Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

Современные условия функционирования мировой экономики стимулируют государства к поиску мер, которые могли бы остановить замедление темпов роста национальных экономик и создать импульс, обеспечивающий их развитие. Одна из тенденций – региональная экономическая интеграция,  зарекомендовавшая себя в мировой практике как эффективная модель стратегического развития.

29 мая 2014 года между Казахстаном, Российской Федерацией и Республикой Беларусь был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время в состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.

Одним из важнейших условий развития интеграционных процессов ЕАЭС является проведение согласованной налоговой политики стран-участниц, предполагающее создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Поскольку в основе налоговой политики ЕАЭС лежит образование единого налогового пространства, приоритетными задачами становятся сближение норм налогового администрирования и организации информационного обмена между налоговыми органами стран-участниц экономического союза. Научный подход к решению указанных задач предполагает совершенствование существующих и разработку новых механизмов взаимодействия налоговых служб по вопросам корректировки и упорядочения нормативно-правовых актов в области налогового законодательства, унификации методов и форм налогового контроля, интеграции информационных баз данных.

Одним из приоритетных стратегических направлений налоговой политики интеграционного экономического объединения является совершенствование налогового администрирования и усиление контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов его участников. В данном аспекте основными целями согласованной налоговой политики становятся:

В этой связи оказывается необходимым решение целого комплекса задач, в том числе:

Создание нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – требует решения указанных задач как с учетом уже накопленного опыта (в рамках ЕврАзЭС), так и на основе разработки принципиально новых механизмов и инструментов. В этой связи необходим критический анализ существующих подходов к порядку взаимодействия налоговых служб стран-участниц ЕАЭС и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

Наиболее актуальными направлениями налоговой гармонизации стран-участниц ЕАЭС являются:

В целях устранения эффекта дискриминации в отношении налогообложения операций, осуществляемых хозяйствующими субъектами в рамках территории Евразийского экономического сообщества, необходимо провести унификацию порядка исчисления и взимания НДС, а именно:

В целях эффективного функционирования единой системы акцизного налогообложения стран-участниц ЕАЭС необходимо:

В целях совершенствования налогообложения прибыли организаций в рамках территории Евразийского экономического сообщества предлагается осуществить следующие мероприятия:

В рамках совершенствования системы подоходного налогообложения физических лиц в Евразийском экономическом сообществе предлагается внесение следующих значимых изменений в налоговые законодательства рассматриваемых государств:

Укрепление информационного обмена между налоговыми службами стран-участниц ЕАЭС является на современном этапе развития межгосударственной интеграции актуальной задачей, поскольку все чаще причинами снижения налоговых поступлений является неприемлемая минимизация налогов, что означает использование налогоплательщиками пробелов в законодательстве в целях применения многоступенчатых схем на территории нескольких государств и, соответственно, снижения налоговых платежей. В этих условиях результативность работы во многом зависит от полноты и оперативности получения сведений из налоговых служб зарубежных государств. Поэтому с целью расширения обмена информацией между налоговыми службами стран-участниц ЕАЭС необходимо обеспечить возможность налаживания обмена информацией в автоматическом режиме, а не на основании запросов налоговых служб. При этом основными составляющими правового обеспечения информационного обмена в рамках ЕАЭС должны стать:

Таким образом, в настоящее время происходит качественное изменение роли налогообложения в развитии межгосударственных экономических отношений.  Углубление межгосударственной экономической интеграции в рамках ЕАЭС требует унификации и сближения структур и принципов налогообложения, согласования налоговой политики и национального налогового права, укрепления информационного обмена между налоговыми службами государств-членов данного интеграционного образования.

 

Список литературы

1. О Рекомендациях по унификации и гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере налогообложения (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств): Постановление Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 17 ноября 2005 г. №12  // СПС Консультант-Плюс. URL: (Дата обращения 10.12.2014).[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ» author=»Э.Р. Каримова, М.С. Жверанцева» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found