Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ

По мнению экспертов издания Forbes, для экономики России характерны ряд проблем (рис. 1)

Рисунок 1. Основные проблемы, препятствующие развитию экономики РФ [1]

Сейчас более 2/3 экспортных доходов получается за счёт экспорта нефти и газа, что делает Россию очень зависимой от динамики котировок на сырую нефть. Планом бюджета предусмотрено 60 долларов за баррель, при этих условиях, 70% Резервного фонда будет потрачено в течении 2015 года, а к середине 2016 – он может быть полностью исчерпан. Антироссийские санкции со стороны стран Запада ориентированы на снижение эффективности внешнеторговой и финансовой деятельности РФ. Снижение экономической активности внутри страны приведет к тому, что инвесторы могут вывести около 120 млрд. долларов в 2015 году. У Минфина очень ограниченные возможности по поддержанию курса российского рубля (путем продажи части запасов иностранной валюты), однако при падающем рубле – наполнение бюджета экспортной выручкой, номинированной в долларах и евро нанесет удар по возможности реализовывать ряд социальных программ, обозначенных в бюджете. Снижение курса национальной валюты заставило ЦБ РФ повысить учётную ставку до 17%, однако это привело к существенному росту официальной инфляции, что касается продуктов питания, то учёт динамики цен на них указывает на то, что продовольственное эмбарго было спонтанной мерой, для которой не было предпринято достаточно усилий.  Здесь же стоит отметить сделку с облигациями Роснефти, которая в декабре 2014 года привела к началу паники на валютном рынке [1].

С учётом перечисленных проблем, ряд негативные прогнозов, экспертов связаны с явлениями, которые приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Возможные негативные последствия нестабильности в экономике для населения РФ [5]

Банковская паника может иметь место в результате существенного повышения темпов роста инфляции, при которых население пожелает вывести из банков свои депозиты опасаясь за их ценность. Кроме того, в случае ужесточения санкций финансовая система РФ может быть отключена от SWIFT (SWIFT в некоторой доле ударит по прибыли банков, потому что придется изобретать какие-то другие, более затратные, решения по переводу денег, с учетом того, что у банков сегодня уже есть проблемы с прибылью и де-факто часть тех решений, которые приняло Правительство РФ, говорят о том, что власть знает, что у банков есть большие проблемы), в результате банкротств начнется арест активов, в том числе частных олигархов, а, кроме того, государственные и частные компании начнут попадать под санкции, под которые уже подпал банк России.

Высокая инфляция ударит по наименее защищенным слоям населения, подавляющая часть расходов которых будет использоваться исключительно для покупки продуктов питания, одежды, обуви и оплаты услуг ЖКХ.

Снижение реальных доходов предполагает, что индексация зарплат будет не выгодна работодателям, а пенсий – бюджету.

Сокращение спроса в следствие падения реальных доходов приведет к падению предпринимательской активности.

Что касается всех обозначенных последствий, в России возникает вероятность дефолта не по внешнему долгу, а по внутреннему – то есть возможны задержки выплат работникам социальной сферы и госструктур. Это обстоятельство может нанести ущерб политической стабильности [3].

Экономика России начала «подниматься с колен» еще до начала нефтяного бума – прирост ВВП в 1999 году составил 6,4%, – но еще в 2013 году, до введения санкций, рост упал до 1,3%, а сегодня уходит практически в ноль. Бюджет же фиксирует итоги технологического процесса, качество которого определяет система управления в целом. Предложенный бюджет впервые за последние 11 лет рассматривается при условии сокращения «бюджетной заначки». В 2015 году не предусматривается прироста ни резервного фонда, ни ФНБ. Налицо нарастание незавершенных программ, под которые выделяются бюджетные средства. Так, прирост незавершенного строительства за последние 2 года составил 60%. За этот же период из экономики выведено 700 млрд. руб. частных пенсионных накоплений, и эти деньги не идут на увеличение страховой части пенсий: пенсионный коэффициент замещения к 2017 году снизится по сравнению с 2014 годом [2].

За последние 6 лет реальные доходы бюджета выросли на 0,8%, а расходы – на 27%, то есть дополнительное увеличение расходов еще на 11% при практически нулевом росте экономики заставит в самое ближайшее время идти на пересмотр заявленных социальных обязательств, уже сейчас понижается темп индексации зарплат бюджетников. Устойчивый рост цен заземляет номинально увеличивающиеся выплаты (в сентябре зафиксировано снижение реальных доходов – как в производственной, так и в бюджетной сфере).

В бюджете на 2015 год не предложено варианта решения дефицита бюджета на региональном уровне. Суммарная накопленная задолженность региональных бюджетов уже составляет 2 трлн. руб. и нарастает последние два года с темпом более полутриллиона в год. Но из федерального бюджета предполагается поддержка в размере 80 млрд. руб., а остальные вопросы с долгами предлагается решить при помощи коммерческих кредитов при не растущей экономике. Очевидно, что регионы загнаны в финансовый угол, выход из которого пока видится только через рост инфляции и задержки (или отмены) любых платежей, кроме самых первостепенных [2].

И при этом параллельно с рассмотрением бюджета принимается решение об очередном «налоговом маневре» (сокращении экспортной пошлины на углеводороды и повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых). Это, очевидно, ведет как к дополнительной нагрузке на внутренний бизнес, так и к снижению потенциальных доходов регионов от налога на прибыль. В целом регионы выключены из активной борьбы за экономический рост.

В условиях экономической нестабильности, падения экспортной составляющей бюджета целесообразно стимулировать предпринимательскую активность, усилив пропаганду этого направления. Что касается падения спроса, то производство дешевых услуг и дешевых продуктов – это вполне возможная ниша. Однако рост ставок по банковским кредитам приведет к тому, что шансы на успех будет у тех, кто сможет в полной мере показать свой профессионализм и деловую хватку.

Кроме этого государству следует работать в направлениях, связанных с судебной реформой, защитой конкуренции, дерегулированием, снижением роли госкомпаний и госкорпораций, борьбой с коррупцией внутри министерств, ведомств, внутри госкомпаний и госкорпораций. В отличие от 90-ых годов в России хорошо работают многие экономические институты, что может способствовать укреплению экономической стабильности за счёт внутренних резервов — удобного географического положения, высокого человеческого потенциала [4].

В завершении можно сказать о том, что для российской экономики наступают трудные времена. Поступления бюджета от экспорта сырьевых ресурсов будут сокращаться, что потребует от Правительства сокращать некоторые социальные программы, в итоге снизятся реальные доходы пенсионеров и наименее защищенных слоев населения. В этих условиях возникает угроза политической и экономической стабильности. Для решения возникших проблем, следует максимально стимулировать предпринимательскую активность, снизить ставку отчислений на страховые взносы, увеличить ставку подоходного налога либо ввести прогрессивную шкалу налогообложения. В результате данных мер можно ожидать рост прозрачности российского рынка занятости и трудовых отношений, что позволит преодолеть возникшие трудности.

Список литературы:

404: Not Found404: Not Found