Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Малое предпринимательство является одним из важнейших факторов в развитии рыночной экономики и обеспечении развития современного общества, как в экономическом, так и в социальном аспекте. Развитие предприятий малого бизнеса способствует появлению большого процента мелких собственников. Их достойный уровень — основа социально-экономических реформ России, а так же основой политической стабильности и демократического развития общества. Предприятия малого бизнеса тем самым, являются не только источником средств существования, но и способом повышения эффективности работы человеческих ресурсов. Благодаря этому увеличивается число граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность [2]. Значение для экономики малого предпринимательства в России требуют научного подхода к разрешению сложностей в современных условиях.

Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Предприятия малого бизнеса — это самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества в условиях современной экономики России. Они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, так же в России существуют некоторые закономерности развития малого бизнеса, понимание и адекватная реализация которых становятся задачей, требующей научной интерпретации в соответствии с реалиями современной экономики.

Во многих развитых странах, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми, что совсем не мешает их развитию. Обращаясь к законодательству Российской федерации, в частности, Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» можно сказать, что к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников до ста человек включительно — для малых предприятий, среди которых выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.

По данным Федерального портала малого и среднего предпринимательства, на конец 2015 года в России было зарегистрировано 2063,1 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем в 2014 году, из них количество микропредприятий составило 1828,6 тысяч, и в сравнении с 2014 годом увеличилось на 3,9% [3].

Следует заметить, что в России на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП. В период экономического кризиса и выхода из него малое предпринимательство очень сильно нуждается в предоставлении субсидий и поддержке со стороны государства для того чтобы не только сохранить, но и упрочнить свои позиций в экономике страны. Для этого необходима четкая государственная политика, подкрепленная нормативно-правовой базой.

 К положительным чертам малого бизнеса можно отнести, например то, что малый бизнес: функционирует на определенном рынке (узком и широком); непосредственно связан с потребителем; быстро реагирует на изменение конъюнктуры рынка; может быть узкоспециализированым в определенном сегменте рынка. Также неоспоримым преимуществом малого бизнеса является возможность открытия своего дела с относительно небольшим начальным капиталом.

Главные проблемы развития предприятий малого бизнеса прямо зависят от характера и содержания экономической политики, от его государственной поддержки. В первую очередь, можно сказать, о том, что среди проблем малого бизнеса немалую роль играет конкуренция, то есть крупные фирмы, которые уже заняли рынок продукции, не давая пробиться новым фирмам. В этих условиях новым, развивающимся фирмам сложно развивать свое дело, многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке. Предприятия, как правило, не имеют достаточных средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставки и ярмарки все чаще становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, используемой для продвижения своей продукции.

Для предпринимательства нужен начальный капитал. Не каждый начинающий предприниматель может себе позволить такие затраты. Появляются такие обязательства, как: уплата налога, государственной пошлины, затраты на услуги нотариуса, аренду помещения, оборудование. Помимо указанных затрат, также возникает необходимость затрат на ведение учета хозяйственной деятельности и функционирование в правовой среде. Следует отметить, что многие потенциальные предприниматели, вне зависимости от организационно-правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, не обладают должным уровнем профессиональной подготовки в области бухгалтерского учета, налогообложения, правового регулирования экономики. Важно качество информационного обеспечения, когда предприниматель владеет сведениями о наличии и способах участия в инвестиционных проектах, реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления в целях поддержки малого бизнеса. Чувство правовой незащищенности и давления со стороны развитых конкурентов требуют приложения усилий в области исследования рынка, нормативно-правовой базы. Все это создает трудности, а порой и отпугивает от начала осуществления собственного бизнеса.

По нашему мнению, важным моментом поддержки малого предпринимательства может и должна стать среда активного экономического взаимодействия администрирующих органов и потенциальных предпринимателей. Условия функционирования современной экономики требуют наличия единого экономического информационного пространства, в котором реализуются интересы как отдельного субъекта хозяйственных отношений, так и общий интерес, связанный с повышением эффективности функционирования экономики региона и страны в целом. Формой реализации такого единого информационного пространства может служить функционирование единой автоматизированной информационной системы на базе администрирующего государственного органа. Физически это программный продукт, предусматривающий наличие так называемого личного кабинета участника экономических отношений. Его возможности заключаются в предоставлении услуги по осуществлению бухгалтерского и налогового учета фактов хозяйственной жизни субъекта, формированию необходимой финансовой, налоговой и иной отчетности, отражения факта и процесса участия субъекта в реализации инвестиционной программы, оперативное реагирование на административные мероприятия по управлению малым бизнесом, информационная и административная индивидуальная и коллективная поддержка.

Предлагаемая единая среда информационного взаимодействия позволит упростить реализацию массы обязанностей экономического субъекта. Он, в режиме реального времени способен осуществлять контроль за процессом и результатами своей хозяйственной деятельности. Так, применение упрощенных порядков ведения бухгалтерского и налогового учета сегодня, сводится к формированию сведений о налоговой базе исходя из данных, администрируемых органами государственной власти. Движение денежных средств фиксируется уполномоченными на ведение расчетных и иных банковских счетов кредитными организациями, банками. Это, в условиях функционирования индивидуального виртуального рабочего места экономического субъекта, позволяет автоматизировано формировать сведения, необходимые для исчисления налога и иных обязательных выплат. Та же величина заработной платы может быть установлена как установочное значение в отношении каждого сотрудника и корректироваться в режиме реального времени. Обязательные выплаты и начисления могут быть произведены без непосредственного участия экономического субъекта. Административные и контролирующие органы государственной власти и иные органы государственного механизма становятся своеобразными учетными и административными агентами, возлагающими на себя ряд функций по учету и в определенной мере управлению фактами хозяйственной жизни.

Модуль нормативно-правовой базы и инвестиционных проектов предлагаемой информационной системы способен автоматизировано или с участием представителя органа государственной власти формировать предложения и способ участия экономического субъекта в проектах и программах. Контролирующий орган получает возможность оперативно осуществлять налоговый и иной мониторинг без непосредственного участия субъекта. Это существенно облегчает процедуры административного контроля.

Возникающие вопросы, связанные с обеспечением защиты информации такой информационной системы, решаются уже сегодня применяемыми методами цифрового контроля подлинности электронного документа, ответственности всех участников и пользователей единого экономического пространства, техническими приемами кодирования и иной защиты данных. Возможность утечки и порчи данных, на наш взгляд, не должно сегодня становится препятствием реализации открывающихся возможностей единого информационного и административного пространства.

Одним из важных аспектов является установление связи с поставщиками. Налаживание связей и контактов необходимо начинающей фирме. Предлагаемая форма функционирования единой информационной системы способна реализовать возможности предложения услуг контрагентов и обеспечит контроль за добросовестностью и экономической надежностью партнеров по хозяйственным связям. Автоматизированный модуль дополняется возможность комментариев и отзывов о деятельности экономических субъектов, отражении опыта работы и иных сведений, необходимых для обеспечения должного качества деловой репутации экономических контрагентов.

Вопросы финансирования деятельности малого бизнеса могут быть решены получением кредит в банке, но тут существует очередная проблема. Начинающему предпринимателю достаточно проблематично получить кредит. Статистика показывается, что банки выдают кредиты только в 30 % случаев, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) — то и вовсе 10%. Так же проблемой является отсутствие льготных условий кредитования малого бизнеса (минимальная ставка кредита для малого бизнеса – 21%). Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами, прежде всего, из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения, гарантий возврата средств и успешности предлагаемого хозяйственного проекта. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных. Видится, что предоставление возможности мониторинга и, в какой-то мере контроля хозяйственной деятельности посредством функционирования предлагаемой автоматизированной информационной системы, существенной повысит уровень доверия кредитора к будущему предприятию.

Следующей проблемой малого бизнеса является нехватка трудовых ресурсов. Очевидно, что хорошие, квалифицированные работники не заинтересованы в работе в начинающих организациях, так как в этом случае, возможно, небольшая заработная плата. Однако же успех и рентабельность резонансных решений способны постепенно исправить положение дел на рынке труда. Открывающиеся возможности в рамках единого информационного пространства существенно упрощающие ведение хозяйственной деятельности, способны привлечь новых участников.

Повышению основных показателей деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать разработка государственных программ по поддержке малого бизнеса, которые учтут современное состояние и тенденции экономики в целом, программ по насыщению данного сегмента трудовыми ресурсами, а так же выгодные условия кредитования. Предложение участия в конкретных проекта с применением возможностей единой информационной системы существенно упрощает процесс вступления в программу и ее реализацию. Администрирующий орган самостоятельно отследит потенциальные возможности субъекта и способен осуществлять оперативный мониторинг реализации программы, контролируя и в меру возможностей, направляя ход развития событий.

Рассматривая влияние нормативной базы Российской Федерации на малый бизнес, можно заметить, что вместе со значительным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере. Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в каких-либо проектах, в том числе за счет предоставления им права на выполнение соответствующих работ или услуг при использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях. Предлагаемая автоматизированная информационная система по своей сути становится своеобразным механизмом поддержки малого бизнеса. Согласно механизму ее функционирования государственные органы, осуществляющие мониторинг, администрирование, контроль за деятельностью предпринимателя становятся одновременно учетными агентами по регистрации, обобщению и представлению сведений, необходимых для исчисления налоговой базы, формированию показателей отчетности. Система представляет возможности организации учета межсубъектных экономических отношений с применением метода двойной записи, когда учетные объекты каждого участника составляют аналитический счет глобальной учетной системы региона, страны. Это позволит исключить заключение так называемых безтоварных сделок, злоупотребления при регистрации экономических субъектов, будет способствовать экономическому обоснованию производимых хозяйственных операций в соответствии с их действительным экономическим смыслом.

Исходя из подробного изучения данной проблемы в пределах Российской Федерации, можно предложить некоторые проекты, предполагающие так же решение проблем, касающихся развития малого бизнеса.

Экономическая нестабильность в России лишила многих граждан рабочих мест и достойной заработной платы. Альтернативой для данной категории населения становится малый бизнес. Однако, в связи с нехваткой денежных средств, большинство не имеет возможности открыть свое дело. Именно поэтому видится необходимым предоставление субсидии на открытие и поддержку малого бизнеса, а именно: гранты для начинающего бизнеса, финансирование приобретения основных средств, компенсации кредитов.

Исследование указывает так же на целесообразность реализации государственной программы «Профессиональная помощь малому бизнесу». Ее суть заключается в том, что профессиональный менеджер прикрепляется к начинающей организации, оказывает бесплатные услуги, такие как, обучение азам предпринимательства, помощь в составлении бизнес-плана по образцу для получения субсидии. Заработная плата данным работникам субсидируется государством. Исследование показало, что в массе случаев возникновение финансовых рисков, просчеты в организации хозяйственного процесса связаны с некачественным управлением. Предприниматели, не обладающие ни опытом, ни должной профессиональной готовностью, умением применять современные финансовые инструменты, обосновать и представить экономический проект, становятся заложником развитой системы хозяйственных отношений с более профессиональными участниками.  Профессиональный менеджер сегодня способен направить предпринимателя, указать незанятые сегменты, способы организации деятельности, актуальные направления финансирования, каналы поставок и сбыта продукции. Не стоит противопоставлять данную программу принципам самостоятельности ведения предпринимательской деятельности – профессиональный менеджер ориентирован на оказание именно помощи. Показательным примером становится предоставление услуг профессиональными менеджерами по управлению капиталом на финансовых рынках. Величина доходности способна покрыть затраты на услуги менеджера и сформировать необходимую величину прибыли инвестору. Профессиональный менеджер способен оперативно оказать помощь массе курируемых хозяйственников. Здесь будет видна эффективная предметная практическая помощь государства в дополнение функций администрирования – считаем, что сегодня мало указывать на проблемы и требовать роста производительности и в целом эффективной работы, необходимы конкретные указания и помощь в развитии на современном, теперь уже, профессиональном рынке.

Критерием предоставления возможности участия в указанной программе является получивший положительную оценку бизнес-план. При реализации данной программы экономика России значительно укрепится за счет малого предпринимательства и все затраты по данной программе окупятся за счет налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Следующий предлагаемый проект позволит решить проблему с нехваткой кадров в сфере малого бизнеса. Проект представляет собой определенную студенческую программу. Обучение и стажировки студентов будут проводиться за счет государственных средств (можно оформить с полным или частичным покрытием расходов) и будет проходить в течении двух недель.

В данном случае программа предоставляется для студентов, получивших степень бакалавра, ориентированных в дальнейшем на получение степени магистра. То есть предполагается направление студентов на работу в начинающие организации. Этим разрешается не только проблема с нехваткой трудовых ресурсов, но и вопрос занятости студентов. При этом такая категория населения, как студенты будет заинтересована в получении рабочего места, а так же согласна работать за относительно невысокую заработную плату, так как из-за отсутствия стажа работы студенты не могут получить рабочее место в крупных организациях.

Список использованных источников

  1. Ветрова М.Н., Гришанова С.В. Организация деятельности малого предпринимательства: законодательные рамки и нормативное регулирование «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2011, N 6 Ф.С.
  2. Соснаускене О.И., Сергеева Т.Ю., Пименова Е.В. «Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: Практическое пособие» (2-е издание, переработанное и дополненное) «Омега-Л», 2012.
  3. Андреева И.Г., Павлов К.В. Использование SWOT-анализа малого предпринимательства при разработке сценариев его развития / И.Г. Андреева, К.В. Павлов //»Экономический анализ: теория и практика».- 2012.- № 19.
  4. Першин С.П. Рейтинг контрагента как фактор скорости товарооборота в современной экономике / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – № 89. – С. 1228-1241.
  5. Першин С.П. К вопросу о развитии системы учета межсубъектных экономических отношений / С.П. Першин, А.А. Нежинская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 100. – С. 1288-1299.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ» description=»В статье описывается институт малого предпринимательства с юридической и экономической точек зрения. Авторами проведено исследование ряда сложностей, препятствующих широкому развитию малого предпринимательства и предложены пути их решения. Особое внимание отведено реализации проекта функционирования предлагаемой автоматизированной информационной системы, позволяющей существенно сократить затраты и упростить ряд учетных и экономических процедур в сфере малого предпринимательства.» author=»Першин Сергей Петрович, Чанцева Дарья Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found