Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОПЛЕКСА

Механизм управления экономкой страны, ее отдельными субъектами (территориями и отраслями) и отдельными организациями постоянно находится в движении, преобразуется, изменяется и совершенствуется с учетом изменяющихся условий. Структура управления каждой организации должна всегда отражать цели и задачи организации и меняться вместе с преобразованием организационных форм. При прохождении разных  стадий жизненного цикла организации (становления, роста, зрелости и завершения деятельности) в структуре управления организацией необходимо проводить изменения. (5, с. 215). Важным принципом построения структуры управления является учет масштаба управляемости, то есть числа подчиненных руководителю звеньев, информационную обеспеченность, профессиональную подготовленность работников управления, что приводит к снижению уровней иерархии управления и численности аппарата управления.

Одной из крупнейших отраслей экономики России, от которой зависит развитие всей экономики государства, является строительство. С переходом на новые экономические отношения строительный комплекс претерпел значительные организационно-экономические изменения в виду замены централизованного управления на организационно несвязанные предприятия строительной отрасли, чаще всего и образующие региональный строительный комплекс. Развитие строительного комплекса должно быть основано на научно-техническом прогрессе и инновационной деятельности, направленных на рост качества строительной продукции, обеспечение высоких потребительских характеристик зданий и сооружений, их конструктивной надежности, архитектурного облика, комфортности и эксплуатационной экономичности. Решение поставленных задач возможно на основе изменения структуры управления за счет создания условий для специализации и концентрации строительного производства. Крупные специализированные организации могут создавать объекты различного функционального назначения (жилищного, производственного, энергетического, сельскохозяйственного и др.). Возможно, в организации включать предприятия соответствующей стройиндустрии, а также проектные подразделения и различные диверсификационные подразделения. Совершенствование управления строительными организациями —  одно из важнейших направлений повышения эффективности строительства в рыночных условиях.

Региональный строительный комплекс Краснодарского края состоит из строительных организаций различной производственной мощности, формы собственности и численности работников. Из общего числа действующих строительных организаций на 01.01.2011 г. малые организации с численностью работников до 100 человек  превышают 90 %. Оставшиеся организации представлены в виде двух групп: с численностью работников от 100 до 250 человек и более 250 человек [6]. Законом Краснодарского края от 09.07.2013 года «О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы», являющейся среднесрочной программой развития, предусматриваются основные направления развития строительного комплекса [3]. Около восьми тысяч предпринимательских структур, функционирующих на строительном рынке, включают только свыше 200 крупных и средних организаций и 50 предприятий промышленности строительных материалов. Прогнозируется, что в 2017 году объем строительно-монтажных работ в крае возрастет на 10 процентов к 2013 году, а объем ввода жилья составит в 1,2 раза больше. Деятельность такого комплекса в экономически эффективном направлении возможна на основе современных методов и средств управления, включая такие как предлагаемые в исследовании управление проектами и диверсификацию строительного производства [1]. Эффективное использование существующих производственных мощностей строительных организаций, его производственной и ресурсной базы, позволит повысить не только конкурентоспособность строительных организаций и строительного комплекса в целом, но и увеличить выпуск строительной продукции, а также улучшить качество возводимых объектов.

Являясь в настоящее время эффективной инновацией при реализации инвестиционных решений, технология управления проектами (Project Management) считает, что объектом управления является проект, понятие которого трактуется по-разному. Предлагаем рассмотреть из ряда различных формулировок «проекта» следующую формулировку: DIN 69901, Германия: “Проект – это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: задание; цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация по его осуществлению» [2]. Отличие проекта от производственной деятельности заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Однако в последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам, ориентированным на непрерывное производство.  В этом случае признается, что проект – целенаправленное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [4].

Такой подход к проектному управлению может быть использован при формировании  структур управления в строительных организациях для ряда направлений строительной деятельности. Вместе с тем теория и методология Project Management, разработанная зарубежными компаниями, требует существенной доработки и адаптации к конкретным условиям, к состоянию и тенденциям развития инвестиционно-строительной деятельности в РФ и ее регионах. Большинство зарубежных технологий не охватывает в комплексе  весь жизненный цикл проекта от предпроектных разработок до его завершения, а также условия интеграции с участниками, реализующими общую программу или связанных общей целью функционирования [1]. Необходимые направления деятельности его участников, в частности, по подготовке инвестирования и строительства объектов, организации и проведению конкурсов-торгов, проектированию и строительству объектов, планированию работ и ресурсов, взаиморасчетам за выполненные работы, экономическому и финансовому анализу реализации инвестиционного проекта, расчету потребности и обеспечению ресурсами увязываются не в полной мере.

По результатам исследований одной из наименее изученных областей является влияния организационных изменений на функционирование фирмы [7]. В организации могут внедряться разные типы организационных изменений на разных уровнях управления. Эти изменения будут по-разному влиять на результаты деятельности организации, в частности на рост организации. В то же время такое влияние может носить краткосрочный или долгосрочный характер воздействия. Если построить организационную структуру управления, выделив каждое техническое направление в отдельный проект, дополнить структуру организации отдельными самостоятельными проектами, такими как проектирование объектов строительства, обеспечение всеми видами ресурсов, диверсификационные производства, то образуется структура самостоятельных организационных подразделений, которая открыта к включению внешних организаций на экономически выгодных условиях. Такой путь поможет привлечь малые организации в организации экономически эффективные и организационно структурированные. Распределение функций управления в такой организации становиться важным вопросом как для организации в целом, так и каждого подразделения, признаваемого самостоятельным проектом.

Прежде всего, целесообразно установить численный и профессиональный состав аппарата управления, исходя из существующей производственной мощности организации, и поставить задачу по оптимизации управленческого персонала на перспективный период с учетом роста производственной мощности и возможного изменения специализации организации. Для этих целей используются справочные данные, опыт функционирования структуры управления экономически эффективных организаций, имеющих близкую  производственную мощность  и специализацию, метод экспертных оценок и др. Следующим этапом такой аппарат управления должен быть представлен в виде структур управления всей строительной организации и каждым проектом. На этом этапе уже необходимо провести разграничение общих и частных функций, часть которых делегируется аппарату управления организации в целом, а часть закрепляются за отдельным проектом. Суммарный объем каждой функции послужит информацией для формирования кадрового потенциала персонала такого подразделения. Распределение функций можно учитывать и при формировании должностных инструкций персонала управления.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать выводы. Предлагаемая структура управления организацией может быть названа проектной по признаку управления частью организации, самостоятельно вносящей вклад в результаты деятельности всей организации и имеющей собственную специализацию. Такая структура открыта к сотрудничеству с любыми организациями на взаимно экономически выгодных условиях. При построении рассмотренной структуры управления существенным отличием от функциональной и других структур управления становится распределение каждой функции управления между аппаратом управления и проектами. Аппарат управления оставляет за собой функции участия в управлении организации, стратегическом и среднесрочном планировании развития, инниционирования инновационных процессов, организацию выполнения соответствующих функций в подразделениях, полагаясь, что качественное исполнение функции в целом возрастет за счет специальных знаний этого направления аппаратом управления в каждом подразделении (проекте).

     Список литературы:

  1. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М: ДМК Пресс, 2002. – 464 с.
  2. Ивасенко А.Г. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 330 с.
  3. Закон Краснодарского края от 09 июля 2013 года N 2767-кз «О Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы».
  4. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.
  1. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304 с.
  2. Строительство и инвестиции в Краснодарском крае 2007-2011 гг.: Стат. сборник. URL: http:/www/kubankraistat.ru.
  3. Управление инновационными проектами. УМК / Под ред. Теккеля И.Л. –
  4. – Режим доступа: http: // www.ii.spb.ru.[schema type=»book» name=»РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОПЛЕКСА » author=»Король Светлана Павловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found