Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖНЕ

Все большее распространение приобретают технологии предварительной обработки и анализа поступающей информации на основе системы управления рисками с использованием алгоритмов обработки неструктурированных данных, которые содержатся в таможенных документах, при осуществлении таможенных процедур и таможенном контроле.

В ходе контроля таможенные органы осуществляют проверку разрешительных документов, которые выдаются 30 федеральными органами исполнительной власти. Многие из таких документов традиционно выдавались на бумажных носителях. Следовательно, необходимо проводить планомерную работу по получению документов и сведений в электронном виде непосредственно от федеральных органов. ФТС России осуществляет работу по организации электронного взаимодействия с ФОИВ, а также с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

Перспективным направлением эффективного администрирования является применение в таможнях и на таможенных постах механизма «единого окна», что потребует сплоченной работы ведомств, непосредственно участвующих в информационном обмене, а также обеспечивающих этот процесс.

В перспективе, выравнивание уровня технической готовности ФОИВ к применению современных механизмов электронного взаимодействия станет значительным шагом к упрощению проведения таможенных операций с товарами.

ФТС России проводит активную работу по внедрению технологии получения сведений по электронным сервисам, что в дальнейшем позволит декларантам товаров не предоставлять наиболее востребованные при таможенном декларировании разрешительные документы.

Так, с начала 2014 года электронное декларирование стало обязательным. Это позволило максимально упростить и ускорить проведение таможенных процедур за счет автоматизации, уменьшении документооборота, устранении возможной коррупционной составляющей за счет минимизации личных контактов участников ВЭД с должностными лицами таможни. Бумажные декларации используются только в отдельных случаях, которые специально предусмотрены законодательством.

Поскольку решения, которые принимают руководители в сфере таможенного дела, всегда имеют определенные последствия для подчиненных, важно, как оцениваются решения подчиненными и в какой мере они готовы их выполнять. Проблема обостряется, когда решения требуют творческого, инициативного отношения подчиненных, когда не применим жесткий, авторитарный или автократический стиль управления.

Методы принятия решений являются важнейшими инструментальными средствами в профессиональном багаже руководителя. Значения методов принятия решений являются частью его профессиональной подготовки. Основное, если не сказать решающее, значение при принятии управленческого решения играют информационные таможенные технологии.

В настоящее время существуют следующие проблемы в принятии управленческих решений с применением информационных таможенных технологий:

— при электронном декларировании юридическая необходимость участникам внешнеэкономической деятельность в ряде случаев представлять документы на бумажных носителях;

— существующая гибридная электронно-бумажная технология, только увеличивает трудозатраты, не убирая бумажного контроля и предполагая необходимость проверки электронных копий;

— для предварительного декларирования при создании портала с разработанными спецификациями интерфейсов и протоколами обмена для возможности подключения к информационной системе таможенной службы информационных операторов, позволяющего вносить сведения о товарах и транспортных средствах учтены условности, такие как ограничение количества товарных позиций, определенные неудобства при вводе данных (медленная работа), сервис предлагается только на русском языке;

— решение вопросов осуществления информационной безопасности и защиты информации при электронном обмене данными;

— отсутствие единой электронной базы данных корректировок таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость является основой для начисления таможенных платежей, а с учетом используемых новых информационных таможенных технологий (электронное декларирование, удаленный выпуск товаров и т. д.), актуальна необходимость ее создания;

— нехватка профессиональных кадров для обеспечения работы в информационно-технических службах таможенных органов;

— недостаточное количество качественной компьютерной техники для выполнения поставленных задач должностными лицами информационно-технического обеспечения таможенного органа.

Также рассмотрим актуальные проблемы при принятии управленческих решений с применением информационных таможенных технологий на таможенным посту (грузовой):

Проблема 1. При подаче предварительных сведений перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, номера авиационных грузовых накладных указываются не в унифицированной форме, в связи с чем, в других информационных системах, например, «Учет товаров на ВХ» (временное хранение) или АИС «АИСТ-М» при организации запросов в АС «ПП» невозможно идентифицировать авиационную грузовую накладную. Поэтому на всех участках совершения таможенных операций, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, должностные лица не могут получить объективные сведения из предварительной информации по данным товарам.

Проблема 2. При подаче предварительной информации о товаре перевозчик или лицо, которое действует по его поручению, не указывает код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭс (далее — ТН ВЭД ЕврАзЭс), поэтому установить запреты и ограничения в отношении товара не является возможным, а значит невозможно применить ст. 152 ТК ТС («Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу»), кроме этого невозможно применение иных форм государственного контроля (ветеринарного, фитосанитарного и др.) в отношении перемещаемого товара.

Проблема 3. Несвоевременная актуализация баз данных нормативно-справочной информации, в связи с чем на этапе таможенного контроля отсутствуют сведения об организациях, указанных в разрешительных документах.

Проблема 4. Сбои технического характера, отсутствие работоспособности транспортного канала передачи сведений, например, перевозчик или лицо, действующее по его поручению, передает предварительную информацию, а на этот момент в пункте пропуска нет связи с транспортным сервером, отвечающим за передачу электронного пакета документов и сведений, хотя перевозчик или лицо, которое действует по его поручению, получает сообщение, что данная предварительная информация передана на таможенный пост.

Проблема 5. Отсутствует полнота представляемых сведений от перевозчика или лица, действующего по его поручению, следовательно, должностное лицо таможенного поста затрачивает большое количество времени на дозаполнение сведений по графам в штатном КПС из документов и сведений, поданных на бумажном носителе.

По проблеме 1 можно предложить 2 решения:

  1. Создание механизма (стандарта) составления номера авиационной грузовой накладной при организации подачи предварительной информации по всем авиационным грузовым накладным с учетом всех стандартов написания во всех странах мира.
  2. Доработка программных продуктов до возможности принятия сведений по номерам авиационных грузовых накладных в любом виде с возможностью распознавания страны составления авиационной грузовой накладной.

По проблеме 2 можно предложить следующее решение: обязательное указание кода товара, перемещаемого через таможенную границу Евразийского экономического союза в соответствии с  ТН ВЭД ЕврАзЭс.

По проблеме 3 можно предложить 2 решения:

  1. Создание единой базы данных на уровне Российской Федерации, где будут регистрироваться все участники внешнеэкономической деятельности, получившие разрешительные документы от уполномоченных органов, на товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза.
  2. Подача всех сведениий, касающихся разрешения на перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза в адрес таможенного поста до прибытия товара на таможенную территорию ЕврАзЭс.
  3. По проблеме 4 можно также предложить 2 решения:
  4. Создание службы поддержки, которая бы обеспечивала поддержку канала передачи данных на всех узлах передачи данных в режиме реального времени.
  5. Замена «узлового» транспортного маршрутизатора на «прямой» от таможенного органа до центральной базы данных.

По проблеме 5 можно предложить следующее решение: создание такого форматно-логического контроля, который бы обеспечивал допуск сведений в адрес таможенного поста в полном объеме, т. е. обязательное заполнение всех сведений в комплекте электронных документов, подаваемых в качестве предварительной информации.

Только сокращение этого технологического процесса может привести к достижению заявленной в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года цели — «ускорению таможенных операций», то есть лишь переход на безбумажные технологии приведет к положительному эффекту.

Таким образом, дальнейшая модернизация и развитие перспективных технологий по предварительному информированию таможенных органов (в том числе АС «Управление предварительным информированием») является частью совершенствования информационно-технического обеспечения деятельности руководителя таможенного подразделения, позволяющего повышать эффективность принятия управленческих решений на основе информации, полученной из ЦБД ЕАИС  [2, с.23].

В целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, повышения качества таможенного администрирования и предоставления государственных услуг необходимо внедрение современных информационных технологий в деятельность таможенных органов, а также постоянная модернизация информационно-программных средств, включая инфраструктуру, обеспечивающую безотказное функционирование всех компонентов ЕАИС таможенных органов.

Список литературы

  1. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии. Курс лекций. – СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2010. – 45с.
  2. Ермакова В.В. Вопросы стратегии развития информационного пространства Таможенного союза на основе Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза // Информационное право. – 2011. – № 4, – С. 23.
  3. Информационный портал Федеральной таможенной службы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Wоrld Wide Web. URL: http:/ www.сustоms.ru.
  4. Приказ ФТС России от 11.04.2013 № 702 (в ред. приказа ФТС России от 24.11.2014 № 2276) «Об утверждении Временного порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении воздушных судов и перемещаемых ими товаров при осуществлении международной авиационной перевозки, связанной с посадкой воздушного судна на территории Российской Федерации, при представлении документов и сведений в электронной форме».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 15.04.2014) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Консультант Плюс URL: http:/base.consultant.ru/.[schema type=»book» name=»СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖНЕ » description=»В целях повышения качества управленческих решений в таможенном администрировании и предоставлении государственных услуг необходимо внедрение современных информационных технологий в деятельность руководителей таможенных органов, а также постоянная модернизация информационно-программных средств, включая инфраструктуру, обеспечивающую безотказное функционирование всех компонентов ЕАИС таможенных органов. В статье рассмотрены — существующие основные проблемы в принятии управленческих решений руководителей таможни с применением информационных таможенных технологий. Наряду с этим выделено пять актуальных проблем на таможенным посту (грузовой). Например, невозможность идентифицирования авиационной грузовой накладной; несоответствие кода товара с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭс; несвоевременная актуализация баз данных нормативно-справочной информации; сбои технического характера, отсутствие работоспособности транспортного канала передачи сведений; отсутствие полноты представляемых сведений от перевозчика. По каждой выявленной проблеме предложены пути решения.» author=»Трофимова Ирина Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found