Одним из приоритетных направлений управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации является повышение эффективности финансового менеджмента в секторе общественных финансов. В связи с этим особое значение приобретает организация и осуществление процесса по управлению временно свободными средствами бюджетов публично-правовых образований. В частности, в число задач, решение которых позволит обеспечить рост эффективности управления бюджетными средствами, входит развитие механизма по управлению временно свободными средствами федерального бюджета, сконцентрированными на едином казначейском счете, которые в практике называются ликвидными активами единого казначейского счета. Формирование данного актива государства обусловлено объективным несоответствием между сроками и объемами поступлений денежных средств в бюджет и сроками погашения принятых обязательств ходе исполнения бюджета.
Эффективное управление данными средствами гарантирует их сохранность, не ставит под сомнение полное и своевременное исполнение всех принятых Российской Федерацией бюджетных обязательств, но в то же время обеспечивает поступление в федеральный бюджет дополнительных доходов. Такой подход соответствует целям и задачам государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 320 [3]. Эффективное функционирование механизма управления временно свободными средствами федерального бюджета способствует поддержанию сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает повышение качества управления государственными финансами.
Бюджетными полномочиями по «управлению операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном порядке» [5], в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обладает федеральный орган исполнительной власти – Федеральное казначейство.
Управление государственными активами, в том числе временно свободными денежными средствами, базируется на ряде принципов, первоочередным из которых стоить выделить принцип оценки и минимизации возможных рисков.
Своевременная и объективная оценка рисков позволяет построить систему управления рисками: избегать, минимизировать, диверсифицировать риски. Риск-менеджмент актуален как на начальном (подготовительном, организационном) этапе, так и на этапе оперативного управления государственными активами.
Стоит отметить, что необходимость формирования системы управления рисками финансово-бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающей устойчивость и надежность ее функционирования, обусловлена наличием национальных и международных вызовов и угроз как финансово-экономического, так и политического характера.
В Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 № 2593-р отмечено, что основными полномочиями в сфере налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики обладают федеральные органы исполнительной власти. Таким образом, именно они несут основную «ответственность за эффективность формирования и использования системы прогнозирования и противодействия рискам», в частности, за «создание системы управления бюджетными рисками, включающей формирование перечня рисков, оценку рисков по вероятности их наступления, степени их влияния, возможности управления рисками, а также комплекс мер по минимизации рисков и преодоления их последствий» [4].
Очевидно, что основной целью управления временно свободными средствами федерального бюджета является обеспечение сохранности средств. Следовательно, приоритетным должно являться соотношение «максимальная доходность при заданном минимальном уровне риска». Это значит, что для государства, в лице какого-либо органа, как для субъекта управления в операциях с временно свободными бюджетными средствами в первую очередь важно оценить и минимизировать соответствующие риски. И только потом обеспечивать доходность, максимально возможную в рамках установленных ограничений, связанных с рисками.
Из большого количества видов финансовых рисков, существующих в теории, наибольшее значение, по мнению автора, для процессов управления временно свободными денежными средствами государства представляют следующие риски:
- Кредитный риск – вероятность возникновения потерь в связи с невыполнением эмитентом обязательств по погашению основной суммы долга и процентов. Данный вид риска оценивается и минимизируется в первую очередь, так как для государства важно обеспечить сохранность инвестируемых денежных средств для своевременного и полного денежного подкрепления принятых обязательств. Данный риск минимизируется путем установления приоритетных прав органа управления бюджетными средствами. Например, досрочное изъятие денежных средств, обеспечение перевода средств со счетов контрагентов на счета бюджета без длительной процедуры судебного рассмотрения. Кроме того, кредитный риск снижается за счет установления требований к контрагентам по ряду параметров. Например, минимальный размер собственных средств, минимальный уровень рейтинга, присвоенный международными рейтинговыми организациями и так далее.
- Риск расхождения прогнозных и фактических показателей. С одной стороны, данный риск является объективным. Иногда системные, не диверсифицируемые изменения на финансовом рынке, высокая волатильность инструментов не позволяют достичь плановых результатов. Однако с другой стороны, финансовый рынок априори изменчив. Поэтому, необходимо следовать принципу обеспечения гибкости управления активами, что позволит сохранить средства при любых вариантах развития ситуации на рынке. Также особое значение принимает качество финансового планирования и прогнозирования, осуществляемого в государстве. В частности, точность составления кассового плана, отражающего все поступления в бюджет и выплаты из него в разрезе времени, определяет возможность эффективного инвестирования временно свободных бюджетных средств.
- Операционные риски связаны с нарушениями в технологиях осуществления операций. Данный вид риска характерен не только для деятельности по управлению временно свободными средствами, но и для операций с любыми бюджетными средствами. Однако его значение велико. Создание программного обеспечения, не способствующего в полной мере достижению поставленных целей, сбои в функционировании прикладных программ – все это замедляет и снижает эффективность проводимых операций. Минимизацию данного риска обеспечивает тесное сотрудничество специалистов, разрабатывающих прикладные программные продукты, сотрудников системы управления бюджетными средствами.
Наряду с базовыми, первоочередными рисками, перечисленными выше, существуют и другие. Множественность рисков обуславливает необходимость построения комплексной системы их идентификации и, следовательно, управления. В целом, как зарубежными, так и отечественными авторами акцент делается на изучении методов управления бюджетными рисками. Можно, например, выделить такие методы как [1]:
- метод избегания рисков или отказа от них путем создания таких финансово-хозяйственных условий, при которых возможность возникновения рисков заранее исключена;
- метод принятия риска на себя;
- метод предотвращения убытков;
- метод уменьшения размеров убытков, и др.
Ряд авторов, следуя гипотезе о том, что бюджетный риск — это финансовый риск, полагает, что к управлению бюджетными рисками вполне применимы методы управления финансовыми рисками [2]. Так, например, в последнее время в Российской Федерации стремительно набирает популярность метод стресс-тестирования. Стресс-тестирование — это общий термин, объединяющий группу методов оценки воздействия на финансовое положение организации неблагоприятных событий. На сегодняшний день за рубежом стресс-тестирование признано необходимым методом управления рисками. В рамках этого метода рассчитывается ряд вероятностных показателей, которые используются для оценки и анализа рисков.
Вышесказанное свидетельствует о значимой роли и необходимости создания системы риск-менеджмента в рамках сектора государственных и муниципальных финансов в целом и в рамка управления временно свободными средствами федерального бюджета в частности. Вопросы изучения методологии идентификации и оценки рисков, формирования комплекса подходов и методов к их управлению является предметом дальнейшего глубокого изучения.
Список литературы:
- Набиуллина Л. А. Бюджетные риски: понятие и актуальность / Л. А. Набиуллина // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 366-369.
- Паздникова Н. П., Шипицына С. Е. Стресс-тестирование в управлении бюджетными рисками региона // Экономика региона. – 2014. — №3. – Сю 208-217.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
- Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».
- Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации», ст. 166.1.[schema type=»book» name=»РИСКИ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫМИ СРЕДСТВАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА» description=»Статья посвящена анализу рисков, возникающих в процессе управления временно свободными средствами федерального бюджета. Актуальность проведенного исследования обусловлена необходимостью построения эффективной системы управления государственными финансами в Российской Федерации с учетом имеющихся и возможных угроз национального и международного характера. В статье сформулирован первоочередной принцип управления временно свободными средствами федерального бюджета – «максимальная доходность при заданном минимальном уровне риска». Изучены стратегические нормативные правовые акты, в которых закреплены приоритетные направления управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации. В соответствии с данными актами определена ответственность федеральных органов исполнительной власти за эффективность формирования и использования системы прогнозирования и противодействия рисками. Также отражены возможные методы управления бюджетными рисками. В статье обозначены риски, которые, по мнению автора, являются наиболее существенными в части управления временно свободными средствами федерального бюджета. Автором сделан вывод о важности построения системы риск-менеджмента.» author=»Попова Дарья Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]