Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

В современной отечественной литературе, под региональной инвестиционной политикой понимают — систему мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей региона и инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные экономической и социальной политикой региона, величиной производственного потенциала, географическим местонахождением, природно-климатическими условиями и др.

Объектом воздействия региональной инвестиционной политики выступает инвестиционный климат, по его изменению можно судить об эффективности инвестиционной политики устойчивости региона.

Задаче по обеспечению инвестиционной привлекательности регионов России в последнее время уделяется повышенное внимание, она является одной из важнейших в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов бизнеса и экспертного сообщества. В настоящее время региональная инвестиционная политика в Российской Федерации основана на внедрении регионального инвестиционного стандарта (далее – Стандарт) [1], который призван обеспечить благоприятный инвестиционный климат в каждом конкретном регионе.

Цель статьи – на основе изучения лучших управленческих практик в российских регионах определить направления улучшения инвестиционного климата в Хабаровском крае.

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе является одним из проектов Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ. В основе внедрения Стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования Стандарта.

Стандарт инвестиционной деятельности содержит 15 инициатив, которые группируются в три блока:

первый блок мер направлен на формирование стратегических направлений инвестиционной политики;

второй блок предполагает создание условий для ведения бизнеса;

третий блок посвящен гарантиям со стороны органов исполнительной власти.

Все 15 составляющих Стандарта внедрены в Хабаровском крае в 2013 году в полном объёме. Соответствие предпринятых мер требованиям Стандарта в Хабаровском крае признано экспертным сообществом, Министерством регионального развития РФ и Агентством стратегических инициатив.

В 2014 году Хабаровский край вошел в число пилотных регионов, в котором была проведена апробация Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [2].

Данный рейтинг является механизмом оценки реализации в регионах Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, направленной на упрощение и ускорение действующих процедур по ведению бизнеса. Методология Национального рейтинга включает 54 показателя, которые группируются в 19 факторов, влияющих на деловой и инвестиционный климат. В свою очередь, факторы объединяются в четыре ключевых направления

  1. Регуляторная среда (качество предоставления государственных услуг)
  2. Институциональная среда (эффективность институтов для бизнеса)
  3. Доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса
  4. Эффективность поддержки малого предпринимательства. В этом разделе предприниматели непосредственно оценивают качество и степень поддержки, оказываемой им со стороны органов власти.

Национальный рейтинг обозначил слабые места инвестиционного климата Хабаровского края, на которые следует в первую очередь обратить внимание, а также позволил выявить регионы-лидеры и систематизировать их лучшие практики для внедрения во всех регионах.

По результатам итогового Рейтинга лидерами среди регионов стали: Калужская область, Ульяновская область, Красноярский край, Республика Татарстан и Костромская область.

Хабаровский край занял 15 место из 21 и вошел в 4 группу регионов из 5.

Рейтинг показал, что слабым местом в крае является «Регуляторная среда», основными критериями оценки которой выступает эффективность процедур:

1) регистрации предприятий;

2) по выдаче разрешений на строительство;

3) по регистрации прав собственности;

4) по подключению электроэнергии.

Данные Рейтинга показали, что внедрение Стандарта в крае пока еще не повлияло на решение проблем, связанных с взаимодействием органов власти и населения. Так на регистрацию предприятия в Хабаровском крае уходит в среднем 16, а в Калужской области – 10 дней. Разрешение на строительство предприниматель получает за 156, а в Татарстане  за 40 дней. Регистрация прав собственности проходит за 33, а в Челябинской области за 14 дней. Постановка земельного участка на кадастровый учет в Хабаровском крае занимает 81 день, а в Москве – 21 день, при этом хабаровским инвесторам предложено проходить в пять раз больше процедур.

Изучение лучших управленческих практик российских регионов по состоянию инвестиционного климата позволило нам сформулировать направления совершенствования деятельности региональных органов власти по улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае (таблица 1).

Таблица 1

Ключевые элементы лучших региональных практик по улучшению инвестиционного климата, предлагаемые в Хабаровском крае

Показатель Ключевые элементы лучших региональных практик
Регистрация предприятий 1)                Увеличение доступности услуги;

2)                Контроль за соблюдением сроков процедур;

3)                Мотивация и обучение сотрудников.

Получение разрешений на строительство 1)                  Исключение из процесса выдачи разрешения на строительство лишних процедур;

2)                  Введение единого регионального административного регламента на всей территории субъекта Российской Федерации;

3)                  Создание качественной и формализованной процедуры разработки документов территориального зонирования для всех муниципальных образований;

4)                  Межведомственное взаимодействие и «единое окно»;

5)                  Использование информационных технологий для ускорения административных процедур.

Регистрация прав собственности 1) Систематизация процесса доставки документов из отделений кадастровой палаты в управление Росреестра в регионе;

2) Система мотивации сотрудников.

Подключение к электросетям 1) Мониторинг соблюдения сетевыми организациями регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям;

2) Создание интернет-сайта с целью упрощения ускорения прохождения процедур по подключению к электросетям для заявителя и обеспечения их прозрачности.

С целью сокращения срока регистрации предприятий в Хабаровском крае нами был изучен опыт Калужской области, Красноярского и Алтайского краёв, Костромской области и Краснодарского края. На основе обобщения практик этих регионов предлагается:

1) Увеличить доступность услуги путем подписания соглашений с МФЦ о приеме и выдаче документов, а также консультации заявителей по вопросам регистрации предприятий, обеспечения выездов сотрудников региональных управлений ФНС в удаленные территории;

2) Осуществлять общественный контроль за соблюдением сроков прохождения процедур путём регулярного опрос предпринимателей о качестве предоставляемой услуги и сроках ее прохождения;

3) Стимулирование мотивации и обучения сотрудников на основе регулярных обязательных семинаров.

Интересен опыт Республики Татарстан и Красноярского края по сокращению сроков получения разрешений на строительство для внедрения его на территории Хабаровского края, особенно части создания интернет-портала, позволяющего получать разрешения на строительство в электронном виде, проводить онлайн-семинары среди проектировщиков и застройщиков.

По показателю «регистрация прав собственности» несомненный интерес для Хабаровского края представляет созданная во Владимирской области система мотивации сотрудников, согласно которой: работа отделов оценивается по специальному критерию — «напряженность» (количество регистрационных действий на количество сотрудников в отделе); ежегодно проводятся конкурсы на лучшие отделы, лучших сотрудников, фотографии победителей вывешиваются на доску почета.

С целью сокращения сроков подключения к электросетям наибольший практический интерес для Хабаровского края представляет опыт Ульяновской области, которая внедрила практику мониторинга за соблюдением сетевыми организациями регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям. Проводится проверка качества предоставляемой услуги с использованием инструмента «тайный инвестор». Результаты наблюдений напрямую доводятся до руководства  электросетевых компаний.

Таким образом, подводя итоги данной работы, можно сказать, что  введение регионального инвестиционного стандарта в Хабаровском крае внесло  значительные изменения в состояние краевой инвестиционной среды, однако данные результаты не являются достаточными для существенного улучшения инвестиционного климата в крае.

В Хабаровском крае необходимо продолжать работу по дальнейшему внедрению инвестиционного стандарта, органам необходимо более тщательно изучить и максимально полезно использовать лучшие практики в других регионах.

Список литературы:

  1. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. URL: https://investstandart.ru/o-standarte/ (дата обращения 12.04.15)
  2. Агентство Стратегических Инициатив: [сайт]. URL: https://www.asi.ru (дата обращения 12.04.15)[schema type=»book» name=»ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ» author=»Сидоренко Ольга Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found