Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Россия владеет богатыми запасами лесных массивов, используя его для собственных нужд, а также на экспорт. По запасам древесины РФ занимает первое место в мире – на ее долю приходится около 22 % мирового леса. Следом идут Бразилия, Канада и США, то есть чуть более половины всех мировых лесных запасов сосредоточено в четырех странах. При этом качество российской древесины, прошедшей «минусовую» температуру, согласно мнению экспертов, считается лучшим по сравнению с бразильской.

Несмотря на колоссальные ресурсные возможности, в России, тем не менее, остается крайне низкой интенсивность лесопользования по сравнению с другими странами. В отличие от Финляндии и США, где инфраструктурный и промышленный комплекс отрасли представляет собой высокотехнологичное и практически безотходное производство, лесопромышленный комплекс страны аналогичен его состоянию в Канаде, где преобладает интенсивное развитие.

В ходе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз выявлено, что развитие отрасли невозможно без серьёзных инвестиций по всем направлениям: развитие инфраструктуры, рост обрабатывающих производств, экологичность производства (таблица 1). Для эффективного инвестиционного процесса необходимо как государственное, так и частное вложение средств.

Основной задачей является повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса. Основные мероприятия по созданию благоприятных условий для инвестиций следующие:

Одним из перспективных регионов развития отрасли является Пермский край. В нем сосредоточена треть всей лесосеки Приволжского федерального округа. На данный момент основными проблемами, препятствующими развитию лесопромышленного комплекса Прикамья, являются: слабое развитие транспортной инфраструктуры и отсутствие надлежащего лесоустройства. Для решения первой проблемы нужно выстроить оптимальную дорожную сеть и параллельно развивать грузовой сплав древесины по рекам, роль которого с каждым годом растет.

Таблица 1

SWOT-анализ лесопромышленного комплекса

Сильные стороны

Слабые стороны

• значительные объемы древесины для вырубки;

• налаженные связи по реализации продукции в России и за её пределами;

• высокое качество древесины.

• низкий уровень технологической обработки;

• отсутствие инфраструктуры (нет проезжих дорог к местам вырубки);

• незаконная вырубка леса;

• дефицит деловой древесины, обусловленный высокой долей экспорта продукции;

• несовершенство законодательства и неэффективность реализуемых проектов.

Возможности

Угрозы

• расширение рынков сбыта;

• рост объемов производства;

• развитие производственного потенциала отрасли

• пожары и сокращение делового леса в результате простаивания

Стратегии развития

• совершенствование процессов инвестирования в отрасль;

• развитие инфраструктуры и строительство дорог;

• развитие льготного кредитования в отрасли;

• совершенствование законодательства и проектной работы правительства;

• поддержка малого бизнеса в отрасли;

• контроль вырубок и упрощение процедуры получения разрешений.

•  переход на более экологичные технологии производства

• развитие инфраструктуры отрасли;

• развитие перерабатывающих производств;

• упрощение процедуры получения разрешения на вырубку

В программе «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 гг. «Леса Прикамья» три приоритетных направления: увеличение прибыли предприятий, увеличение фонда оплаты труда работников и увеличение налогов, отчисляемых в краевой бюджет (рисунок 1).

В перспективе лесопромышленная отрасль должна представлять собой комплекс взаимодействующих предприятий, для чего необходимо развивать не столько расширенное производство на предприятии, а стимулировать реализацию совместных инвестиционных проектов по освоению лесных массивов. Это позволит распределять расходы и риски крупных и малых предприятий. Для этого государству необходимо сформировать систему собственности в отношении обработки лесных массивов: четко определить права и обязанности, ввести возможность длительного пользования лесными ресурсами предприятий.

 

Рисунок 1. Направления повышения конкурентоспособности ЛПК региона

Данная основа позволит предприятиям с меньшими рисками вкладывать значительные финансовые ресурсы для освоения лесных массивов, привлекать заемные средства, а также частных мелких компаний к совместному производству. Необходимо инновационное развитие производства, приобретение нового оборудования. Финансирование деятельности возможно с помощью региональных программ развития отрасли, а также объединения капиталов крупных компаний и государства при создании современной инфраструктуры.

Грамотно выстроенная система государственно-частного партнерства в области лесных отношений – инструмент стимулирования создания точек роста в лесном хозяйстве и лесопромышленном комплексе, способный разрешить спор между бизнесом и государством в сфере лесных отношений.

По мнению аналитиков, лесное хозяйство, будучи в целом инертным в последние годы, не учитывает изменения, которые формируют новые внутренние и внешние экономические условия. Государственно-частное партнерство способно обеспечить привлечение дополнительных финансовых средств и других ресурсов, сделать систему управления и принятия бизнес-решений более гибкой и эффективной, а также уменьшить суммарные риски за счет обеспечения дополнительных гарантий со стороны государства.

В лесной отрасли в настоящее время представлены две формы государственного частного партнерства – институт арендных отношений и государственные контракты на выполнение комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов, реализуемых в рамках статьи 19 Лесного кодекса и федерального законодательства о размещении заказов. Однако они несовершенны и требуют серьезной модернизации. Об этом свидетельствуют такие факты, как отсутствие здоровой конкуренции и хорошо продуманной гибкой системы ценообразования и распределения платежей от использования лесов, наличие многочисленных административных барьеров, высокий уровень коррупции, излишние, в особенности финансовые, обременения арендаторов лесных участков и т.п.

Вместе с тем, в области совершенствования системы государственного управления лесами существует ряд форм, которые развили бы систему арендных отношений в более качественном направлении. Одной из таких форм в рамках частного государственного партнерства может быть заключение соглашения между арендатором лесного участка и уполномоченным государственным органом на компенсацию затрат по лесовосстановлению. Решением проблемы также может стать развитие политики, направленной на аукционы-покупки лесных участков преимущественно с перестойными лесами.

Безусловно, интересы сторон должны быть защищены: у арендатора лесных участков должно быть достаточное финансового обеспечение, у государства – качество выполнения работ. Решить данные проблемы можно путем внедрения стандартизации выполнения работ и нормирования расходов на их выполнение. Нужно отметить, что разработанные направления поддержки лесопромышленного комплекса могут позволить в ближайшей перспективе не только увеличить объем налоговых отчислений в бюджет края, но и вывести на новый уровень «пул» эффективных предприятий малого и среднего бизнеса лесопромышленного комплекса края и создать конкурентный рынок в отрасли.

Богатая ресурсная база Пермского края является основой для развития ЛПК, а реализация комплекса программных мероприятий по поддержке отрасли станет дополнительным стимулом для ее дальнейшего развития. В результате проведения модернизации производства, увеличения глубины и комплексности переработки древесины, развития инфраструктуры и кадрового потенциала будут созданы новые рабочие места, привлечены дополнительные инвестиции и увеличатся налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

Таким образом, на основе проведенного анализа и выявленных проблем, предлагается разработка и реализация Государственной программы «Развитие лесопромышленного комплекса Пермского края на 2015-2017 годы». В рамках данной программы предполагается:

  1. Эффективное использование лесосырьевого потенциала Пермского края, увеличение добавленной стоимости товарной продукции с одного кубометра заготовленной древесины;
  2. Развитие частно-государственного партнерства в отрасли;
  3. Приоритет мероприятий, стимулирующих комплексную модернизацию действующих организаций ЛПК, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, рост производительности труда работников;
  4. Сокращение объемов экспорта круглого леса, увеличение объемов глубокой переработки лесного ресурса;
  5. Создание условий для привлечения специалистов в ЛПК и повышения качества их профессиональной подготовки;
  6. Повышение уровня жизни работников, занятых в организациях отрасли, сохранение и модернизация существующих и создание новых рабочих мест;
  7. Стимулирование организаций ЛПК на проведение сертификации.

Основной целью государственной программы развития лесопромышленного комплекса Пермского края является создание условий для увеличения прибыли организаций лесопромышленного комплекса и повышения доходов работников, занятых в нем, на основе эффективного использования лесного ресурса. Реализация поставленной цели и задач предполагает разработку системы программных мероприятий по следующим основным направлениям:

  1. Стимулирование инвестиционной активности бизнеса в лесопромышленном комплексе;
  2. Развитие инфраструктуры в северных лесных районах Пермского края;
  3. Формирование благоприятных финансовых условий функционирования лесопромышленного комплекса;
  4. Развитие лесного хозяйства;
  5. Обеспечение приоритетного доступа организаций лесопромышленного комплекса на отраслевой рынок и поддержка кадрового потенциала отрасли.

В рамках первого направления по стимулированию инвестиционной активности бизнеса в лесопромышленном комплексе предполагается реализация следующей цели: повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса и увеличение глубины и комплексности переработки лесного ресурса.

Предоставление субсидий из краевого бюджета осуществляется путем конкурсного отбора проектов и на основании решения комиссии, состав которой утверждается правовым актом Правительства Пермского края. Основными критериями оценки комплексных инвестиционных проектов являются: комплексность и глубина переработки лесного ресурса; объем инвестиций в основной капитал; размер налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Дополнительные критерии оценки проектов устанавливаются решением конкурсной комиссии. Обязательным условием получения субсидий из краевого бюджета при реализации комплексного инвестиционного проекта является проведение организациями лесопромышленного комплекса лесной сертификации в соответствии с требованиями международных стандартов.

Направление по развитию инфраструктуры в северных лесных районах Пермского края предлагается реализовывать путем реконструкции, капитального и текущего ремонтов автомобильных дорог общего пользования в муниципальных районах, обеспечивающих проезд к территориям, на которых сосредоточен необходимый (достаточный) объем лесного ресурса, на принципах государственно-частного партнерства и (или) за счет средств краевого / местного бюджета. Развитие транспортной инфраструктуры в северных лесных районах Пермского края, помимо увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона, будет способствовать решению социальных проблем населения, развитию туризма в удаленных от краевого центра территориях, а также обеспечению доступа к месторождениям полезных ископаемых.

Формирование благоприятных финансовых условий функционирования лесопромышленного комплекса предполагается через:

а) субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой: – первого взноса при заключении договора лизинга и уплатой лизинговых платежей; – процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

б) предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат организациям лесопромышленного комплекса на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011-2014 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.

Развитие лесного хозяйства реализуется с целью сохранения лесов, повышение их ресурсо-экологического потенциала, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесных ресурсах и услугах леса. В задачи направления входят: повышение продуктивности и качества лесов; улучшение экологического состояния, биологического разнообразия лесов; повышение эффективности защиты лесов от болезней и неблагоприятных факторов; повышение эффективности охраны лесов от пожаров, государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах; лесоустройство лесничеств края.

Таким образом, лесопромышленный комплекс Пермского края обладает существенным потенциалом для увеличения своего вклада в обеспечение роста экономики региона, поскольку его сырьевая база в значительной степени недоиспользуется. Однако для обеспечения доступности этих ресурсов требуются кардинальные меры, прежде всего повышение эффективности государственного регулирования и поддержки отрасли, повышение роли государства в становлении и развитии высокодоходных предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке. В связи с этим предлагается реализация на территории Пермского края государственной программы «Развитие лесопромышленного комплекса Пермского края на 2015–2017 годы». Основными направлениями данной поддержки станут стимулирование инвестиционной активности бизнеса в лесопромышленном комплексе; развитие инфраструктуры в северных лесных районах Пермского края; формирование благоприятных финансовых условий функционирования лесопромышленного комплекса; развитие лесного хозяйства; обеспечения приоритетного доступа организаций лесопромышленного комплекса на отраслевой рынок и поддержка кадрового потенциала отрасли.

 

Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00085

 

Список литературы:

  1. Василькова Т.Н.Некоторые вопросы оценки эффективности интеграционных процессов в лесопромышленном комплексе // Российское предпринимательство. — 2011. — № 3 Вып. 2 (180). — c. 175-179
  2. Воскобойников И.В. Инновационная политика в лесопромышленном комплексе // Альманах «Деловая слава России». – 2011. – №12. – С. 24 – 29
  3. Гладких Я.Н. Развитие аутсорсинга в лесопромышленном комплексе Пермского края // Экономика и менеджмент систем управления. – 2012. – № 4.3 (6). – С. 355 – 360
  4. Дворянских А.Б.Концептуальные аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью лесопромышленного комплекса региона // Российское предпринимательство. — 2010. — № 11 Вып. 1 (170). — c. 138-143
  5. Каменев Я.А.Концептуальные аспекты совершенствования территориального планирования лесопромышленного комплекса региона // Российское предпринимательство. — 2011. — № 8 Вып. 2 (190). — c. 75-79
  6. Киселева А. А. Создание регионального лесопромышленного кластера как основа повышения конкурентоспособности отрасли / А. А. Киселева // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. –2014. – № 3. – С. 52-57.
  7. Новикова К. В. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса / К. В. Новикова, А. А. Киселева // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. – 2014. – № 11. – С. 66-70.
  8. Серебряков Н.В.,Горбов Н.М. Инновационное управление развитием малых предприятий лесопромышленного комплекса // Креативная экономика. — 2010. — № 4 (40). — c. 34-40
  9. Сорокин М.А. Таможенное регулирование в системе государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур лесопромышленного комплекса // Управление экономическими системами. – 2011. – №5. – с. 57 -60[schema type=»book» name=»РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ» description=»В статье рассмотрены направления повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса региона. Проведен анализ инвестиционной привлекательности отрасти, и определены ключевые стратегии ее развития. Предложены направления развития лесопромышленного комплекса региона, на примере Пермского края. Определены пути повышения эффективности государственного регулирования и поддержки отрасли, развития высокодоходных предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.» author=»Новикова Ксения Владимировна, Кислелва Анна Александровна, Антинескул Екатерина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found