Россия владеет богатыми запасами лесных массивов, используя его для собственных нужд, а также на экспорт. По запасам древесины РФ занимает первое место в мире – на ее долю приходится около 22 % мирового леса. Следом идут Бразилия, Канада и США, то есть чуть более половины всех мировых лесных запасов сосредоточено в четырех странах. При этом качество российской древесины, прошедшей «минусовую» температуру, согласно мнению экспертов, считается лучшим по сравнению с бразильской.
Несмотря на колоссальные ресурсные возможности, в России, тем не менее, остается крайне низкой интенсивность лесопользования по сравнению с другими странами. В отличие от Финляндии и США, где инфраструктурный и промышленный комплекс отрасли представляет собой высокотехнологичное и практически безотходное производство, лесопромышленный комплекс страны аналогичен его состоянию в Канаде, где преобладает интенсивное развитие.
В ходе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз выявлено, что развитие отрасли невозможно без серьёзных инвестиций по всем направлениям: развитие инфраструктуры, рост обрабатывающих производств, экологичность производства (таблица 1). Для эффективного инвестиционного процесса необходимо как государственное, так и частное вложение средств.
Основной задачей является повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса. Основные мероприятия по созданию благоприятных условий для инвестиций следующие:
- новый Лесной кодекс;
- программа льгот и преференций для инвесторов-лесопромышленников;
- механизм по повышению экспортных пошлин на необработанную древесину;
- передача функций контроля лесопромышленного комплекса региональным властям.
Одним из перспективных регионов развития отрасли является Пермский край. В нем сосредоточена треть всей лесосеки Приволжского федерального округа. На данный момент основными проблемами, препятствующими развитию лесопромышленного комплекса Прикамья, являются: слабое развитие транспортной инфраструктуры и отсутствие надлежащего лесоустройства. Для решения первой проблемы нужно выстроить оптимальную дорожную сеть и параллельно развивать грузовой сплав древесины по рекам, роль которого с каждым годом растет.
Таблица 1
SWOT-анализ лесопромышленного комплекса
Сильные стороны |
Слабые стороны |
• значительные объемы древесины для вырубки;
• налаженные связи по реализации продукции в России и за её пределами; • высокое качество древесины. |
• низкий уровень технологической обработки;
• отсутствие инфраструктуры (нет проезжих дорог к местам вырубки); • незаконная вырубка леса; • дефицит деловой древесины, обусловленный высокой долей экспорта продукции; • несовершенство законодательства и неэффективность реализуемых проектов. |
Возможности |
Угрозы |
• расширение рынков сбыта;
• рост объемов производства; • развитие производственного потенциала отрасли |
• пожары и сокращение делового леса в результате простаивания |
Стратегии развития |
|
• совершенствование процессов инвестирования в отрасль;
• развитие инфраструктуры и строительство дорог; • развитие льготного кредитования в отрасли; • совершенствование законодательства и проектной работы правительства; • поддержка малого бизнеса в отрасли; • контроль вырубок и упрощение процедуры получения разрешений. |
• переход на более экологичные технологии производства
• развитие инфраструктуры отрасли; • развитие перерабатывающих производств; • упрощение процедуры получения разрешения на вырубку |
В программе «Развитие лесного хозяйства Пермского края на 2013-2017 гг. «Леса Прикамья» три приоритетных направления: увеличение прибыли предприятий, увеличение фонда оплаты труда работников и увеличение налогов, отчисляемых в краевой бюджет (рисунок 1).
В перспективе лесопромышленная отрасль должна представлять собой комплекс взаимодействующих предприятий, для чего необходимо развивать не столько расширенное производство на предприятии, а стимулировать реализацию совместных инвестиционных проектов по освоению лесных массивов. Это позволит распределять расходы и риски крупных и малых предприятий. Для этого государству необходимо сформировать систему собственности в отношении обработки лесных массивов: четко определить права и обязанности, ввести возможность длительного пользования лесными ресурсами предприятий.
Рисунок 1. Направления повышения конкурентоспособности ЛПК региона
Данная основа позволит предприятиям с меньшими рисками вкладывать значительные финансовые ресурсы для освоения лесных массивов, привлекать заемные средства, а также частных мелких компаний к совместному производству. Необходимо инновационное развитие производства, приобретение нового оборудования. Финансирование деятельности возможно с помощью региональных программ развития отрасли, а также объединения капиталов крупных компаний и государства при создании современной инфраструктуры.
Грамотно выстроенная система государственно-частного партнерства в области лесных отношений – инструмент стимулирования создания точек роста в лесном хозяйстве и лесопромышленном комплексе, способный разрешить спор между бизнесом и государством в сфере лесных отношений.
По мнению аналитиков, лесное хозяйство, будучи в целом инертным в последние годы, не учитывает изменения, которые формируют новые внутренние и внешние экономические условия. Государственно-частное партнерство способно обеспечить привлечение дополнительных финансовых средств и других ресурсов, сделать систему управления и принятия бизнес-решений более гибкой и эффективной, а также уменьшить суммарные риски за счет обеспечения дополнительных гарантий со стороны государства.
В лесной отрасли в настоящее время представлены две формы государственного частного партнерства – институт арендных отношений и государственные контракты на выполнение комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов, реализуемых в рамках статьи 19 Лесного кодекса и федерального законодательства о размещении заказов. Однако они несовершенны и требуют серьезной модернизации. Об этом свидетельствуют такие факты, как отсутствие здоровой конкуренции и хорошо продуманной гибкой системы ценообразования и распределения платежей от использования лесов, наличие многочисленных административных барьеров, высокий уровень коррупции, излишние, в особенности финансовые, обременения арендаторов лесных участков и т.п.
Вместе с тем, в области совершенствования системы государственного управления лесами существует ряд форм, которые развили бы систему арендных отношений в более качественном направлении. Одной из таких форм в рамках частного государственного партнерства может быть заключение соглашения между арендатором лесного участка и уполномоченным государственным органом на компенсацию затрат по лесовосстановлению. Решением проблемы также может стать развитие политики, направленной на аукционы-покупки лесных участков преимущественно с перестойными лесами.
Безусловно, интересы сторон должны быть защищены: у арендатора лесных участков должно быть достаточное финансового обеспечение, у государства – качество выполнения работ. Решить данные проблемы можно путем внедрения стандартизации выполнения работ и нормирования расходов на их выполнение. Нужно отметить, что разработанные направления поддержки лесопромышленного комплекса могут позволить в ближайшей перспективе не только увеличить объем налоговых отчислений в бюджет края, но и вывести на новый уровень «пул» эффективных предприятий малого и среднего бизнеса лесопромышленного комплекса края и создать конкурентный рынок в отрасли.
Богатая ресурсная база Пермского края является основой для развития ЛПК, а реализация комплекса программных мероприятий по поддержке отрасли станет дополнительным стимулом для ее дальнейшего развития. В результате проведения модернизации производства, увеличения глубины и комплексности переработки древесины, развития инфраструктуры и кадрового потенциала будут созданы новые рабочие места, привлечены дополнительные инвестиции и увеличатся налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
Таким образом, на основе проведенного анализа и выявленных проблем, предлагается разработка и реализация Государственной программы «Развитие лесопромышленного комплекса Пермского края на 2015-2017 годы». В рамках данной программы предполагается:
- Эффективное использование лесосырьевого потенциала Пермского края, увеличение добавленной стоимости товарной продукции с одного кубометра заготовленной древесины;
- Развитие частно-государственного партнерства в отрасли;
- Приоритет мероприятий, стимулирующих комплексную модернизацию действующих организаций ЛПК, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, рост производительности труда работников;
- Сокращение объемов экспорта круглого леса, увеличение объемов глубокой переработки лесного ресурса;
- Создание условий для привлечения специалистов в ЛПК и повышения качества их профессиональной подготовки;
- Повышение уровня жизни работников, занятых в организациях отрасли, сохранение и модернизация существующих и создание новых рабочих мест;
- Стимулирование организаций ЛПК на проведение сертификации.
Основной целью государственной программы развития лесопромышленного комплекса Пермского края является создание условий для увеличения прибыли организаций лесопромышленного комплекса и повышения доходов работников, занятых в нем, на основе эффективного использования лесного ресурса. Реализация поставленной цели и задач предполагает разработку системы программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- Стимулирование инвестиционной активности бизнеса в лесопромышленном комплексе;
- Развитие инфраструктуры в северных лесных районах Пермского края;
- Формирование благоприятных финансовых условий функционирования лесопромышленного комплекса;
- Развитие лесного хозяйства;
- Обеспечение приоритетного доступа организаций лесопромышленного комплекса на отраслевой рынок и поддержка кадрового потенциала отрасли.
В рамках первого направления по стимулированию инвестиционной активности бизнеса в лесопромышленном комплексе предполагается реализация следующей цели: повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса и увеличение глубины и комплексности переработки лесного ресурса.
Предоставление субсидий из краевого бюджета осуществляется путем конкурсного отбора проектов и на основании решения комиссии, состав которой утверждается правовым актом Правительства Пермского края. Основными критериями оценки комплексных инвестиционных проектов являются: комплексность и глубина переработки лесного ресурса; объем инвестиций в основной капитал; размер налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Дополнительные критерии оценки проектов устанавливаются решением конкурсной комиссии. Обязательным условием получения субсидий из краевого бюджета при реализации комплексного инвестиционного проекта является проведение организациями лесопромышленного комплекса лесной сертификации в соответствии с требованиями международных стандартов.
Направление по развитию инфраструктуры в северных лесных районах Пермского края предлагается реализовывать путем реконструкции, капитального и текущего ремонтов автомобильных дорог общего пользования в муниципальных районах, обеспечивающих проезд к территориям, на которых сосредоточен необходимый (достаточный) объем лесного ресурса, на принципах государственно-частного партнерства и (или) за счет средств краевого / местного бюджета. Развитие транспортной инфраструктуры в северных лесных районах Пермского края, помимо увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона, будет способствовать решению социальных проблем населения, развитию туризма в удаленных от краевого центра территориях, а также обеспечению доступа к месторождениям полезных ископаемых.
Формирование благоприятных финансовых условий функционирования лесопромышленного комплекса предполагается через:
а) субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой: – первого взноса при заключении договора лизинга и уплатой лизинговых платежей; – процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
б) предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат организациям лесопромышленного комплекса на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011-2014 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.
Развитие лесного хозяйства реализуется с целью сохранения лесов, повышение их ресурсо-экологического потенциала, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесных ресурсах и услугах леса. В задачи направления входят: повышение продуктивности и качества лесов; улучшение экологического состояния, биологического разнообразия лесов; повышение эффективности защиты лесов от болезней и неблагоприятных факторов; повышение эффективности охраны лесов от пожаров, государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах; лесоустройство лесничеств края.
Таким образом, лесопромышленный комплекс Пермского края обладает существенным потенциалом для увеличения своего вклада в обеспечение роста экономики региона, поскольку его сырьевая база в значительной степени недоиспользуется. Однако для обеспечения доступности этих ресурсов требуются кардинальные меры, прежде всего повышение эффективности государственного регулирования и поддержки отрасли, повышение роли государства в становлении и развитии высокодоходных предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке. В связи с этим предлагается реализация на территории Пермского края государственной программы «Развитие лесопромышленного комплекса Пермского края на 2015–2017 годы». Основными направлениями данной поддержки станут стимулирование инвестиционной активности бизнеса в лесопромышленном комплексе; развитие инфраструктуры в северных лесных районах Пермского края; формирование благоприятных финансовых условий функционирования лесопромышленного комплекса; развитие лесного хозяйства; обеспечения приоритетного доступа организаций лесопромышленного комплекса на отраслевой рынок и поддержка кадрового потенциала отрасли.
Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00085
Список литературы:
- Василькова Т.Н.Некоторые вопросы оценки эффективности интеграционных процессов в лесопромышленном комплексе // Российское предпринимательство. — 2011. — № 3 Вып. 2 (180). — c. 175-179
- Воскобойников И.В. Инновационная политика в лесопромышленном комплексе // Альманах «Деловая слава России». – 2011. – №12. – С. 24 – 29
- Гладких Я.Н. Развитие аутсорсинга в лесопромышленном комплексе Пермского края // Экономика и менеджмент систем управления. – 2012. – № 4.3 (6). – С. 355 – 360
- Дворянских А.Б.Концептуальные аспекты совершенствования управления конкурентоспособностью лесопромышленного комплекса региона // Российское предпринимательство. — 2010. — № 11 Вып. 1 (170). — c. 138-143
- Каменев Я.А.Концептуальные аспекты совершенствования территориального планирования лесопромышленного комплекса региона // Российское предпринимательство. — 2011. — № 8 Вып. 2 (190). — c. 75-79
- Киселева А. А. Создание регионального лесопромышленного кластера как основа повышения конкурентоспособности отрасли / А. А. Киселева // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. –2014. – № 3. – С. 52-57.
- Новикова К. В. Современные тенденции и особенности государственного регулирования лесопромышленного комплекса / К. В. Новикова, А. А. Киселева // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. – 2014. – № 11. – С. 66-70.
- Серебряков Н.В.,Горбов Н.М. Инновационное управление развитием малых предприятий лесопромышленного комплекса // Креативная экономика. — 2010. — № 4 (40). — c. 34-40
- Сорокин М.А. Таможенное регулирование в системе государственного обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур лесопромышленного комплекса // Управление экономическими системами. – 2011. – №5. – с. 57 -60[schema type=»book» name=»РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ» description=»В статье рассмотрены направления повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса региона. Проведен анализ инвестиционной привлекательности отрасти, и определены ключевые стратегии ее развития. Предложены направления развития лесопромышленного комплекса региона, на примере Пермского края. Определены пути повышения эффективности государственного регулирования и поддержки отрасли, развития высокодоходных предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.» author=»Новикова Ксения Владимировна, Кислелва Анна Александровна, Антинескул Екатерина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]