетного планирования на уровне главных распорядителей бюджетных средств, бюджетных программ; совершенствование методологических основ программно-целевого метода планирования бюджета; применения действенных подходов управления государственными финансами.

Для достижения достаточного уровня бюджетной результативности важным является упорядочение и оптимизация количества бюджетных программ, составление главными распорядителями бюджетных средств плана деятельности на следующие за плановым четыре  бюджетных периода в соответствии со среднесрочными приоритетами; осуществление управления бюджетными средствами в пределах установленных бюджетных полномочий и проведения оценки эффективности бюджетных программ, внутреннего финансового контроля над полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств.

С целью проведения сбалансированной бюджетной политики важным есть обеспечение дальнейшего развития методологических основ среднесрочного бюджетного прогнозирования и программно-целевого метода планирования расходов бюджета, усиления взаимосвязи годового и перспективного бюджетного планирования, применения современных форм и методов управления бюджетными средствами, государственным и местным долгом, укрепления финансовой основы местных бюджетов, совершенствование системы государственного внутреннего финансового контроля и усиления ответственности участников бюджетного процесса.

Для разработки и реализации сбалансированного бюджетного регулирования приоритеты бюджетной политики должны определяться исходя из цикличности экономического развития, состояния государственных финансов, запаса устойчивости бюджетной системы, на каждом этапе экономического развития существует необходимость обоснования и внедрения соответствующих бюджетных механизмов.

       Исходя из стратегии развития экономики, которая связанная с повышением уровня ее эндогенной составляющей, необходимы соответствующие институциональные изменения в системе бюджетного регулирования экономики. При формировании бюджетной политики необходимо четко определить ее приоритеты, которые должны быть достигнуты при ее реализации. Развитие общества обусловливает необходимость соответствующих институциональных изменений во взаимоотношениях между участниками бюджетного процесса и повышения эффективности бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики.

   Экономическая сущность бюджетной политики в качестве инструмента регулирования экономического развития заключается в использовании бюджетной архитектоники, которая определяется оптимальными соотношениями между элементами бюджетной системы для воздействия на динамику экономического роста.

Институциональный подход предполагает рассмотрение бюджетного регулирования как динамической системы, постоянно совершенствуется и адаптируется к основным задачам социально-экономического развития страны. Если под институтами понимать определенные нормы, правила, то институциональные изменения в бюджетном процессе предусматривают введение ряда пропорций в соответствии с этапом экономического развития, например уровень инвестиционной составляющей в бюджете, дефицит бюджета и структуру источников его финансирования, объем и структуру доходной и расходной частей бюджета, значение основных бюджетных показателей в валовом внутреннем продукте.

Институты можно представить как результат процессов, которые происходили в предыдущих периодах времени и поэтому они отвечают, прежде всего, прошлой среде. Важным является определение степени адекватности этих институтов современным обстоятельствам, срока начала, поэтапности, скорости внесения необходимых институциональных изменений. От указанного зависит эффективность развития государственных финансов, национальной экономики, общества в целом.

Устойчивая совокупность базовых институтов, определяющих эволюционное развитие следующих институциональных структур, является институциональной матрицей, что реализует концепцию системы рациональных структурно-функциональных преобразований. Институциональная система подлежит постоянным изменениям исходя из несоответствия действующих институтов определенным особенностям современной среды. В бюджетной системе содержатся институты, которые как повышают, так и снижают уровень эффективности функционирования этой системы в качестве инструмента социально-экономического развития страны, поэтому важна оценка бюджетных институций по этому вопросу, определение институционального остатка, который оказывает существенное влияние на степень результативности бюджетного регулирования.

Бюджетное равновесие важно между запланированными и фактическими показателями, в том числе как соотношение к валовому внутреннему продукту, доходной и расходной части бюджета, дефицита бюджета, государственного долга. Соответствующее равновесие необходимо между финансово-бюджетными и социально-экономическим показателям, результативными показателями бюджетных программ, достижением соответствующей общественной цели и бюджетными расходами главных распорядителей бюджетных средств.

Институциональное равновесие не означает только статическое равновесие, должен быть также стойкое динамическое равновесие, бюджетная сбалансированность важна, прежде всего в среднесрочной перспективе. Учитывая стратегию развития экономики, связанной с повышением уровня ее эндогенной составляющей, необходимы соответствующие институциональные изменения в финансово-бюджетном регулировании, налоговой политике, государственной политике сферы расходов, заимствований, государственного долга.

Система бюджетного регулирования как одна из основных составляющих системы государственного регулирования экономики является совокупностью функциональных финансово-бюджетных и экономических элементов, в том числе доходная часть бюджета, расходная часть бюджета, дефицит бюджета, государственный долг, налоговое регулирование, межбюджетные отношения, экономические процессы в стране, внешняя экономическая среда и взаимосвязи между ними.

Важным направлением влияния бюджета на экономические и социальные процессы в государстве являються расходы, которые участвуют в формировании величины фондов потребления и накопления. Бюджетная политика в сфере государственных расходов есть достаточно весомым инструментом влияния на социально-экономическое развитие, особенно на переходном этапе экономических реформ при ограниченности финансовых ресурсов государства.

Государственная политика в сфере расходов бюджета существенно влияет на объем совокупного спроса, который состоит из объема потребительского спроса, инвестиционного спроса и спроса государства. Механизм влияния государственных расходов на объем совокупного спроса и выпуска продукции предусматривает их увеличения в периоды экономического спада и уменьшения в периоды экономического роста, тем самым, осуществляя соответствующее влияние на объем совокупного спроса и выпуска продукции.

Во время экономической рецессии рыночный механизм начинает действовать по другому, чем при экономическом росте, поэтому важны усиление действенности использования государственных финансов как инструмента влияния на экономику, необходимо усиление финансовой дисциплины и финансового контроля за использованием бюджетных средств. Одним из основных инструментов государственного регулирования социально-экономического развития является перспективное бюджетное планирование, которое заключается в разработке основных направлений формирования и использования бюджетных средств на среднесрочную перспективу, в соответствии с задачами, которые стоят перед обществом на определенном этапе его развития. В процессе перспективного бюджетного планирования создаются условия для решения важнейших проблем государственного влияния на экономическое развитие. Следует отметить, что проведение целенаправленной бюджетной политики предусматривает введение стратегического бюджетного планирования.

Необходимым является не только разработка прогнозных бюджетных показателей на среднесрочную перспективу, но и определение бюджетной стратегии до 2040-2050 годов с учетом цикличности экономического развития, что, безусловно, повысит управляемость бюджетного процесса.

На современном этапе развития государственных финансов необходимо переосмысление сущности бюджетной системы в процессе регулирования экономики, повышение теоретико-методологического уровня бюджетной политики, формирование бюджетных отношений на основе  новой парадигмы системы бюджетного регулирования как инструмента влияния на социально-экономическое развития страны. Указанное позволит углубить понимание сущности бюджета как экономической категории и бюджетной системы как важного макроэкономического регулятора.

Бюджетная стратегия является одной из наиболее весомых составляющих системы государственного регулирования социально-экономического развития страны. Бюджетное регулирование должно постоянно совершенствоваться и адаптироваться к институциональным преобразованиям экономической среды, динамики и тенденций общественного развития, экономической цикличности с учетом необходимости повышения уровня сбалансированности и эффективности функционирования государственных финансов. Результативность бюджетной стратегии необходимо определять как превышение эффективности расходов бюджета над фискальным влиянием доходов бюджета. Значение этого превышения должно быть наибольшим. Страны, которые способны в определенной степени достичь указанного имеют действенный финансовый инструмент экономического роста.

Список литературы

  1. Чугунов И.Я. Институциональная архитектоника бюджетной системы // Финансы Украины. – 2008. – № 11. – С. 3-10.
  2. Чугунов И.Я. Долгострочная бюджетная стратегия в системе економической цикличности // Вестник КНТЭУ. –  –№ 5. –        С. 64–77.
  3. Шахова Г.Я. Современные тенденции в методологии бюджетного прогнозирования // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2013. –№ 4. – С. 61–70.[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ» description=»В статье рассмотрена сущность и роль бюджетного регулирования как важного инструмента социально-экономического развития страны. Показана целесообразность применения институционального подхода в процессе формирования и реализации бюджетной политики, исходя из изменений экономической среды. Отмечено, что уровень сбалансированности бюджетной политики влияет на темпы экономического роста, а также на интегрированный показатель запаса устойчивости бюджетной системы. Особое внимание уделяется дальнейшему развитию бюджетного планирования, перспективного бюджетного прогнозирования, повышению эффективности использования бюджетных средств.» author=»Чугунов Игорь Яковлевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found