Развитие любого государства, в том числе и Российской Федерации, происходит, как правило, не стихийно, а направляется возникшими в результате длительных исторических, политических, социальных и экономических процессов органами государственной власти и местного самоуправления. Исторический опыт России показывает, что структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда её подкрепляет жизнеспособная система местного самоуправления. Ведь почти все государственные решения, касающиеся каждого гражданина, так или иначе, проходят через местные органы власти.
Местное самоуправление должно быть закреплено в законодательстве и в конституции страны — это устанавливается в первой части в статье 2 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы управления Российской Федерации. Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных местных органов [1, с. 27].
Следуя положениям Европейской Хартии местного самоуправления среди демократических основ российского государства, Конституция РФ закрепила народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление.
Сущность местного самоуправления заключается в том, что данное объединение является средством улучшение качества жизни населения, направленное главным образом на решение вопросов местного значения.
В современном мире, основанном на специализации труда, местное население не может самостоятельно осуществлять управленческую деятельность без муниципальных чиновников. Следовательно, местное самоуправление — это не только самостоятельная общественная структура, это гражданский и правовой институт, элемент государственного устройства и система организации и координации деятельности местного территориального сообщества. Местное самоуправление – это публичная (народная) форма власти, которая несет в себе политический аспект. Его назначение – выражение и защита своих граждан, регулирование взаимоотношений между различными социальными слоями и группами.
Как известно, в демократическом государстве разделение власти происходит в несколько этапов: по «горизонтали» — на законодательную, исполнительную и судебную, и по «вертикали» — на центральную и местную. В федеративном государстве в таком разделение выделяют уже три уровня власти: центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная (местное самоуправление). Единство трехуровневой организации власти и системы управления обеспечивает взаимосвязь и преемственность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и является основным условием обеспечения управляемости государством и обществом. Необходимость местного самоуправления обусловливается тем, что государственная и региональная власти не в состоянии эффективно решать проблемы на разных уровнях управления. К тому же единообразные подходы в управлении не могут учесть всех особенностей местного быта. При федеративном устройстве государства местное самоуправление является одним из уровней власти, самым нижним, но самым близким к населению той или иной территорией [2, с. 86].
Таким образом, местное самоуправление — это управление местными территориальными сообществами людей, в котором управляющие и управляемые – одни и те же люди. В процессе управления местные сообщества обеспечивают учет интересов исторических и местных традиций. Люди оценивают государственную политику через социальное удовлетворение своих жизненных нужд, интересов, состояние продовольственного рынка, жилищных условий, квалифицированного медицинского обслуживания, тепла, электроэнергии в домах, общественного порядка на улицах, бесплатного образования, получения достойной зарплаты, пенсии, стипендии и благоприятной жизни в целом. Именно на данном уровне местное сообщество чувствует прямую ответственность за решение всех социальных вопросов общества, и формируется понимание собственной ответственности каждого гражданина за свою судьбу и судьбу своих близких. Поэтому можно сказать, что суть местного управления состоит в осознании права гражданина быть заинтересованным в управлении местной власти, самому принимать необходимые решения в повседневных вопросах своей жизни и самому отвечать за их последствия.
Впервые идею об организации общинного управления сформулировал и обосновал французский ученый Г.Турэ в 1790 году в Национальном собрании Франции. Данная теория была призвана обратить внимание на важное значение общинной жизни, наличие у единого сообщества особых интересов и необходимость на местах начал управления в качестве естественного права управления. Согласно этой теории они имеют личные дела, которые вправе решать самостоятельно. Для этого они обязаны сформировать органы управления, не имеющие государственного статуса. Государственные органы не должны вмешиваться в собственную компетенцию общин. Их задача – контроль над деятельностью общин, их органов самоуправления и обеспечение того, чтобы общины не выходили за пределы дозволенного [4, с. 207].
На смену теории свободной общины пришла общественная теория самоуправления или ещё её называли общественно – хозяйственная теория самоуправления, которая тоже исходила из противопоставления государства и общины, основывалась на признании за местными сообществами свободы осуществления своих задач. В числе основателей называют О.Расслера, Р.Моля, В.Н.Лешков и А.И.Васильчиков. В рамках общественной теории выделяют не только местные территориальные коллективы, но и частные союзы, корпорации, промышленные компании, благотворительные и иные сообщества.
Следом возникла государственная теория самоуправления, представителями которой были российские юристы такие, как Н.И.Лазаревский, А.Д.Градовский, Б.Н.Чичерин, а также немецкие юристы Л.Штейн и Р.Гнейст. Государственная теория оценивает местное самоуправление как вид государственной деятельности, выражается в усилении контроля и наделении собственными полномочиями.
Понятие системы местного самоуправления заключается в совокупности субъектов местного самоуправления, взаимодействующих в законодательно допустимых пределах между собой и с внешней средой с целью воплощения конституционно – законодательной модели местного самоуправления.
В XIX в. сложились и поныне существующие три основные системы местного самоуправления:
1) Англосаксонская — исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах. Муниципалитеты самостоятельно осуществляют свою власть в пределах своих полномочий;
2) Французская, допускающая контроль центральной власти через назначаемых представителей;
3) Германская — органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своём уровне, но в соответствии с законами.
Выделяются в качестве её элементов субъекты местного самоуправления и их муниципальное законодательство, территориальная организация местного управления, система органов местного самоуправления, население и экономика.
В 131 ФЗ говорится о том, что местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ. Основы конституционного строя – это осуществление указанных целей, прав и принципов, закрепленных в главе 1 Конституции РФ. Местное самоуправление как цель конституционного развития страны ориентирует государство на его обеспечение. В свою очередь, местное самоуправление призвано обеспечивать становление в России гражданского общества, развитие человеческого потенциала, использования общенациональных ресурсов.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
— самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
— организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
— соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
— ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
— многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
— законность в организации и деятельности местного самоуправления;
гласность деятельности местного самоуправления;
— коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
— государственная гарантия местного самоуправления.
В системе местного самоуправления используются вопросы местного значения, к ним принято относить:
— Вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, экологический контроль).
— Вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению.
Закон определяет, что органы местного самоуправление самостоятельно управляют своей собственностью: им разрешается сдавать в аренду, передавать объекты этой собственности на неустановленное время, совершать сделки с имуществом, предусматривается порядок и условия приватизации муниципальной собственности.
В закон включены основополагающие нормы о правах органов местного самоуправления в отношении предприятий, организаций и учреждений. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной собственности, осуществляют контроль цен и тарифов на продукцию, назначают руководителей, утверждают уставы, заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения органов местного самоуправления с организациями и предприятиями не находящихся в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
В соответствии с законом, органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета на решение хозяйственных и других финансовых вопросов [5, с. 117].
Развитие местного самоуправления имеет достаточно важное значение потому, как позволяет создать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни общества. Оно необходимо для нашей страны так, как связано с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Необходимо улучшение качества жизни местного населения, за счет уровня социальных стандартов, которые напрямую зависит от экономического могущества всей страны. Эти стандарты не в силах самостоятельно обеспечить выделяющийся из федеративного государства регион, и тем более местное самоуправление в отдельности.
Местное самоуправление конкретизирует и расширяет права и свободы граждан. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе, а так же могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Они вправе обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления для получения необходимых услуг. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а так же возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Федеральные законы устанавливают различные гарантии прав граждан на проведение выборов в органы местного самоуправления. Так, если законодательным органом субъекта Российской Федерации не приняты законы о выборах в эти органы, то выборы проводятся на основе временных положений, принимаемых представительными органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом. Необходимые нормы гражданского права содержатся во «Временном положении о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Законом предусмотрено, что в случаях установления нарушений конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по определённым основаниям дата выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и порядок их проведения устанавливаются судом.
Подводя итоги, можно сказать, что местное самоуправление — это право и действительная способность местных сообществ самостоятельно и под свою ответственность через формируемые (создаваемые) ими органы осуществлять контроль и управление переданной в их ведение государством частью общественных дел на благо населения и при частом и широком участии этого населения.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
- Андреева Е.М. Становление права муниципальной собственности в Российской Федерации // Государство и право. – 2013. — № 3.
- М. В. Баглай. «Конституционное право Российской Федерации» СС.761 – 764, 2010.
- Я.Я. Кайль. «Система государственного и муниципального управления» -Ростов н\Д : Феникс; Волгоград.-Высшее образование. 2013.-364с.
- В.Г. Игнатов. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность.-М.:ИКЦ «Март»; Ростов – н/Д:2011.-448с.
- Л. Велихов. Основы городского хозяйства. Ч.2.М.; 2010. 236 с.
- А.Н.Кокотов. Муниципальное право России.- М.; Издательство Юрайт, 2012.-508с.[schema type=»book» name=»СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ» author=»Киселева Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]