Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТА ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА –ЮГРЫ)

На долю Ханты-Мансийского автономного округ — Югра приходится свыше 5,7% суммарного по всем субъектам Российской Федерации объема валового регионального продукта [2, с. 207-217].В структуре промышленности округа предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭКа) округ формирует 95% общего объема производства [3].

Темпы прироста добычи нефти в последние годы снижаются ввиду исчерпания возможности роста добычи на действующих месторождениях, в связи с отсутствием и ввода в разработку новых месторождений.

Потенциальные угрозы для округа определяются высокой зависимостью его экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти, от федеральной политики недропользования.

Совершенно очевидно, что для ухода от моноэкономики округа следует развивать другие направления экономики.

ХМАО-Югра  перспективендля развития туризма: разнообразен по природным условиям, может составить конкуренцию привычным для туриста южным регионам своей экзотичностью, природной красотой, новизной и нетрадиционностью.  В автономном округе существует потенциал ресурсов для занятия туризмом.Первозданная таежная природа составляет основу природно-рекреационного потенциала.

На территории округа расположены природные заповедники «Малая Сосьва», «Юганский», 11 заказников. В лесах обитают северные олени, лоси, медведи, росомахи, лисицы, пестцы, куницы, горностаи, колоноки, из птиц — гуси, казарки, глухари, тетерева, белые куропатки и т.д. В водоёмах водятся высокоценные рыбы: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, пелядь, сиг и др. Леса и болота изобилуют ягодными и грибными угодьями. Склоны Северного и Приполярного Урала предоставляют большие возможности для минералогического туризма. Развиваются горнолыжные комплексы. Устойчивый снежный покров позволяет заниматься многими зимними видами спорта[3].

В настоящее время для отечественного туризма проблема формирования  туристских кластеров с целью развития соответствующего административно-территориального образования стала наиболее актуальной. Причины этого:

— мировой экономический кризис привел к значительному снижению потоков въездного туризма практически во все страны;

— одной из основных проблем, сдерживающих развитие как въездного, так и внутреннего туризма остается слабое развитие инфраструктуры (дорожной, инженерной, гостиничной и т.д.), которая требует привлечения дополнительных, причем значительных, инвестиций;

 — в рамках кластера может быть решена проблема кадрового обеспечения, прежде всего, в отношении специально подготовленного, квалифицированного обслуживающего персонала (администраторов, горничных, официантов, водителей и т.д.).

Практически отсутствуют разработки относительно сущности, содержания, особенностей и типологии туристских кластеров, принципов их формирования, организационных моделей их выявления, создания и функционирования и т.д. По нашему мнению, это связано еще и с тем, что первоначально теория кластеров создавалась, начиная с основоположника этой теории — А. Маршалла, применительно к сфере производства.

Как показывает анализ зарубежного опыта формирования кластеров, в настоящее время кластеры созданы и функционируют лишь в сфере здравоохранения (Финляндия), и в сфере досуга и развлечений (например, на о. Хоккайдо в Японии). Что касается туристских кластеров, то здесь наиболее известными являются: кластер в Австралии на основе уникальных природных ресурсов Большого Барьерного рифа (TropicalNorthQueensland) и NapaValley, сформированный на базе винного кластера в Сан-Франциско (США). Следовательно, можно утверждать, что в отличие от промышленных, инновационных кластеров, теория туристских кластеров еще только находится в стадии становления как в нашей стране, так и за рубежом.В России кластерный подход к организации туризма только начинает развиваться. Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай).

Элементы кластерного подхода переставлены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1].

Анализ макроокружения сферы туризма округа говорит о сложной ситуации в настоящий момент.

Регулируемые факторы внешней среды для развития туризма округа (нормы права, политические, социальные, демографические, экономические) не подвергаются системному анализу какой-либо государственной или общественной структурой с целью их изменения при этом создаются программы развития, которые не выполняются.

Имеются факторы, сдерживающие развитие туризма в ХМАО – Югре, один из них — значительная удаленность округа от государств, в которых проживают потенциальные туристы округа, отсутствие развитых транспортных коммуникаций, на рисунке 1 этот фактор входит в «технико-технические» факторы.

Рисунок 1. Регулируемые и нерегулируемые факторы внешней и внутренней среды развития туризма

 

Транспортные услуги составляют высокую долю в структуре расходов местных предприятий и организаций, что связано как с большими расстояниями внутри автономного округа, так и с его удаленностью от других городов страны.Сегмент транспортных коммуникаций имеет потенциал кластеризации, который в настоящее время не реализован.

Доступность природных ресурсов определяет возможность их использования в составе турпродукта и увеличивает вероятность посещения туристами того или иного района.

По развитости наземных сетей округ резко отстает от среднероссийских показателей — на 1000 кв. км территории приходится 19,7 км автодорог с твердым покрытием (в России 41,3 км)[3].Выполненный в ходе проведенного исследования SWOT-анализ автомобильного транспорта показал его слабые стороны [4].

Таблица 1

SWOT-анализ автомобильного транспортаХанты-Мансийского автономного округа -Югры

Предприятия (объекты) Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Автомобильный транспорт

Протяженность автомобильных дорог более18 тыс.км

Перевозку пассажиров осуществляют 22 автотранспортных предприятия, которые обслуживают14 городов и 40 поселков, а также более 900 частных перевозчиков

Обеспечивает средства передвижения большему количеству лиц. Годовой объем перевозок составляет более 120 млн. пассажиров Междугородние автомагистрали недостаточнооборудованы придорожными объектами Развитие сети автотранспортных предприятий, специализирующихся на обслуживании туристов, а также предприятий по аренде автомобильного транспорта Ухудшение экологической обстановки

Важную роль для развития регионального туристского кластера играет развитие автотранспорта округа.

Доступность мест для туристов ограничена отсутствием транспорта, на рисунке 2 изображена  двухчасовая изохрома доступности на самолете. На рисунке 3 – сеть железных дорог, автодорог, речных и авиа портов ХМАО-Югра

Рисунок 2.Двух часоваяизохрома доступности территории на самолете

Рекреационное природопользование данных районов составит альтернативу их промышленному использованию (весьма опасному для северных ландшафтов), будет способствовать оживлению экономики. Поэтому рекреационное природопользование для многих регионов рассматривается как необходимое звено на пути к устойчивому развитию. Важное значение для развития туризма имеет использование каждым хозяйствующим субъектом внутреннего потенциала.

В функционально-территориальном плане регионы любых  иерархических рангов во многом подобны. Каждый район имеет центр, где концентрация социально-экономических элементов наибольшая. Центр многофункционален, поскольку тесно связан со всеми частями системы и выполняет разнообразные роли.

Рисунок3.Сеть железных дорог, автодорог, речных и авиа портов ХМАО-Югра

 

Функциональная насыщенность территории уменьшается в направлении от центра к границам, изменяется концентрически [4 с. 31].

Доступность природных ресурсов определяет возможность их   использования в составе турпродукта и увеличивает вероятность посещения туристами того или иного района.

Для туроператоров важнейшими условиями приема туристов являются повышение уровня обслуживания и комфорта и снижение тарифов на авиаперевозки.

С целью расширения возможностей приема туристов необходимо развитие  транспортной инфраструктуры. Для упрощения передвижения туристов требуется создание эффективно работающей сети международных и внутренних перевозок. Проблемы въездного и внутреннего туризма прямо или косвенно влияют на объемы воздушных перевозок.

Дороги являются связующим звеном перспективных маршрутов, поэтому обеспечение доступа к географически удаленным туристским ресурсам возможно путем строительства автомобильных дорог, что расширит возможности для путешествия туристов наземным транспортом.

Для взаимного развития в условиях округа туризма и автотранспорта следует выполнить ряд мероприятий:

— разработать маршруты движения экскурсионных автобусов с выделением специальных полос;

— выделение мест парковок экскурсионных автобусов;

— реклама автобусных экскурсий через Туристские Информационные Центры;

— создание «Карты Ханты-Мансийского округа- Югры» для туристов с получением скидок в музеи и на автобус;

— создание парка экскурсионных автобусов совместно окружных икоммерческих структур.

Таким образом, доступность природных ресурсов определяет возможность их использования в составе турпродукта и увеличивает вероятность посещения туристами округа, для чего следует создавать кластер туризма, составляющей частью которого является автотранспорт.

Список литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждена  распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р,
  2. Социально-экономическое положение городов и районов Ханты -Мансийского автономного округа — Югры в январе -декабре 2013 года: Стат. бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре. Х-М., 2014.
  3. Официальный сайт Ханты-Мансийского автономного округа
  4. Горгоц О.В. «Развитие регионального туристского кластера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры)», авторефератна соискание ученой степени кандидата экономических наук, Специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) wwwsops@sops.ru[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТА ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА –ЮГРЫ)» author=»Горгоц Ольга Вениаминовна, Шваков Евгений Евгениевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found