Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Российская экономика, в настоящее время, находится в условиях экономических санкций со стороны  ряда Европейских государств. Этот факт обуславливает необходимость грамотного инвестирования денежных средств России на территории своего государства в хозяйствующие субъекты, а также поддержание институциональных преобразований в инфраструктуре инвестиционного процесса, как целенаправленного противодействия назревающему дисбалансу в экономики страны.

В экономическом анализе термин инфраструктура впервые был использован в начале XX века. Термин произошел от лат. «Infra» — ниже, под; «struktura»- строение, расположение. Впервые  на «рыночную инфраструктуру» обратили внимание американские экономисты А. Шоу, Д.Уэлд, П. Чернингтон. Дальнейшее развитие термин получил в трудах О. Уильямсона, Д.Ревзана, Е.Дудди, Г.Домингеза и др.

Институциональная инфраструктура представляет собой комплекс отраслей и сфер деятельности, которые осуществляют макроэкономическое регулирование экономики и поддерживают близкие к оптимальным макроэкономические пропорции развития национального хозяйства.  Под термином «институциональная инфраструктура» мы будем понимать совокупность институтов, обеспечивающих перелив финансовых ресурсов и движение товаров и услуг. В институциональную инфраструктуру включаются государственный аппарат экономического регулирования и кредитно-финансовая сфера: учреждения, которые обеспечивают управление народным хозяйством региона или страны [1, с.188].

Отличительной особенностью институциональной инфраструктуры является то, что она не выступает в качестве самостоятельной отрасли или подотрасли. Она только обслуживает другие отрасли в качестве управляющей подсистемы. В зависимости от уровня выполняемых в системе общественного воспроизводства управленческих функций она подразделяется на институциональные инфраструктуры различных уровней: общества в целом, региона, отрасли, производства и т.д. При анализе институциональная инфраструктура предстает в виде сложной системы разнородных, но тесно связанных между собой элементов [2, с.144].

Функционирование институциональной инфраструктуры происходит на разных уровнях хозяйственной деятельности в границах хозяйствующего субъекта (региона, сектора, предприятия), где различные хозяйственные планы составляются и выполняются.

Следует отметить, что в современном развитии инвестиционного процесса выделились новые тенденции, оказывающие существенное влияние на формирование внешней среды по отношению к национальным экономическим пространствам. Данные тенденции стали оказывать воздействие на вектора развития национальных инвестиционных процессов.

К наиболее значимым тенденциям относятся следующие: концентрация инвестиционных потоков на базовых направлениях мирового технологического прогресса; рост инновационного характера капитала, который обусловливает структуру инвестиционного потребления. При этом инвестиционный процесс подвергается изменениям, как в организации, так и в структуре инвестиционных вложений. Постепенно происходит изменение типа воспроизводства форм накопления и взглядов на критерии эффективности экономического развития. Реальное накопление происходит за счет увеличения в структуре общественного богатства удельного веса человеческого капитала. Инвестиционный процесс предстает в виде последовательности этапов, действий и операций осуществления инвестиционной деятельности. Параметры инвестиционного процесса обуславливаются различными факторами в том числе и объектом инвестирования [3, с.143].

Потребность российской экономики в инвестициях велика. Кроме обновления производства и создания сектора высоких технологий, инвестиционные ресурсы требуются для преодоления воспроизводственных и структурных диспропорций, которые существуют в экономике России. Основным источником инвестиций являются валовые сбережения. Валовые или национальные сбережения  являются составной частью располагаемого дохода. Эта часть не была израсходована на конечное потребление товаров и услуг. Отношение валового накопления основного капитала к валовым сбережениям показывает, какая часть сберегаемых в национальной экономике ресурсов используется в целях накопления и воспроизводства основного капитала в производстве.

Стабильность финансово-инвестиционного механизма, который действует в экономической системе, обеспечивается с помощью эффективной деятельности предпринимателей и хозяйствующих инвесторов, поддерживающих устойчивые хозяйственные связи и применяющих достаточно гибкую политику развития собственной деятельности, учитывая при этом интересы партнеров в расчете на получение стабильной прибыли в будущем [4, с.71].

Эффективность финансово-инвестиционных проектов оценивается на основе анализа бюджетной, коммерческой и общественной эффективности. Коммерческая и бюджетная эффективности взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом всецело оценить финансово-инвестиционного проект основываясь только на указанных выше критериях невозможно. Для адекватной оценки необходимо дополнить их соотношением с общественной эффективностью. Результативность финансово-инвестиционного проекта напрямую зависит от эффективности функционирования системы управления организацией, регулированием и формированием финансово-инвестиционного процесса в целом, которая представляет собой инвестиционный механизм.

Проблемная экономическая ситуация нуждается в совместных усилиях всех участников конкретного процесса по нахождению путей выхода из текущей ситуации, к ослаблению прогнозируемых негативных последствий, и ее преодолению. Мировой опыт свидетельствует, что преодоление проблемных ситуаций в рыночной экономике – это вполне управляемый процесс. Формирование устойчивой системы институтов предполагает как процессуальные аспекты претворяемых действий по стабилизации, так и их обеспечение ресурсами и профессиональной организацией.

Важнейшая специфика функционирования региональной экономики заключается в том, что в отличие  от микроуровня – регионально-отраслевая система как и значительные ее сферы могут быть подвергнуты банкротству только при наличии серьезного экономического кризиса, т.к. нацелены на внутреннего потребителя. Поэтому внешнеэкономические санкции затронут хозяйствующие субъекты России в меньшей степени, что в свою очередь даст толчок к ускоренному саморазвитию регионов.

Для преодоления негативных процессов и формирования системы стабильного экономического роста необходимо разработать современные методы системного согласования деятельности управляющих органов. Это позволит  проводить концентрацию ресурсов и резервов участников экономической деятельности для решения ключевых проблем экономической системы с помощью выявления признаков эскалации проблемных ситуаций и своевременного реагирования на них путем модификации порядка и условий проведения обязательных финансовых и правовых операций [5,с.79].

Особо пристальное внимание стоит сосредоточить на депрессивных регионах и монофункциональных городах, специализирующихся на производстве монопродуктов, включая производство продукции оборонного значения. Данные регионы, которые обладают высоким интеллектуальным и производственным потенциалом, нуждаются в государственной поддержке.

Для поддержки развития современных рыночных отношений в инвестиционной сфере регионов необходимо проводить повсеместное распространение лизинговых сделок в отношении дорогостоящих видов техники. Это позволит снизить бремя инвестиционных расходов для заказчиков, простимулировать инвестиционный спрос на дорогостоящую продукцию отечественных и зарубежных производителей.

Действенным методом финансово-инвестиционной поддержки развития малого бизнеса на региональном уровне могут стать более широкие возможности по использованию ускоренного амортизационного списания основного капитала. Данная мера будет способствовать более быстрому возврату инвестированного капитала и высвобождению дополнительных источников последующих инвестиций. Претворение в жизнь новой амортизационной политики формирует реальные предпосылки для заметного повышения объемов накоплений в экономике в краткосрочной перспективе, и будет подстегивать развитие высокоэффективных видов деятельности и вытеснение предприятий, которые выпускают продукцию, не пользующуюся спросом на рынке.

Необходимость переориентации на интересы вызвана особенностями курса Правительства РФ на модернизацию экономики с помощью концентрации ресурсов в государственных и подконтрольных государству корпорациях. Главной отраслью и движущей силой экономического роста России стала нефтегазовая промышленность. В структуре экспорта продукция данной отрасли варьируется от 50% до 80%. Основным рынком сбыта российских экспортных товаров является Европейский Союз. Около 50% всего товарооборота приходится на долю Европейского Союза. Повышение спроса и цены на нефть и газ на мировом рынке обеспечил экономике РФ ликвидность и стимулировал приток иностранной валюты.

Проведя анализ отраслевой структуры санкций против России, становится очевидным тот факт, что санкции обращены на ключевые (т. е. конкурентоспособные) отрасли экономики РФ: атомной, военной, газовой и нефтяной промышленности РФ. Также целью санкций стал российский банковский капитал. Исходя из того что львиная доля экспорта России поставляется на европейский рынок, то целью санкций направленных против РФ является вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Повышение валютных резервов и уровня капитализации российских банков, а также финансовые затруднения ведущих мировых банковских институтов, дал возможность России осуществить экспансию на внешних финансовых рынках и закрепить свои позиции на них с целью поддержания за рубежом российских компаний. Ведущие банки России поддерживают операционно и финансово деятельность атомных, авиационных, нефтегазовых, оборонных, информационных и других компаний России на мировых рынках. Введение санкций в отношении российских банков расширяет инструментарий для вытеснения отечественных компаний с внешних рынков, и прежде всего – европейского. В связи с этим, возникает вопрос о сохранении экономической безопасности страны. Первым направлением должна стать активизация государственной роли в обеспечении инвестиционного процесса внутри страны.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Инфраструктура является одним из факторов и условием ускорения оборота капитала в базовых отраслях, в народном хозяйстве в целом и в каждом его звене. Позволяет вырабатывать внутренний порядок, действующий в рамках какого-либо хозяйственного организма. Этот порядок должен обеспечить развитие хозяйственной деятельности подходящими условиями для постоянного развития.
  2. На функционирование инвестиционного рынка оказывают воздействие множество факторов. Основным из них является формирование совокупного инвестиционного спроса и инвестиционного предложения. В условиях свободной конкуренции спрос и предложение на инвестиционном рынке обладают весьма высокой степенью динамичности изменения. Инвестиционный спрос формируется под влиянием как макроэкономических, так и микроэкономических факторов.
  3. Рыночный механизм инвестирования требует наличия развитой инфраструктуры инвестиционного процесса. Она должна быть представлена институтами, которые обеспечивают аккумулирование и наиболее эффективное вложение временно свободных денежных средств.
  4. Формирование механизма расширенного воспроизводства инновационных ресурсов в России связано не с нехваткой инвестиционных ресурсов и не столько с экономической политикой, сколько со сложившейся системой экономических отношений, ее институциональным воплощением. Поэтому должны развиваться системы государственной поддержки: создание организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности, а также законодательном закреплении условий, благоприятствующих инвестициям.

 

Список литературы:

  1. Дмитрова Т.Ю. Сущность и элементы институциональной инфраструктуры регионального продовольственного рынка // Вестник ОГУ №8/ август 2006. С. 188-192.
  2. Матвеев К.Ю. Особенности инвестиционного процесса в России // Вестник Самарского государственного экономического университена.2008. №9 (47). С. 62-71.
  3. Матвеев Ю.В., Матвеев К.Ю. Инвестиционный процесс и его особенности в России // Фундаментальные исследования №8.2008. С. 143-146.
  4. Игонина Л.Л. Инвестиции. Москва: Экономистъ, 2005. — 478 с.
  5. Хакимова Л. И. Институциональное регулирование воспроизводственных процессов // Вестник Казанского ГАУ № 1 (23). 2012. С. 77-81.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА» author=»Снарская Анастасия Вадимовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found