Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

В 90-е годы XX века экономика России перенесла потрясения: экономический кризис, дефолт 1998 г., низкие социально-экономические показатели страны. Однако в XXI веке в России были достигнуты определенные успехи по восстановлению значительно со­кратившихся в 1990-е гг. масштабов национальной экономики и увеличению размера годового валового внутреннего продукта (ВВП).

Восстановление российской эконо­мики и рост ВВП к 2013 г. на 12,5% относительно его уровня в 1991 г. сопровождались, главным образом, усилением ее материально-сырьевой структуры [1, с. 3].

В таблице1 представлены данные, отражающие индексы производства по видам экономической деятельности РФ.

Таблица 1.

Индексы производства по видам экономической деятельности Российской Федерации  (в % к предыдущему году) по периодам [5]

Показатели

Годы

1991 1996 1998 2005 2009 2013
Индекс добычи полезных ископаемых 90,18 97,0 104,0 101,4 97,4 101,1
Индекс обрабатывающего производства 120,11 89,7 112,8 117,5 94,8 100,5
Индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды 112,31 97,3 98,8 100,9 97,3 97,5

По данным таблицы 1 видно, что в 1991 г. индекс добычи полезных ископаемых составлял 90,18% при том, что индекс обрабатывающего производства и индекс производства и распределения электроэнергии, газа и воды были выше 100%. После дефолта 1998 г. темп роста индекса добычи полезных ископаемых был не самым высоким из трех рассматриваемых индексов производства в России и составлял 104%, когда темп роста индекса обрабатывающего производства был 117,5%. Однако при выходе из кризиса 2008 г. индекс добычи полезных ископаемых рос самыми высокими темпами и к 2013 г. превышал темп роста остальных двух индексов производства. Это говорит о том, что в экономике России преобладает материально-сырьевая структура и существует большая ее зависимость от экономической ситуации в мире.

Рисунок 1. ВВП России за период 2008-2013 гг. (в % к предыдущему году)

 

Достаточно бурный рост российской эконо­мики до начала мирового кризиса достиг в 2007 г. темпа, превышающего 8%, но к 2009 г. сменился спадом до уровня 7,8%.

Под воздействием второй вол­ны мирового кризиса, повлиявшей на ин­вестиционный и потребительский спрос внутри страны, со второй половины 2012 г. темпы роста российской экономики стали замедляться. В целом 2012 г. ха­рактеризовался усилением негативных тенденций в мировой экономике и доста­точно неблагоприятными погодными ус­ловиями, которые привели к потере части урожая и росту цен на продовольствие. Если докризисный темп роста ВВП (до 2009 г.) в среднем составлял 6,7% в год, то в 2012 г. он снизился до 3,4%, в 2013 г. составил 1,3%, а в 2014 г. может составить менее 1% или вовсе перейти в рецессию.

Как отмечается в Докладе Министер­ства экономического развития России «Экономика России в 2008 — 2013 гг.»: «Замедление экономического роста в 2013 г. со стороны производства, прежде все­го, было связано с динамикой промышлен­ного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты» [4].

Сложившиеся тенденции развития российской экономики свидетельствуют о необходимости реформирования существующей экономической политики. Более того актуальность реформирования экономической политики существенно повысилась после значи­тельного обострения отношений с США, Евро­пейским союзом и их союзниками в результате возросшей политической напряженности на Украине. В этой связи западные страны продек­ларировали и уже приняли ряд санкций против России. Последствия практической реализации этих санкций могут усилить негативные тенденции в российской экономике, возникшие еще до начала политического кризиса на Украине и присоединения Крыма к России. В целом угрозу этих санкций сле­дует рассматривать как стимулятор к активизации и ускорению реформирования российской экономической политики.

Основным направлением российской экономической политики должна стать ориентация на национальные приоритеты, обеспечивающие защиту национальных интересов в условиях глобализации и переориентация статуса российской экономики как «сырьевого придатка мировой экономики» на независимую и самосто­ятельную структурную составляющую мировой экономики.

Если рассматривать эффективность использования основных факторов роста российской экономики, то можно сказать, что одним из основных источников долгосрочного роста экономики являются инвестиции, прежде всего — в основной капитал. Темп роста инвестиций в основной капитал за 2008-2013 гг. составил в среднем 102,9% (таблица 2).

Таблица 2.

Показатели социально-экономического развития России в 2008-2013 гг. (в % к предыдущему году)  и коэффициенты движения основных средств [3]

Показатели

Годы

Ср. годовые темпы роста в 2008-2013  гг.
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции в основной капитал 109,5 86,5 106,3 110,8 106,8 99,8 102,9
Производительность труда 104,8 95,9 103,2 103,8 103,1 101,8 102,1
Коэффициент обновления 4,4 4,1 3,7 4,6 4,8 4,7 4,4
Коэффициент выбытия 1,0 1,0 0,8 0,8 0,8 0,7 0,9

В целом индекс физического объема указанных инвестиций достиг к 2013 г. лишь около 70% от их уровня в 1990 г., что подтверждается проблемой роста степени износа основных средств в России. Подтверждением такого скромного роста объема ин­вестиций в основной капитал российской экономики являются величины коэффициентов обновления и выбытия основных фондов за рассматриваемый период. Слабая динамика обновления и выбытия основных фондов в 1990-е и 2000-е гг. (коэффициент обновления в 1991 г. – 6,3%,  а коэффициент выбытия – 2,4%) привела к существенному росту степени их износа, которая к 2013 г. составила около 50%.

Представленная динамика наращивания основ­ного капитала сопровождалась в российской эконо­мике низким ростом производительности труда. За 2008-2013 гг. производительность труда возросла на 102,1%. Хотя рост производительности труда и наблюдался, но это был экстенсивный рост, и достигнутый на текущий момент ее уровень значи­тельно отстает от показателей зарубежных стран.

В целом представленная статистика исключает возможность инерционного использования двух факторов, труда и капитала, как эффективных источников повышения производственных возможностей роста ВВП российской экономики на ближайшую перспективу.

Таким образом, в связи с негативной тенденцией снижения темпов роста ВВП, производительности труда и инвестиций в основные средства, при ухудшении внешнеэкономических и внешнеполитических условий необходимо разработать адекватные направления бюджетно-налоговой политики, которая  должна ориентироваться на восстановление  протекционистской роли государства, направленной на  формирование национального  спроса – источника экономического роста и ВВП страны. При этом ориентация инвестиционных затрат должна быть направлена на финансирование программ реиндустриализации российской экономики, развития высокотехнологичных видов производств и инфраструктуры. Нельзя забывать и о государственно-частном партнерстве. При веду­щей роли государства в этом процессе необходимо создать стимулирующие условия для привле­чения частных инвестиций в реализацию крупно­масштабных государственных проектов.

Для крупномасштабного привлечения частных инвестиций государство должно реструктурировать систему налогообложения, ориентируя ее на сниже­ние налоговой нагрузки при инвестировании инно­вационной и высокотехнологичной деятельности. Снижение этой нагрузки предполагает целый ряд финансовых и налоговых форм и методов: установ­ление норм ускоренной амортизации, частичное освобождение от налога на имущество и возврат налога на прибыль, предоставление налоговых льгот по страховым взносам для вновь создаваемых научно-исследовательских компаний и т.д.

Для финансирования государственных инвес­тиционных расходов и увеличения доходов бюджета необходимо действовать по определенным направлениям. Так, дополнительные доходы бюджета могут быть получены за счет существенного налого­вого обременения вывоза капитала за рубеж (хотя последнее не исключает в настоящий кризисный период проведения единовременной «налоговой ам­нистии» при репатриации вывезенного капитала).

Для ресурсоемкой российской экономики важ­нейшим источником дополнительного пополнения бюджета объективно могло бы стать масштабное финансовое обременение природопользо­вания. В настоящее время государство неадекватно реализует функции финансово-экономического регулирования природопользования, являясь мо­нопольным собственником природно-ресурсного фонда. По сути, государство ограничило свою роль в регулировании лишь фискальным сбором налогов и платежей за пользование природными ресурсами, не отражающими в целом стоимости природной ренты —  дохода государства как собственника природно-ресурсного фонда [2, с. 102].

  Таким образом, повышение роли государства как регулятора эффективного восстановления российской экономики может достичь позитивных целевых результатов лишь при крупномас­штабной правовой защите государственных инвестиций и национальных доходов, исключающей какую-либо «откатную» и оффшорную коррупцию.

Список литературы:

  1. Ушаков Е. П.Экономическая политика восстановления устойчивого развития российской экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — № 30. — С. 2-13.
  2. Сайфиева С. Н.Российская финансовая и налоговая политика: современное состояние и перспективы развития // ЭКО. — 2012. — № 2. — С. 97-116.
  3. gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
  4. www.economy.gov.ru — официальный сайт Министерства экономического развития РФ[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ» author=»Беляева Елена Сергеевна, Кононова Яна Шамиловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found