Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОПОСТАВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА

На сегодняшний  день во многих странах мира встречаются проблемы безработицы, проблемы инфляции, проблемы экономического развития; каждая страна должна выбрать ту или иную экономическую политику для её развития, разницу между долгосрочным и краткосрочным периодами в экономике. В решениях этих проблем большую роль играет макроэкономика.

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать:

Решения макроэкономических проблем помогает развивать страну, и способствует к улучшению жизни народа.

В макроэкономическом аспекте перед обществом встает ряд проблем, требующих решения. Конкуренция и ценовая стабильность это основные условия нормального функционирования рынка. Устойчивый экономический рост, который возможен при здоровом рыночном механизме, приводит к сокращению безработицы, увеличению эффективности производства и повышению благосостояния населения. Для решения указанных макроэкономических проблем проводятся различные исследования. Они включают в себя прогнозирование и моделирование развития ситуаций, к которым могут привести разные варианты их решения. Одной из основных задач современной макроэкономической политики России является удвоение ВВП. Решение задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требует качественного изменения общего курса страны. Ускоренный рост российской экономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслям экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями макроэкономической структуры экономики, а с другой — основными тенденциями научно — технического прогресса.

В 2014 году номинальный объём ВВП России составил 71,0 трлн рублей. Физический объём ВВП за 2014 год вырос на 0,6 %. Индекс-дефлятор ВВП за 2014 год по отношению к ценам 2013 года равнялся 106,6 %.[1] Рейтинговое агентство Fitch прогнозирует снижение ВВП России в  2015 году, как минимум, на 1,5%.

«Повышение процентной ставки в России свидетельствует о сложностях у властей ввиду растущей инфляции и снижения курса рубля».

В случае падения цены на нефть на 20 процентов ниже уровня базового сценария (нефть Brent в среднем $83 за баррель в 2015 году и $90 за баррель в 2016 году) возможно сокращение реального ВВП в 2015 году на дополнительные 1,3 процента, а к 2016 году кумулятивное снижение составит 2,3 процента, что будет сопровождаться резким уменьшением профицита счета текущих операций и международных резервов, прогнозирует агентство. [2]

В то время когда в России ожидается снижение ВВП в Узбекистане  по итогам заседания комитета нижней палаты парламента по бюджету и экономическим реформам, посвященного основные направления налоговой и бюджетной политики на 2015 год, представленных правительством, правительство Узбекистана ожидает темп роста ВВП страны в 2015 году на уровне 8%,  производства промышленной продукции — на 8,3%, сельскохозяйственной продукции — на 6%, объема капитальных вложений — на 9,6% .[3]

Подводя итоги истекшего 2014 года в Узбекистане, необходимо в первую очередь отметить достигнутые стабильно высокие темпы развития экономики и ведущих ее отраслей.  Валовой внутренний продукт возрос на 8,1 процента, объем производства промышленной продукции – на 8,3 процента, сельскохозяйственного производства – на 6,9, капитального строительства – на 10,9, розничного товарооборота – на 14,3 процента, около 70 процентов произведенной продукции составили готовые товары с высокой добавленной стоимостью.[4]

Другой немаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Инфляция в России за январь 2015 года разогналась до 3,9% против 2,6% в декабре 2014 года, говорится в материалах Росстата. Прогноз иностранных банков на 2015 год, в частности, Bank of America, составляет 39 рублей за 1 доллар,  инфляция —6,6%. [5]

А в Узбекистане уровень инфляции по итогам 2014 года составил 6,1 процента, что значительно ниже прогнозируемого. И правительство Узбекистана рассчитывает, что уровень инфляции в республике в 2015 году не превысит 6,5%.[6]

Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.     В сентябрьском прогнозе среднегодовой показатель в России в 2014 г ожидался на уровне 5,8%, в 2015 г — 6,1%.

В 2014 году в Узбекистане в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе. В настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения против 49,7 процента в 2000 году. [7]

Экономический рост обоих стран, нужен не сам по себе, не любой ценой, но сопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономики и экспорта. Экономический рост также должен быть устойчивым, то есть продолжаться в течение достаточно длительного периода времени и должен обеспечивать сокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышать их темпы роста. Важнейшим инструментом динамичного и сбалансированного экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований и диверсификации экономики является проведение активной, адресной инвестиционной политики.  В 2014 году в Узбекистане объем инвестирования в экономику возрос на 10,9 процента и составил в эквиваленте 14,6 миллиарда долларов США. При этом свыше 21,2 процента всех капитальных вложений, или более 3 миллиардов долларов, составили иностранные инвестиции и кредиты, из которых три четверти – это прямые иностранные инвестиции. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время выступают проведение сбалансированной бюджетной политики, сохранение режима плавающего валютного курса,  а также стабилизационный фонд. Повышение доли оплаты труда наемных работников позволит увеличить средний уровень оплаты труда, поднять размер пенсий, социальных выплат и минимальной зарплаты до прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена доля социальных выплат. Социальная политика должна быть направлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределении доходов между социальными группами и отдельными гражданами страны. В региональной политике необходимо преодолеть нарастающую неоднородность экономического ландшафта страны, усиливающихся межрегиональных различий в уровнях экономического развития отдельных территорий и уровня жизни населения.

Список литератур:

  1. 4,6,7. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.
  2. type=»book» name=»СОПОСТАВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИИ И УЗБЕКИСТАНА» author=»Асрарова Мадина Бахтияровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found