Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Образовательная услуга — это «продукт производства» образования. Некоторые ученые считают, что образовательные услуги представляют собой «совокупность знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных потребностей личности, общества, государства».
Оценка результативности бюджетных расходов на оказание государственных услуг – необходимый инструмент управления механизмом финансового обеспечения государственных учреждений, направленный на повышение доступности и качества услуг, увеличение эффективности использования бюджетных средств. В современных условиях оценка результативности расходов на оказание государственных услуг независимо от их содержания сопряжена рядом ограничений.
Во-первых, это специфика результатов оказания государственных услуг, связываемых с достижением общественно полезных целей. В результатах государственных услуг присутствуют внешние экстерналии, которые лишены количественной характеристики. Оценка их эффективности сводится к определению того, насколько результаты, полученные в ходе осуществления бюджетных затрат, соответствуют поставленным целям развития отрасли (сферы).
Во-вторых, отсутствие открытой информационной базы, содержащей сводные сведения об объемах государственных услуг, оказываемых учреждениями, и величине соответствующего финансового обеспечения.
В-третьих, практика включения в состав расходов на оказание государственных услуг затрат на иные цели, традиционно обеспечиваемые в рамках сметного финансирования государственного учреждений, но не связанные непосредственно с соответствующей услугой.
В настоящее время увеличение результативности государственных расходов на оказание образовательных услуг связывается с мерами по совершенствованию инструментов финансового обеспечения образования, упорядочению нормативной правовой основы бюджетного финансирования государственных образовательных учреждений.
За 2012 – 2014 гг. ассигнования федерального бюджета на обеспечение федеральных государственных образовательных учреждений возросли более чем на 22%. При этом наиболее значима динамика расходов на финансовое обеспечение государственных услуг, оказываемых федеральными бюджетными и автономными учреждениями. (табл.1)
Таблица 1
Динамика ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных услуг в сфере образования, оказываемых федеральными государственными учреждениями, %
Организация | 2013 г. | 2014 г. |
Федеральные государственные образовательные учреждения, всего | 118,6 | 103,1 |
В том числе:
— бюджетные учреждения образования — автономные учреждения образования |
121,5 166,4 |
103,7 103,1 |
За 2012 – 2014 гг. индекс роста субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг федеральными бюджетными учреждениями составил около 26%, федеральными автономными учреждениями образования – более 70%.
Высокие темпы роста ассигнования федерального бюджета на образование обеспечены преимущественно за счет динамики средств на реализацию образовательных программ высшего профессионального образования и основных профессиональных программ послевузовского профессионального образования (табл.2). За период с 2012 – 2014 г. рост бюджетных средств, направляемых на оказание услуг высшего и послевузовского профессионального образования, составил 123,6%.
Позитивная динамика расходов федерального бюджета на оказание государственных образовательных услуг создает благоприятные условия для мер по улучшению их качества и условий реализации. Между тем увеличение бюджетного финансирования сопровождается тенденциями, вносящими коррективы в оценку результативности бюджетных расходов. Например, сокращение объема государственных услуг оп основным профессиональным образовательным программам и, как следствие, рост среднего уровня расходов в расчете на одного студента. (табл. 3)
Таблица 2
Динамика ассигнований федерального бюджета на образование, %
Образование | 2013 г. | 2014 г. |
Дошкольное | 101,0 | 110,8 |
Общее | 107,3 | 101,6 |
Среднее | 82,5 | 120,0 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации | 87,7 | 112,8 |
Высшее и послевузовское профессиональное | 120,1 | 102,9 |
Таблица 3
Динамика государственных услуг, оказываемых федеральными государственными учреждениями в сфере образования, %
Вид услуги | 2013 г. | 2014 г. |
Реализация общеобразовательных программ дошкольного образования | 102,9 | 101,9 |
Реализация основных общеобразовательных программ основного, среднего (полного) общего образования | 100,0 | 100,6 |
Реализация основных общеобразовательных программ среднего профессионального образования | 98,9 | 97,6 |
Реализация профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования (специалитет, бакалавры, магистры) | 98 | 99,2 |
Реализация основных общеобразовательных программ послевузовского профессионального образования | 99,1 | 104,5 |
Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ | 98,5 | 100,5 |
В существующих условиях хозяйствования руководство вузов должно принимать управленческие решения на основе данных, формируемых в бухгалтерском учете. С затратами тесно связан такой показатель, как себестоимость продукции (работ, услуг).
Формирование себестоимости какой-либо услуги — определение цены использованных в процессе ее оказания материальных, трудовых ресурсов, а также других затрат, которые могут финансироваться за счет средств от приносящей доход деятельности.
Формирование себестоимости состоит из следующих операций:
- классификация затрат на производственные затраты и управленческие затраты;
- отнесение производственных затрат по соответствующим статьям (подстатьям) классификации операций сектора государственного управления;
- распределение управленческих затрат по соответствующим статьям классификации операций сектора государственного управления.
Существуют следующие методики калькулирования себестоимости образовательных услуг.
1.Наименование метода | Расчет на основе распределения затрат с помощью коэффициентов приведения |
Авторы | Жамин В.М., Иванов А.П., Калинина В.П., Воробьева Р.А., Лоповок Г.Б., Моисеев С.Г., Санеева А.Ф., Костатян С.А. |
Объект калькулирования и единица калькулирования | Объект калькулирования – форма обучения, единица калькулирования – один обучающийся определенной формы обучения. |
База распределения затрат | Приведенная численность обучающихся в j-ом году (Кприв j) |
Расчет базы исчисления затрат | , где γv – коэффициент приведения численности обучающихся по v-й форме обучения к дневному обучению, Кv – среднегодовая численность обучающихся по v-му виду обучения, x – количество видов обучения. |
Себестоимость оказания образовательных услуг одному студенту | а) (Жамин В.М., Костатян С.А.)
б) (Калинина В.П., Лоповок Г.Б., Моисеев С.Г., Воробьева Р.А.) в) (Жамин В.М.) г) (Калинина В.П.) где Сг – годовая себестоимость, З – суммарные годовые затраты на содержание учебного заведения, Сп – полная себестоимость (за полный период обучения), Q– количество лет обучения, В – суммарный годовой выпуск специалистов, н- первый год обучения, к – последний год обучения |
Примечание | Представленная методика позволяет определить затраты на обучение одного студента определенной формы обучения. Недостатком методики является невозможность расчета себестоимости в разрезе специальностей, а также то, что затраты распределяются между формами обучения пропорционально численности обучаемых, такая база распределения, на наш взгляд, является экономически необоснованной и значительно снижает точность расчетов. |
2.Наименование метода | На основе стандартных баз распределения затрат |
Автор | Власов А. В. |
Объект калькулирования и единица калькулирования | Объект калькулирования – форма обучения, специальность, единица калькулирования – один обучающийся определенной формы и специальности. |
База распределения затрат | База 1 – среднее число студентов; База 2 – количество явочных дней; База 3 – учебная нагрузка. |
Расчет базы исчисления затрат | База 1. По данным о численности обучающихся на 1-е число каждого месяца соответствующего календарного года рассчитываются средние хронологические значения; База 2. Определяется как сумма составляющих, исчисленных раздельно по факультетам, курсам, видам обучения; База 3. Определяется как сумма составляющих, исчисляемых раздельно по кафедрам и объектам калькулирования. |
Себестоимость оказания образовательных услуг одному студенту | , где З1 – общехозяйственные затраты (зарплата административно-управленческого персонала, отопление, легковой автотранспорт, капитальные затраты и т.д.), распределяемые между видами специальностей и формами обучения пропорционально базе 1, З2 – затраты на текущий ремонт зданий и инвентаря, аренду помещений, на приобретение мебели и инвентаря, зарплата обслуживающего персонала и др., распределяемые между видами специальностей и формами обучения пропорционально базе 2, З3 – затраты на заработную плату профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала, канцелярские расходы кафедр, затраты на приобретение техники, капитальные затраты, кроме капитальных затрат на здания, сооружения, распределяемые между видами специальностей и формами обучения пропорционально базе 3. |
Примечание | Представленная методика позволяет определить затраты на обучение одного специалиста определенной специальности и формы обучения, но точность расчетов невысока в связи с тем, что все затраты подлежат распределению пропорционально выбранным базам и не выделены прямые затраты, относимые непосредственно на себестоимость образовательных услуг. |
3.Наименование метода | На основе штатных нормативов |
Автор | Тульчинский Л.И. |
Объект калькулирования и единица калькулирования | Объект калькулирования – форма обучения, единица калькулирования – один обучающийся определенной формы и специальности |
База распределения затрат | База 1 – штатные нормативы; База 2 – приведенная численность обучающихся |
Расчет базы исчисления затрат | База 1. Усредненные значения количества обучающихся той или иной категории, приходящееся на одного преподавателя; База 2. Численность обучающихся различных категорий, с помощью коэффициентов приведения приводится к одной категории. |
Себестоимость оказания образовательных услуг одному студенту | , где Зппс – затраты на заработную плату, относящуюся к обучению студентов определенной формы обучения пропорционально численности ППС (Чппс), З – остальные затраты, распределяемые между формами обучения пропорционально базе 2, а – численность обучающихся полный год, b – численность обучающихся 4 месяца в году (приняты в новом учебном году), c – численность обучающихся 7 месяцев в календарном году (выпускники) |
Примечание | Недостатки приведенной методики: себестоимость рассчитывается только в разрезе форм обучения; используются научно необоснованные штатные нормативы, которые обычно применяются на уровне министерств; все затраты, за исключением зарплаты ППС, распределяются пропорционально численности студентов определенной формы обучения. Указанная база распределения, по мнению автора диссертационного исследования, является экономически необоснованной. |
Цель калькулирования себестоимости образовательных услуг в настоящее время диктуется особенностями деятельности вузов на рынке образовательных услуг. Информация о себестоимости специальностей в разрезе их видов и форм обучения необходима для осуществления эффективной ассортиментной политики, определения достаточности размера установленной платы за обучение по каждой специальности, принятия решений о начале обучения по новым специальностям.
Список литературы
- Министерство финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru/ru/
- О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов: Федеральный закон от 30.11.11 №371- ФЗ.
- О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов: Федеральный закон от 03.12.2012 №216-ФЗ.
- Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р.[schema type=»book» name=»Себестоимость образовательных услуг и результативность расходов бюджета на оказание образовательных услуг» description=»В статье рассматриваются методы калькулирования себестоимости образовательных услуг, а также проводится анализ результативности расходов федерального бюджета на оказание государственных образовательных услуг.» author=»Эвиева Ангира Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]