Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Одним из стратегических государственных приоритетов является привлечение иностранных студентов. Поэтому частью государственной политики ряда стран (Великобритании, Франции, США, Японии и др.) стали мероприятия по увеличе­нию числа иностранных студентов. В большинстве стран проводится специальный анализ миграционных потоков студентов, разрабатываются (нетрадиционно университетские) системы управления ими и их материально-финансовым обеспечением, а также специальные методы, меры и действия по профессиональной подготовке специалистов для работы в этой области транснационального образования.

В настоящее время система образования РФ включает 5,4 тыс. образовательных учреждений, в т.ч. 2,8 тыс. дают образование уровня 5B Международной стандартной классификации образования (МСКО), или среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи); 1,1 тыс. – образование уровня 5A МСКО, или высшее образование (академии, университеты, институты) и 1,4 тыс. готовят учащихся по программам 6 уровня МСКО, или послевузовского профессионального образования. [1]

По оценкам Всемирной торговой организации (ВТО) объем мирового рынка образования составляет 50–60 млрд долларов, в то же время специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) полагают, что его размеры в 2 раза уступают оценкам ВТО и состявляют 30 млрд. долларов. Детальное представление о распределении иностранных граждан в составе российских учреждений высшего профессионального образования по основным программам/формам обучения дают данные таблицы 1.

Таблица 1.

Российские и иностранные граждане в системе высшего профессионального образования России в 2012/2013 учебном году по основным программам/уровням третичного обучения, человек и %[2]

Основные программы/ формы

третичного уровня

Число обучавшихся

российских граждан, тысяч человек

Число обучавшихся

иностранных

граждан, тысяч человек

Доля иностранных граждан в составе

всех обучавшихся,

%

Всего Очно Заочно Всего Очно Всего Заочно Очно Заочно
Студенты (бакалавриат, специалитет,

вузов магистратура)

7 049,8 3 073,7 3 976,1 152,9 84,9 68,0 1,1 1,7 0,5
Аспиранты 156,3 101,2 55,1 4,6 4,0 0,6 5,3 4,0 1,3
Докторанты 4,6 4,6 0,1 0,1 0,1 0,1 0
Итого: 7 210,7 3 179,5 4 031,2 157,6 89,6 68,6 2,2 2,8 1,7

Распределение вузов, в которых на дневных отделениях обучаются иностранные граждане, по федеральным округам Российской Федерации неравномерно, однако это отражает общую диспропорцию в размещении высших учебных заведений (равно как и научных учреждений) по территории страны (табл. 3).

Таблица 3.

Распределение вузов, оказывавших образовательные услуги иностранным гражданам, по федеральным округам в 2012/2013 учебном году[3]

Федеральные округа (ФО) Общее количест-во вузов в данном

ФО

 

Доля вузов данного ФО

в составе всех российских вузов, %

Количество вузов данного ФО

а, в которых

обучаются иностранные граждане

Доля вузов, в которых обучаются иностранные граждане, в составе всех вузов данного ФО, % Доля вузов данного ФО в составе всех вузов, в которых обучаются иностранные граждане, %
Центральный ФО (без Москвы) 161 14,9 76 47,2 11,3
Москва 256 23,7 171 66,8 25,4
Северо-Западный ФО (без Санкт-Петербурга) 38 3,5 25 65,8 3,7
Санкт-Петербург 84 7,8 57 67,9 8,5
Южный ФО 83 7,7 50 60,2 7,4
Северо-Кавказский ФО 64 5,9 32 50,0 4,8
Приволжский ФО 161 14,9 108 67,0 16,0
Уральский ФО 70 6,5 47 67,1 7,0
Сибирский ФО 116 10,7 82 70,7 12,2
Дальневосточный ФО 47 4,4 25 53,2 3,7
Всего: 1080 100,0 673 62,3 100,0

Столь же неравномерно и распределение численности самих иностранных граждан, пользующихся образовательными услугами российских вузов, по федеральным округам (рисунок 1).

В Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) по этому показателю лидируют Санкт-Петербургский государственный университет (3 435 чел.), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (2 370 чел.) и Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (1 226 чел.), имеющие в совокупности 7 031 иностранного студента, или 32,7% всего контингента иностранных учащихся вузов СЗФО.

Рисунок 1. Распределение иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на дневных отделениях в 2012/2013 учебном году, по федеральным округам[3]

В Южном федеральном округе (ЮФО) по обучению на дневных отделениях иностранных граждан лидируют Волгоградский государственный медицинский университет (1 021 чел.), Ростовский государственный медицинский университет (700 чел.), а также Южный федеральный университет (525 чел.), имеющие в совокупности 2 246 и иностранных студентов, что составляет 34,1% всего контингента иностранных учащихся вузов ЮФО.

В Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) по обучению иностранных граждан лидируют Ставропольская государственная медицинская академия (595 чел.), Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (355 чел.) и Дагестанская государственный университет (174 чел.), имеющие в совокупности 1 124 39 иностранных учащихся, что составляет 46,2% всего контингента иностранных учащихся вузов ЮФО.

В Приволжском федеральном округе (ПФО) по данному показателю также лидирует Казанский (Приволжский) федеральный университет (906 чел.), а также медицинская академия из Нижнего Новгорода (628 чел.) и Уфимский государственный нефтяной технический университет (478 чел.), имеющие в совокупности 2 012 иностранных студентов, интернов, ординаторов, стажеров, аспирантов, что составляет в совокупности 17,0% всего контингента иностранных учащихся вузов ПФО.

В Уральском федеральном округе (УФО) по очному обучению иностранцев лидируют Южно-уральский государственный университет (586 чел.) из Челябинска, а также два екатеринбургских вуза: Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина (564 чел.) и Уральский государственный горный университет (119 чел.), имеющие в совокупности 1 269 иностранных учащихся, что составляет 37,2% всего контингента иностранных учащихся вузов УФО.

В Сибирском федеральном округе (СФО) первенство по обучению иностранных граждан прочно удерживают томские вузы – Томский государственный университет (968 чел.), Томский политехнический университет (2 084 чел.) и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (895 чел.), насчитывающие в совокупности 3 947 иностранных учащихся, что составляет 24,1% всего иностранного контингента вузов СФО.

В Дальневосточном федеральном округе (ДФО) иностранные студенты-очники концентрируются в основном в вузах Владивостока: Дальневосточном федеральном университете (1 054 чел.), Тихоокеанском государственном университете (362 чел.) и Благовещенском государственном педагогическом университете (308 чел.). Их суммарная численность составляет 1 724 человек, или 52,4% всех иностранных учащихся вузов ДФО.

Многие Вузы прикладывают большие усилия, чтобы стать еще более привлекательными для иностранных студентов. Например, ведущим по численности иностранных студентов из всех американских вузов является Калифорнийский университет (каждый пятый студент вуза – иностранец). В занимающем второе место Нью-Йоркском университете действует программа формирования «глобального преподавательского состава», в соответствии с которой ученые из вузов-партнеров по всему миру регулярно приезжают в этот университет для осуществления преподавательской и исследовательской деятельности

К сожалению, в Российской Федерации работа по привлечению иностранных студентов проводится исключительно медленно и не носит системного характера. Как правило, мероприятия проводятся на уровне вуза, зачастую силами отдельных энтузиастов.

Библиографический список

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения: 24.08.2015)

2.     Открытые данные. Министерства науки и образования РФ[Электронный ресурс]-Режим доступа:  (дата обращения  26.08.2015)

3.     Россия в цифрах 2014: статистический сборник. [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения: 28.08.2015)[schema type=»book» name=»СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ» description=»В статье выполнен анализ состояния и развития России на международном рынке образовательных услуг с помощью статистических методов. Целью данного исследования является характеристика привлекательности высшего образования России для иностранных обучающихся. В качестве статистической базы в работе использованы данные РОССТАТа и Министерства образования и науки.» author=»Першина Татьяна Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found