Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Мировой финансово-экономический кризис выявил подготовленность институциональной структуры Узбекистана к адекватным ответам на внешние вызовы. Эффективное государственное регулирование социально-экономическими процессами явилось базисом для устойчивого роста экономики и ее высокой адаптации к условиям быстро изменяющейся внешней среды. В республике созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики.

В целом по основным макроэкономическим индикаторам национальная экономика характеризуется позитивными тенденциями. Так, темпы роста ВВП в 2014 г. составили 8%, а за период 2000-2014 гг. объем ВВП увеличился в 2 раза. Конкретным подтверждением устойчивого и сбалансированного развития экономики Узбекистана является то, что, начиная с 2005 года, Государственный бюджет исполняется с профицитом. Расходная часть Государственного бюджета выросла по сравнению с 2000 г. в 17,8 раза. 58,7% расходов Госбюджета направлены на финансирование социальной сферы и поддержки населения. По состоянию на 1 января 2015 г. величина совокупной внешней задолженности Узбекистана не превышает 17% от ВВП и 60% к объему экспорта, что по международным критериям экономической безопасности ниже пороговых значений [1].

Структурные сдвиги и диверсификация базовых отраслей экономики оказали позитивное влияние на объем, номенклатуру и качество экспорта. Объем экспортной продукции в 2014 г. увеличился по сравнению с 2000 г. в 4,3 раза и превысил 14 млрд. долл. США, положительное сальдо внешнеторгового оборота достигло более 0,2 млрд. долл. США. Удельный вес готовой продукции в объеме экспорта увеличился до 60% против 46% в 2000 г. При этом необходимо отметить, что объем производства потребительских товаров вырос за данный период более чем в 4 раза [3].

Структурным преобразованиям экономики, повышению деловой активности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов способствовала проводимая рациональная налоговая политика, направленная, в первую очередь, на сокращение налогового бремени. Так, в 2014 году совокупное налоговое бремя по сравнению с 1991 годом снизилось почти в 2 раза – с 41,2 до 20,5% к ВВП [3].

Были предприняты дополнительные меры по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. С этой целью доходы коммерческих банков, получаемые от предоставления кредитов за счет ресурсов специального Фонда льготного кредитования, освобождены от уплаты налога на прибыль юридических лиц при условии целевого направления высвобождаемых средств на увеличение ресурсной базы указанного фонда до 1 января 2016 года. Коммерческим банкам при выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства предоставлено право учитывать в общей сумме кредита расходы, связанные с оформлением залогового обеспечения заемщика. Кроме того, в республике создан Фонд финансирования подготовки проектной документации по инвестиционным проектам при Ассоциации банков Узбекистана, основными задачами которого определены конкурсный отбор проектных идей и финансирование разработки их проектной документации в приоритетных направлениях развития экономики, а также содействие в организации финансирования инвестиционных проектов кредитными организациями республики.

Для формирования максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства счета субъектов малого бизнеса в национальной валюте открываются без взимания платы, а их кредитные заявки рассматриваются коммерческими банками в течение трех банковских дней.

Следует с удовлетворением отметить, что такие авторитетные международные рейтинговые агентства, как «Standard&Poor’s», «Moody’s» и «Fitch Ratings» третий год подряд присваивают банковской системе Узбекистана рейтинговую оценку на уровне «стабильный», причем количество коммерческих банков республики, имеющих такую оценку, растет из года в год в 2014 году 13 коммерческих банков страны получили рейтинг «стабильный», активы которых составляют более 98% от совокупных активов всей банковской системы республики[2].

Наиболее актуальный аспект происходящих перемен — трансформация самой среды хозяйствования и видов международных экономических отношений [1]. Среди основных трансформаций можно назвать:

 — интернационализацию деловых и экономических элит и появление новой социальной экономической общности;

— усиление роли международных регулирующих институтов в экономической деятельности;

— слияние политических и экономических функций и формирование на их основе системы стратегических взаимодействий;

— развитие транснациональных сетей хозяйствования, сотрудничества,

Огромное внимание, которое уделяется руководством республики структурным сдвигам и диверсификации ведущих отраслей экономики, положительно сказалось также на объемах, номенклатуре и качестве экспорта. Объем экспортной продукции в 2014 году по сравнению с 2008 годом возрос почти на 18 процента и составил более 14,1 [4].

Рисунок 1. Динамика внешнеторгового оборота Республики Узбекистан за 1991-2014 гг. (млн. долл.) [4]

Стратегия роста конкурентоспособности национальной экономики строится, прежде всего, с учётом межгосударственных, региональных и отраслевых особенностей, которые, в совокупности с другими соответствующими факторами являются источниками конкурентных преимуществ. Вместе с тем успех в реализации стратегии роста конкурентоспособности зависит от правильной комбинации главных составляющих внутренней экономической политики, которые должны взаимно дополнять и усиливать друг друга. Они включают:

— поддержание устойчивого макроэкономического роста и управляемой инфляции путем проведения эффективной фискальной и монетарной политики;

— формирование стратегии экспорт ориентированной индустриализации, которая подразумевает эффективную модернизацию и углубление структурных реформ, обеспечивающих рост эффективности использования и распределения ресурсов в экономике;

— обеспечение высокого качества государственного регулирования экономики;

— эффективное функционирование естественных монополий, производственной и социальной инфраструктуры;

— внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

— обеспечение системы законодательного регулирования экономики, которая гарантировала бы защиту прав частной собственности и исполнение контрактов;

— обеспечение социального консенсуса и развития институтов гражданского общества, сотрудничество и партнерство между основными экономическими группами и слоями населения.

 

Список литературы

  1. Александрова Е.Н., Брижань А.В. Современные тенденции развития инновационных систем // Современные направления теоретических и практических исследований: Сборник научных трудов. Экономика. – Одесса, 2006. – 230 с.
  2. Веб-сайт центрального банка Узбекистана .
  3. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2014 года и приоритетам социально-экономического развития на 2015 год.
  4. Составлено по данным Государственного комитета РУз по статистике.[schema type=»book» name=»ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ » author=»Усманов Темурбек Эльдорович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found