Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В течение нескольких лет в России поэтапно осуществляется бюджетная реформа, одним из основных направлений которой является реструктуризация и оптимизация сети существующих государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Одной из форм реструктуризации является создание автономных учреждений [2]. На сегодняшний день значительное количество государственных (муниципальных) учреждений приобретают статус – автономных учреждений. Данный переход обусловлен расширением полномочий этих учреждений и возможностью осуществления своих социальных функций на рыночной основе.

Таким образом, кроме выполнения заданий собственников (учредителей), автономные учреждения могут оказывать платные услуги [1]. Наиболее распространенной платной услугой является предоставление высшего образования на платной основе. Порядок определения размера платы за оказание платных услуг определяется учредителем автономного учреждения и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг». Сам расчет платы за оказание платных услуг определяется на основании приказа Минфина РФ от 22.10.2009 № 105н «Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений» и не может превышать экономически обоснованных расходов на оказание услуги. Под экономически обоснованными затратами нужно понимать следующие затраты: затраты на оплату труда, затраты на приобретение расходных материалов, затраты на коммунальные платежи, другие затраты на содержание и использование имущества, общехозяйственные расходы. С учетом отраслевых специфик перечень затрат может быть дополнен.

В целом, с точки зрения решаемых задач бюджетные учреждения дифференцированы по степени имущественной и финансовой самостоятельности в рыночных условиях, и соответственно меняются подходы к финансовому контролю их деятельности.

Наблюдательный совет автономного учреждения, по сути, является основным контрольно-надзорным органом, который пусть и опосредованно, но осуществляет финансовый контроль государства (муниципалитета) как собственника имущества, закрепленного за автономным учреждением (ст. 10 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ). Однако, остается последующий контроль по результатам эффективности деятельности автономного учреждения в целом, который должен осуществляться самим учреждением. Однако, на сегодняшний день не решен вопрос связанный с формированием бухгалтерской отчетности. В современной нормативно-правовой среде имеется потребность в формировании тех показателей в бухгалтерской отчетности, необходимых исключительно для пользователей информации о деятельности автономного учреждения. Так, к примеру, определение ключевых показателей эффективности для оценки управления оборотным капиталом позволило бы решить задачу эффективности контроля по результатам деятельности – то есть полно и достоверно отражать суть происходящих процессов [3].

В теории и практике анализа финансовой отчетности для оценки эффективности управления оборотным капиталом коммерческой организации применяют разнородные показатели, различающиеся как целями применения, так и методикой их расчета.

Существующие методы разработаны с учетом специфики деятельности коммерческих организаций. Автономнее учреждение вправе заниматься деятельностью направленной на получение прибыли, но по правовому статусу они относятся к некоммерчкским организациям. Поэтому рассмотренные методы управления оборотным капиталом не могут быть применимы к данным учреждениям, так как должны учитывать возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства. Поскольку в своей деятельности автономные учреждения имеют возможность получать и накапливать активы, задача управления оборотным капиталом для данных учреждений является актуальной.

Построение и запуск системы централизованного управления оборотным капиталом – сложный кроссфункциональный процесс. В ходе этого процесса, помимо прочего, приходится решать задачи, возникающие в рамках действий различных подразделений, интересы которых так или иначе связаны. Все же решать поставленную задачу необходимо, так как это позволит более эффективно осуществлять деятельность в рыночных условиях. Этапы решения сформулированной задачи, прежде всего, должны базироваться на определении подходов для определения оптимального уровня показателей, форм и способов оценки эффективности управления капиталом организаций, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию. Данные способы позволили наиболее эффективно управлять оборотными активами автономных учреждений.

Список литературы:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 24.07.2008)
  2. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  3. Новые формы и статус бюджетных учреждений. // Учет. Отчетность. Налоги. URL: (дата обращения 17.06.2015)[schema type=»book» name=»СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» description=»В статье рассмотрено – необходимость разработки методов, позволяющих оценить эффективность управления капиталом организации, доли уставного капитала которых принадлежат муниципальному образованию. » author=»Смолина Евгения Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found