Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ

Большинство предприятий фиксируют ухудшение текущей  финансовой ситуации в стране, обуславливаемую резким ростом затрат на сырьё и материалы из-за девальвации рубля. В связи с этим, компании активно пытаются проводить реорганизации внутри себя, оптимизируя все внутренние затраты на управление различными потоками. Логистика приобретает наибольшую значимость, т.к. грамотное управление материальными, сервисными, информационными и другими потоками даёт шанс организации остаться на текущем рынке товаров и услуг, а также, возможно, занять наиболее выгодное положение среди конкурентов. Роль маркетинга также возрастает, т.к. контроль отслеживания динамики отрасли, удержания и привлечения аудитории потребителей способствует удержанию позиции в отрасли. Маркетинг и логистика фактически являются средством выявления и удовлетворения человеческих потребностей в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Организации теряются в понимании того, на что лучше делать акцент при разработке основных стратегических направлений компании: стоит ли пересмотреть круг логистических задач, либо сконцентрироваться на маркетинговых коммуникациях. Данное исследование направлено на изучение ключевых факторов маркетинга и логистики и выявление их роли для компаний в текущей экономической ситуации.

Грамотное управление подразумевает то, что в сложной динамической системе, каковой является организация, возможно повысить общий эффект влияния за счёт её целостности и использования возможностей кооперирования[5, с.15]. Взаимодействие таких сфер деятельности, как маркетинг и логистика, определяется  эффективностью продвижения товаров и услуг на рынке. Маркетинг исследует спрос, опираясь на потребности современных покупателей; логистика определяет оптимальные пути доставки товара до потребителя.  Значимость союза маркетинга и логистики просматривается даже в появляющемся термине «маркетинговая  логистика», который базируется на интеграции функций маркетинга и логистики. Таким образом, тесное взаимодействие соответствующих направлений производственно-хозяйственной деятельности компании может способствовать успешной реализации товара или услуги на рынке. Проведём аналогию между основными правилами маркетинга и логистики с целью определения ключевых связей.

Маркетинговое планирование формируется на основании концепции 4Р, родоначальником которой является американский экономист Теодор Левитт. Данная теория Левитта базируется на 4х переменных, таких как

Согласно классическому пособию Филипа Котлера, основными целями маркетинга являются: достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворённости, предоставление потребителям максимально широкого  выбора, максимальное повышение качества жизни [4, с.47]. Достижение вышеуказанных целей возможно только при эффективном управлении, которое опирается на ключевые правила и законы.

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке посредством управления потоковыми процессами [1, с.22]. Все логистические процессы опираются на «золотое» правило – «7R»: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время [2, с.43]. Конкретизация аббревиатуры «7R» следующая:

Не смотря на общую сферу интересов маркетинга и логистики, правила имеют свою предметную спецификацию: Product (товар), Price (цена), Place (место) являются общими показателями данных направлений деятельности. Согласно теории Т.И.Савенковой, маркетинг предопределяет предметную спецификацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы [7, с.15]. Таким образом, логистика имеет практический интерес: все основные правила вытекают друг из друга и помогают решить основную задачу управления потоками, т.е. товар должен быть конкретизирован с точки зрения количества и качества продукции. Одна из целей маркетинга – это формирование предложения на основании текущего спроса, поэтому цена рассматривается с точки зрения всех скидок и надбавок (Price), в то время как в логистике данное правило предполагает внутреннюю стоимость (Cost) при оптимизации всех возможных затрат. Понятие «Place» (месторасположение) в маркетинге также рассматривается в качестве более широкого понятия, включающего в себя конкретного поставщика товаров и услуг. Продвижение (Promotion) – это единственный показатель, которого нет в логистике, т.к. только маркетинг подразумевает использование рекламных материалов и активностей для обеспечения конкурентного преимущества.

Управление маркетингом и логистикой является основным элементом формирования конкурентного преимущества компании, поэтому концепции данных направлений производственно-хозяйственной деятельности обладают синергетическим эффектом. Отличительной характеристикой маркетинга является его исследовательская направленность, в то время как логистика имеет конкретные цели и задачи. В маркетинге продукт рассматривается с точки зрения изучения его необходимости, выгоды и возможности реализации для конечного потребителя; в логистике продукт имеет значение товара, который уже должен попасть к потребителю при оптимизации всех показателей. Тесное взаимодействие направлений маркетинга и логистики помогает решению различных задач, таких как оптимальный выбор поставщика, сокращение затрат, формирование упаковки как конкурентного преимущества, осуществление контроля работы   со спросом (маркетинг обеспечивает стимулирование сбыта, в то время как логистика отвечает за доставку). Таким образом, согласованность данных сфер деятельности способствует эффективной работе компаний.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что система управления не может быть сфокусирована на одном направлении: маркетинг или логистика. Текущую операционную деятельность компании необходимо поддерживать как исследованиями рынка, текущей и потенциальной аудитории  с учётом непостоянности экономических условий труда, но и активно проводить рекламные компании для поддержания и улучшения статуса и положения. Каждая организация должна учитывать все запросы и потребности аудитории, чтобы максимально оперативно и комплексно выдвинуть своё предложение, которое будет актуально и востребовано на текущем рынке. Несомненно, только маркетинг не может оказать должное влияние, компаниям необходимо наличие специалистов в области логистики. В условиях экономического дисбаланса только совокупное взаимодействие и развитие логистики и маркетинга способно оказать компаниям поддержку. Инвестируя в данные сферы, организация априори себя подстраховывает и даёт шанс не только «пережить» сложные экономические условия, но и обрести лидирующее положение на рынке, обеспечив себе стабильность дохода при минимизации затрат.

 

Литература

  1. Аникин Б.А. Логистика: учебное пособие – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 22с.
  2. Аникин Б.А., Т.А.Родкина Логистика и управление цепями поставок. Теория и праввктика. Основы логистики: учебник – М.: Проспект, 2011. – 43с.
  3. Войтоловский Н.В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник для вузов — 4е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 548 с.
  4. Котлер Ф. Основы Маркетинга. Краткий курс.: пер. с англ.. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2010. – 47с.
  5. Петров А.А. Основы управления: учебное пособие для бакалавров. – М.: Проспект, 2013. – 15с.
  6. Поршнева А.Г, Кибанов А.Я., Гунин В.Н. Управление организацией: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2009. 822 с
  7. Савенкова Т.И. Логистика – М.: Омега-Л, 2010.
  8. Шимко П.Д. Экономика: учебник для вузов. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. 605 с.
  9. Холл Р. Менеджмент: Теория и практика менеджмента – М.: Издательский Дом «Равновесие» 2005г.
  10. 7 нот менеджмента. 5-е изд., доп. М.: ЗАО «Журнал эксперт», 2001. 656с.[schema type=»book» name=»СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ» author=»Игрокова Ксения Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found