Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Современный период экономического развития отличается преобладанием в мире негативных тенденций вследствие влияния многих факторов дестабилизирующего характера. Темпы экономического роста замедлились, усилилась налоговая нагрузка на бизнес, доходы большей части населения сократились. Особенно это заметно в странах Восточной Европы и бывшего Союза. Впрочем, развитые страны мира, включая континентальную Европу, пережив последствия финансового кризиса, также не вышли на «орбиту» подъема.

Негативные последствия глобальной экономики, монополизация международных рынков ТНК обрекают неокрепшие экономики России, Украины и других стран на дальнейшее падение. Для того чтобы обеспечить устойчивое развитие экономических систем необходимо усиление процессов интеграции и взаимодействия на уровне региональных экономических союзов. В этом случае появляется возможность совместными усилиями выйти из траектории падения, улучшить макроэкономические показатели и экономическую ситуацию в целом.

Как известно, существует ряд причин субъективного и объективного характера, препятствующих усилению объединительных тенденций.

Преодоление этой ситуации возможно за счет использования таких организационных форм сотрудничества, как модели инновационного развития, кластеры, технопарки и технополисы, свободные экономические зоны, евро регионы, зоны свободной торговли, трансграничное сотрудничество и др. Эти подходы уже апробированы в экономической практике зарубежных стран, но не нашли эффективного применения в экономиках республик бывшего Союза.

В частности, в Украине преобладают евро интеграционные устремления, а вектор сближения с Россией отрицается. Однако по своему потенциалу и другим характеристикам экономика Украины тяготеет скорее к  России, нежели к Европе, которая видит в ней не столько партнера, сколько конкурента. Не последнюю роль в этом вопросе играет геополитический  фактор.

В результате экономика Украины критично отстает от других стран мира по уровню освоения инновационной продукции и конкурентоспособности в целом. Ее структура имеет явно выраженный сырьевой характер, несбалансированную структуру в региональном разрезе. Нет реальных предпосылок для роста объемов промышленной продукции, в том числе новой, возрастает износ основных фондов, отмечается сокращение трудового потенциала и увеличение миграции трудовых ресурсов. В структуре украинского экспорта основная доля принадлежит продукции металлургии, спрос на которую в последнее время резко сократился. Общеэкономическая ситуация в стране ухудшается за счет  резкого оттока капиталов за границу, снижения объемов экспортной выручки, девальвации национальной валюты (гривны), сокращения золотовалютных резервов страны.

Отсутствие в Украине четкой программы государственной поддержки и финансирования сферы новых разработок негативно отражается на уровне конкурентоспособности страны. По удельному весу продукции высоких технологических переделов украинская промышленность занимает нижние позиции в рейтинге. В результате при наличии определенной научно-технической базы наблюдается парадоксальная ситуация: дорогостоящие технологии и новая продукция закупаются за рубежом, отечественный рынок инновационной продукции находится в упадке, не решается проблема разработки, освоения и коммерциализации новых разработок. Кроме того, в неудовлетворительном состоянии находится инновационная инфраструктура на региональном уровне, в частности, создание малых инновационных предприятий.

Появление малых инновационных предприятий (МИП) в Украине началось в 1987 году, их рост продолжался до 1992 года. Начиная с 1993 года, отмечается сокращение количества МИП. В настоящее время не более 3% таких предприятий занимаются выпуском научно — технической продукции.

В развитых странах мира, например, Китае в последние годы широкое развитие получили технологически ориентированные предприятия (ТОП). Важная роль в этом процессе отводится государственной поддержке. Для Украины актуальной является задача создания организационных структур с правами центральных органов исполнительной власти.

Отрицательно влияют на формирование  инновационной системы в Украине следующие факторы: активное вторжение иностранных технологий, несовершенная конкуренция, сохранение некоторых элементов старой модели управления экономикой. Также нет эффективной координации и взаимодействия субъектов инновационной деятельности на разных уровнях.

В развитых странах  мира реализация инновационной стратегии позволяет им занимать лидирующие позиции на рынке современных технологий. Такие страны, как США, Германия, Япония, Великобритания, Финляндия, Южная Корея, Китай демонстрируют высокие показатели выпуска конкурентоспособной продукции. Например, доля поступлений в США от продажи патентов и лицензий составляет более 50% общемирового объема.

Сейчас в мире усиливаются тенденции техно глобализма, то есть интернационализации процесса создания, освоения, производства и коммерческого использования, трансфера и диффузии новых технологий и разработок. Растет разрыв между странами – лидерами и «периферийными» странами, которые достигают точки «невозврата».  На «периферийные» страны приходится только 4% мировых затрат  на НИОКР и 10% инженерно — технических кадров; потому они выступают в роли «реципиентов» международной технологической помощи.

Отметим, что деятельность субъектов рынка технологий в мире оценивается по таким критериям, как:

Для Украины, учитывая сложившуюся ситуацию, представляется целесообразным развитие сотрудничества с зарубежными партнерами в научно — технологической сфере для привлечения инвестиций и совместной работы по реализации проектов.

Поэтому следует правильно оценить приоритеты и вектор экономического и технологического развития Украины на перспективу. Как показывают расчеты специалистов, вхождение Украины в Таможенный Союз с Россией, Белоруссией, Казахстаном, повлечет за собой определенные выгоды: увеличение экспортного потенциала, снижение цены на энергоносители, сокращение таможенных пошлин на товары и др. Последствия евро интеграции Украины оцениваются скорее как потери для экономики страны, а оценки позитивного характера представляются недостаточно обоснованными.

Актуальным вопросом развития регионов Украины, как показали события последнего времени, является децентрализация власти и усиление властных полномочий местных органов самоуправления. Особенно это касается политики формирования местных бюджетов в части финансирования нужд регионов. Излишняя централизация власти и возникающая при этом проблема отсутствия финансовых ресурсов на местах для решения неотложных проблем социального и экономического характера отрицательно влияют на состояние экономики страны, уровень жизни населения, усиливают недовольство властью, социальные протестные настроения в регионах.

В настоящее время местные налоги и сборы едва ли покрывают 3% общей суммы расходов, финансируемых из средств местных бюджетов. Подавляющая часть собираемых налогов, особенно в промышленных регионах страны, перечисляется в государственный бюджет, а затем в небольших объемах возвращается на местный уровень. Отсюда проистекают проблемы хронического недофинансирования социальной сферы, развития региональной инфраструктуры, невыполнения обязательств государства в части трансфертных выплат и др. Для сравнения: доля местных налогов в европейских странах, например, в Испании превышает 30%, в Швеции – 60% [1]. Этим объясняется,  в частности, высокий уровень жизни населения в европейских странах, а также перенос акцента финансирования с центрального на местный уровень.

Преодоление региональной диспропорциональности предусматривает меры по обеспечению оптимального сочетания экономических, социальных, политических и иных факторов развития. Для этого нужны инвестиционные ресурсы, современные технологии, квалифицированная рабочая сила, система мотивации, освоенные рынки сбыта [2].

Региональная модернизация вместе с конкуренцией не исключает, а, напротив, усиливает фактор эффективной и взаимовыгодной кооперации регионов, которая должна быть  направлена на усиление взаимодействия производителей для решения вопросов обновления материально — технической базы и выпуска конкурентоспособной продукции, в которой ощущается потребность в регионах. По мнению российских ученых, в настоящее время изменяются критерии эффективного функционирования регионального производства. Если раньше преобладали народнохозяйственные критерии, то при развитом рынке должны преобладать социальные и экологические ориентиры [3].

Для улучшения ситуации в Украине среди задач, требующих неотложного решения на уровне регионов, выделим следующие:

— развитие бизнеса на территории региональных образований;

— расширение притока инвестиционных ресурсов;

— улучшение правового и хозяйственного климата на местах;

— поддержка высокотехнологичных производств;

— решение наиболее острых проблем депрессивных регионов;

— стимулирование мер по созданию новых рабочих мест;

— переход к модели секторального развития экономики.

Повышение конкурентоспособности экономики Украины на основе инновационных факторов требует своевременного улучшения общего состояния инфраструктуры. Это касается дорог и коммуникаций, транспорта и связи, инфраструктуры науки и образования, а также повышения квалификации менеджеров среднего и высшего звена, работающих  в структуре госаппарата. В этом случае будут заложены основы для  проведения структурных реформ в экономике.

Решение указанных задач требует как минимум политической и экономической стабильности в стране, улучшения репутационного имиджа Украины, расширения полномочий региональных органов власти, формирования предпосылок для устойчивого развития экономики страны.

Литература

  1. Матросова Л.Н. Актуальные проблемы современной экономики Украины: монография / Матросова Л.Н. – Луганск: « Копицентр», 2009. – 192 с.
  2. Благодарный А.И. Аналитическая оценка межрегиональных различий в экономическом развитии / А.И. Благодарный, И.А. Коршикова,  Е.А. Плужникова  // Вісник економічной науки України. – 2013. — №1. – С. 19 – 25.
  3. Павлов К.В. Межрегиональная экономика как перспективное направление научных исследований / К.В.Павлов // Економічний вісник Донбасу. – 2013. — № 3. – С. 68 – 83.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД» author=»Матросова Л.Н.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found