В современных условиях высокой конкуренции на рынке труда молодёжь, а именно выпускники ВУЗов, лишены конкурентного преимущества ввиду нескольких причин: отсутствие опыта работы, незначительная востребованность специальности, недостаток навыков социально-профессиональной адаптации к рынку труда. В Сибирском Федеральном Университете для реализации содействия трудоустройству выпускников в соответствии с полученной специальностью и временному трудоустройству студентов в 2007 году был создан Центр Карьеры СФУ (далее по тексту — ЦК).
Важнейшим инструментом деятельности ЦК является сбор данных, а именно база актуальных вакансий и база резюме студентов и выпускников. Сбор данных в эти базы данных (далее по тексту — БД) реализован с помощью анкетирования на сайте ЦК (https://career.sfu-kras.ru/).
Соискателю предлагается добавить собственное резюме путём заполнения полей анкетирования. Актуальные вакансии вносят работодатели, также посредством внесения данных в поля раздела “Добавить вакансию”.
Резюме, заполненное соискателем, становится доступно работодателю в разделе «Найти сотрудника». Вакансия, полученная от работодателя, становится доступной для соискателя в разделе «Вакансии».
Однако стоит отметить, что все эти данные быстро устаревают, т.к. выпускники, как правило, в течение года после выпуска находят подходящую для себя работу, а работодатели, в свою очередь, находят сотрудника на подходящую должность в ещё более короткий срок.
По данным, представленным в таблице 1, очевидна положительная динамика в трудоустройстве студентов. Однако стоит обратить внимание, что числа весьма незначительные. Мы делаем предположение, что работа ЦК может быть более эффективна.
Таблица 1.
Данные по мероприятиям трудоустройства студентов и выпускников СФУ
Критерии | 2008 г. | 2014 г. |
Количество работодателей – участников мероприятий по трудоустройству[1] | 60 | 90 |
Количество студентов – участников мероприятий по трудоустройству | 1900 | 3700 |
Количество соглашений с работодателями | 56 | 153 |
Одной из особенностей реализации хранения и обработки баз данных вакансий и резюме является их сопоставление вручную. На данный момент взаимодействие работодателей и соискателей происходит только на мероприятиях, организованных ЦК (“День компании” и другие форумы), а также просмотр БД каждой из сторон в индивидуальном порядке. Таким образом, у ЦК имеется потребность в автоматизированной информационной системе (АИС) обработки данных, которая бы обеспечила актуальное и незамедлительное сопоставление двух баз данных: БД вакансий и БД резюме.
Необходимая АИС обработки данных должна соответствовать таким требованиям, как:
- Возможность работать с уже собранной базой;
- Данные от работодателей должны сопоставляться с базой выпускников в автоматическом режиме;
- АИС должна быть обеспечена надежным хранением данных.
Перед проектированием автоматизированной информационной системы следует рассмотреть системы, уже имеющие в своем функционале решения подобных задач. Речь идёт о HRM-системах.
HRM-системы (англ. HumanRecourseManagementsystems) – это автоматизированные системы управления персоналом, предназначенные не только длярешения задач стандартных кадровых операций, но также обеспечивающие работу с качественными показателями персонала. Аббревиатура HRM с английского языка переводится как управление человеческими ресурсами.
HRM-систем классифицируются на три группы (уровня)[3]:
- учетно-расчетные системы;
- HRM-системы с ограниченной функциональностью;
- полнофункциональные HRM-системы.
Учётно-расчетные системы предназначены только для автоматизации расчетов заработной платы. HRM-системы с ограниченной функциональностью содержат в себе функции HRM-систем первого уровня, а также демонстрирует движение кадров и помогает организовывать их работу с помощью расписания.
Полнофункциональные HRM-системы помимо вышеперечисленных функций содержат в себе такие решения как: аттестация сотрудников, разработка индивидуального плана квалификации и развития в компании, выделение наиболее перспективных сотрудников. Ещё одной важной функцией является подбор персонала. Именно данная функция косвенно подходит к требованиям, выдвинутым к АИС для Центра Карьеры.
Были рассмотрены следующие HRM-системы: БОСС-Кадровик, 1С:Зарплата и управление персоналом 8, Галактика ERP: Контур управления персоналом, Компас: УП, SAP ERP HCM, Oracle HRMS.
Все вышеперечисленные системы имеют функцию рекрутинга. Однако, общей чертой всех этих систем является адаптация для работы в организации, т.е. они включают в себя учётно-расчетные функции: расчет заработной платы, организация расписания и т.д. Наличие этих функций усложняет внедрение данных систем в качестве АИС для Центра Карьеры, главной и единственной целью которой является автоматизированное сопоставление вакансий и анкет соискателей.
Задачами данной системы являются:
- Внесение анкет соискателей и актуальных вакансий с помощью полей с выбором ответа.
- Произведение сопоставления анкет.
- Демонстрация рекомендаций соискателей на выбранные вакансии (рекомендаций вакансий для выбранной анкеты соискателя).
В центре карьеры СФУ наличие двух баз данных от работодателя и анкеты соискателей вызывает у работников неудобства, связанные с поиском и анализом необходимой информации. Сотрудники ЦК СФУ «вынуждены» вручную, в виду отсутствия соответствующей информационной системы, обрабатывать все имеющиеся данные. Возникает острая необходимость в проектировании и введении АИС обработки данных центра карьеры СФУ. Существующие HRM-системы являются громоздкими и сложными для решения задач ЦК, поэтому было принято решение о разработке новой автоматизированной информационной системы. Разработка АИС позволит не только существенно повысить эффективность Центра Карьеры СФУ в целом, но и даст возможность работникам минимизировать время, затрачиваемое на рутинные задачи. В перспективе систему возможно адаптировать для использования в иных центрах занятости, таким образом, одним из результатов работы будет являться повышение эффективности работы этих центров занятости, а в дальнейшем и снижение локальной безработицы.
Список литературы
- Буклет «Сибирский Федеральный Университет в цифрах», 2015г.
- О Центре / Центр Карьеры СФУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://career.sfu-kras.ru/about
- Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е., Березовский В.С. Исследование HRM-систем: анализ рынка, выбор и внедрение для компаний среднего и крупного бизнеса: Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 115. С. 707- [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://ej.kubagro.ru/2016/01/pdf/43.pdf [schema type=»book» name=»ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ДЛЯ ЦЕНТРА КАРЬЕРЫ СФУ» description=»Целью данного исследования является повышение эффективности работы Центра Карьеры Сибирского Федерального Университета. Был проведён анализ настоящих методов работы Центра Карьеры и оценка их эффективности. Предложено внедрение автоматизированной информационной системы, перечислены требования к ней, а также рассмотрены готовые решения: наиболее популярные на данный момент HRM-системы. В данном исследовании были получены выводы о том, что существующие HRM-системы не удовлетворяют требованиям автоматизированной информационной системы, в которой нуждается Центр Карьеры Сибирского Федерального Университета.» author=»Елизарьева Мария Сергеевна, Верещагина Елена Вадимовна, Панфилов Илья Александрович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-13″ edition=»euroasia-science_28_28.07.2016″ ebook=»yes» ]