Сложившаяся в России система разграничения расходных полномочий в целом соответствует потребностям социально-экономического развития страны. Сфера образования в этом отношении не является исключением. В настоящее время расходы, связанные с высшим профессиональным образованием, преимущественно финансируются из федерального бюджета. Средне-специальное, общее, дошкольное и дополнительное образование отнесены к вопросам ведения органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.
Особое значение для государства и его стабильного развития имеет устойчивость системы общего среднего образования. Достаточное финансирование школ, детских дошкольных учреждений, а также различных организаций дополнительного образования позволяет заложить основы успешного существования государства. Ведь человеческий капитал играет решающую роль в обеспечении инновационного развития страны. В этой связи вопросы оценки деятельности системы финансирования расходов на образование на муниципальном уровне, а также проблема оптимизации образовательных расходов видятся весьма актуальными.
В современных условиях под оптимизацией категорически нельзя понимать сокращение количества бюджетных учреждений. Сегодняшние реалии требуют рассматривать оптимизацию как способ достижения высокого качества услуг в бюджетной сфере. В отношении образовательных учреждений речь идет о таком подход к формированию сети, который обеспечил бы максимально комфортные условия для потребителей услуг, а также доступ к услугам всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями.
Рассмотрим состояние системы финансирования образования на муниципальном уровне на примере бюджета городского округа Мичуринск Тамбовской области. Проанализируем долю расходов на образование в городском бюджете (таблица 1).
Таблица 1.
Доля расходов на образование в бюджете городского округа Мичуринск Тамбовской области на 01.01.2016
Показатели | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Отклонение 2015 года от 2013 года, +, — |
Расходы всего, млн. руб. | 988,6 | 1155,6 | 1348,8 | +360,2 |
Расходы на образование, млн. руб. | 689,5 | 839,3 | 742,1 | +52,6 |
Доля расходов на образование в бюджете, % | 69,7 | 72,6 | 55,0 | -14,7 |
Таким образом, общие расходы на образование города Мичуринск составляют в среднем за три года более 65 %. Их существенный рост в 2014 году связан со строительством нового детского сада. Некоторое снижение доли расходов на образование в 2015 году объясняется увеличением финансирования раздела «Национальная экономика» (значительные средства были выделены на ремонт дорог).
Динамика расходов на образование городского округа Мичуринск отражена в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика расходов на образование бюджета городского округа Мичуринск Тамбовской области за 2013-2015 годы, млн. руб.
Показатели | 2013 год | 2014 год | 2015 год | Отклонение 2015 года от 2013 года, +, — |
Расходы на образование, всего | 689,5 | 839,3 | 742,1 | +52,6 |
В том числе:
-дошкольное образование |
253,1 | 361,9 | 248,9 | -4,2 |
-общее образование | 377,4 | 421,5 | 434,1 | +56,7 |
-молодежная политика | 3,5 | 3,7 | 3,7 | +0,2 |
-другие вопросы в области образования | 55,5 | 52,2 | 55,4 | -0,1 |
Данные показывают, что на общее образование выделяется более половины всех средств. Также значительны расходы на дошкольное образование (в среднем за три года 37,7 %). В отношении учреждений дополнительного образования, которые включены в подраздел «Другие вопросы в области образования», за последние годы не наблюдается роста расходов, а их доля незначительна (в среднем 7,3 %). Это говорит о том, что по-прежнему ощущается острая нехватка средств местных бюджетов. Вместе с тем, для развития муниципалитетов, укрепления их статуса важным является наличие широкого спектра учреждений дополнительного образования. В Мичуринске-Наукограде РФ сформировалась уникальная система таких учреждений, позволяющих всесторонне развивать у подрастающего поколения творческие и физические способности. В отношении учреждений дополнительного образования важным направлением укрепления финансовых основ является привлечение внебюджетных источников, в том числе спонсорских средств, а также участие в конкурсах различного уровня на получение грантов.
Укрепление доходов местных бюджетов в целом позволит выделить дополнительные средства на образовательные цели. В свою очередь рост расходов на образование на муниципальном уровне не только обеспечивает качество бюджетных услуг, но и имеет серьезное общегосударственное значение. Вложения в образование относятся к весьма перспективным инвестициям. Высокий уровень подготовки школьников предоставляет более широкие возможности в сфере профессиональной подготовки. В конечном итоге это будет способствовать повышению уровня жизни граждан и тем самым достижению стабильного развития экономики и социальной сферы как отдельных муниципалитетов, так и государства в целом.
Список литературы:
1.Климанов В.В., Бабко Н.В. Подушевое финансирование в общем среднем образовании/В.В. Климанов, Н.В. Бабко// Финансы. – 2007. — № 2. – С. 12 — 15
2.Методические рекомендации по внедрению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в отраслевом аспекте (образование) – М.: Издательство «Дело», 2010. – 40 с.[schema type=»book» name=»СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ» description=»Финансирование образования выступает необходимым условием успешного социально-экономического развития как регионов, так и страны в целом. На уровне муниципалитетов расходы на образование сконцентрированы в области общего, дошкольного и внешкольного образования. Вопросы оптимизации таких расходов в условиях финансовой нестабильности являются весьма актуальными и перспективными. » author=»Кириллова Светлана Серафимовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-08″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]