Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СПЛЕТЕНИЕ ЗАПАДНОГО ОПЫТА С ВОСТОЧНОЙ ЭНЕРГИЕЙ В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

История региона Балтийского моря (далее РБМ), начавшаяся в период глобализации в 1990-х годах, характеризует регион как молодую территориальную целостность, где соединяется энергия востока с опытом запада. Балтийский регион обладает некоторыми особенностями, благодаря которым у региона есть все возможности для процветания на международной арене и все шансы для становления международной лабораторией для инноваций. К данным особенностям, по мнению автора, относятся: во-первых, основа экономического развития в РБМ изначально построена на международных торгово-экономических отношениях, которые в свою очередь являются основой глобализации; во-вторых, РБМ не только обладает передовыми информационными технологиями, но и преуспевает в их внедрении как в частный, так и в общественный сектора.

Характеристика РБМ не имеет универсального определения. Западные специалисты включают в регион государства Прибалтики (Латвию, Литву, Эстонию), Северные страны (Данию, Швецию, Финляндию, Исландию, Норвегию), северные районы Польши и Германии и основную часть Северо-Западного федерального округа России (далее СЗФО), точнее Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую, Мурманскую области и Карелию. Российские специалисты различают два понятия «страны Балтийского региона» и «Балтийский регион». К первому понятию относятся страны, которые имеют непосредственный выход к морю. Ко второму понятию относятся страны – участницы конкретных программ или страны, входящие в определенные группировки, как например, Совет государств Балтийского моря (далее СГБМ), в который входит Исландия, или определенные региональные программы, где участвует Белоруссия. В данной статье автор рассматривает РБМ, состоящий из стран, непосредственно имеющих выход к Балтийскому морю как Швеция, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Россия, Польша, Германия, Дания и стран, входящих в состав СГБМ как Исландия и Норвегия. Необходимо отметить, что все страны РБМ, за исключением России, Норвегии и Исландии, входят в состав Европейского союза (далее ЕС).

РБМ никогда не отличался схожими культурными традициями или правовым регулированием. Национальные власти чаще конфликтовали, чем сотрудничали, однако экономические и общественные интересы столь разных субъектов РБМ тесно переплетаются уже на протяжении многих лет. Для более развитых стран интерес сводится к гарантированным поставкам сырья, энергоресурсов, безопасности. Для развивающихся стран – к экономическому развитию, доступу к инвестиционным ресурсам, технологиям, к новым рынкам. Коммерческие интересы стран взаимно дополняют друг друга. Экономическое взаимопроникновение, реализация взаимовыгодных совместных проектов, прежде всего в сопредельных регионах, являются базовыми элементами устойчивого развития рассматриваемого региона. Неоднородность внутрирегиональной торговли, в структуре которой присутствует не только сырье и готовая продукция, но и элементы промежуточного производственного цикла, обнаруживает внутри и межотраслевую международную кооперацию, которая рассматривается деловыми кругами стран РБМ как средство повышения конкурентоспособности.

Построение региона возможно лишь на базе взаимного экономического интереса, поэтому стартовой площадкой трансграничного сотрудничества в РБМ выступает экономика. Экономическое пространство формируют тесно взаимодействующие друг с другом местные игроки, сложившиеся институты, а также внешние силы. Размеры, природные богатства и местоположение стран РБМ оказали существенное влияние на их экономическое развитие, которое проходило по классической схеме. Удачная специализация хозяйства, успехи национальных производителей в ключевых национальных отраслях, создание сопутствующей транспортной инфраструктуры, все это легло в основу их экономики. Расстояния, порождающие транспортные и коммуникационные затраты, лингвистические и культурные расхождения, специфические модели социальной и политической жизни, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на первых порах тормозили развитие промышленности в рамках международной специализации. Вследствие быстрого развития технологий промышленного производства и транспортного сектора, отбор предпочтительных отраслей сократился, что связано и с особыми природными условиями. Экономический рост каждой страны, особенно малой, в значительной степени, зависит от того, насколько ей удается занять преимущественные позиции в системе международного разделения труда.

График 1. Динамика развития выбранных регионов [4]

На графике 1 видно, что РБМ остается весьма конкурентоспособной частью европейской и мировой экономики несмотря на столь быстро меняющееся и развивающееся мировое сообщество, чему свидетельствуют уровень благосостояния, модернизация компаний, развитая коммуникационная инфраструктура, инновационная инфраструктура и человеческое развитие.

По данным опроса Всемирного Экономического Форума за 2014-2015 года Финляндия, Германия и Швеция входят в первую десятку ведущих стран мира по оценке конкурентоспособности стран в мире, что отображено в таблице 1.

Таблица 1.

Рейтинг мировой конкурентоспособности РБМ [2]

Страна Позиция в 2011-2012 (из 142 стран) Позиция в 2012-2013 (из 144 стран) Позиция в 2013-2014 (из 148 стран) Позиция в 2014-2015 (из 144 стран)
Финляндия 4 3 3 4
Германия 6 6 4 5
Швеция 3 4 6 10
Норвегия 16 15 11 11
Дания 8 12 15 13
Исландия 30 30 31 30
Эстония 33 34 32 29
Польша 41 41 42 43
Литва 44 45 48 41
Латвия 64 55 52 42
Россия 66 67 64 53

Рассматривая РБМ в целом, можно уверенно сказать, что регион постоянно стремится к балансу своих сильных и слабых сторон, что увеличивает показатель мировой конкурентоспособности региона. К сильным сторонам РБМ можно отнести базовое медицинское обслуживание и образование, инновационный потенциал компаний и развитая сеть интернета, высокий уровень учебных заведений и низкие номинальные тарифные ставки. К слабым сторонам — налоговую систему, регулирование предпринимательской деятельности, торговые и инвестиционные барьеры. Также стоит отметить наличие проблем в транспортной инфраструктуре, которая играет связующую роль в развитие торгово-экономических отношений внутри региона. Различия транспортных систем объясняются наряду с экономико-географическими причинами, политическими и экономическими факторами. Существенно отразились на особенностях транспортных систем и исторические условия развития стран: история заселения и хозяйственного освоения территории, изменение геополитической ситуации, в частности, государственных границ.

На графике 2 автор продемонстрировал интенсивность торговли региона в целом.

График 2. Интенсивность торговли РБМ в % от ВВП [4]

В 2012 году РБМ полностью охватил Европейский кризис. Большинство стран уже было готово к медленному и упорному восстановлению. Основными причинами кризиса стали суверенные долги Европы и последствия после мирового финансового кризиса в 2008-2009 годах, когда большинство стран ещё не реабилитировались и не вернулись на прежний уровень экономического развития. На графике 3 продемонстрирована мировая конкурентоспособность стран, где зеленым цветом отмечены страны РБМ. Из графика видно, что конкурентоспособность большинства стран РБМ остается на высоком уровне, несмотря на экономические краткосрочные изменения, вызванные внешними и внутренними условиями.

График 3. Мировая конкурентоспособность отдельных стран [4]

 

Для поддержания конкурентоспособности РБМ необходимо поддерживать и развивать следующие области [4]:

Все три области весьма актуальны и важны в настоящее время. Многие мероприятия реализуются в рамках двусторонних отношений или при поддержке ЕС. На графике 4, автор показывает уровень интернационализации РБМ. Наиболее интернационализированы те страны, которые находятся ближе и выше по отношению к кривой графика.

График 4. Интернационализация РБМ с 2004 по 2012 года [4]

В настоящее время представляется целесообразным продолжать использовать подход формирования экономической политики региона на основе повышения его конкурентоспособности. Основной упор следует сделать на соответствии размещения объектов транспортной инфраструктуры, концентрации производства и проживания населения. Инновационный характер экономики большинства стран РБМ требует особой пространственной организации в сфере промышленности. Возникает потребность сосредоточения кооперирующихся предприятий в пределах ограниченных пространств, которую можно удовлетворить с помощью кластеров.

Список литературы:

  1. Vinogradova S. M., Lanko D. A. Information Society in the Baltic Sea Region. St. Petersburg, 2007.
  2. The Global Competitiveness Report 2014–2015 [Электронный ресурс]. — URL: https://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015
  3. State of the Region Report 2013 by Christian Ketels – Denmark. – 2013. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bdforum.org/reports-publications/state-of-the-region-reports/
  4. State of the Region Report 2014 by Christian Ketels and Timo Summa – Denmark. – 2014. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bdforum.org/reports-publications/state-of-the-region-reports/[schema type=»book» name=»СПЛЕТЕНИЕ ЗАПАДНОГО ОПЫТА С ВОСТОЧНОЙ ЭНЕРГИЕЙ В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ» author=»Королева Анастасия Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found