Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Главной проблемой формирования доходной базы местных бюджетов является низкая доходность от закрепленных за местными бюджетами земельного налога и налога на имущество физических лиц, которые поступают в местные бюджеты.

С 1 января 2006 г. исчисление земельного налога производится в соответствии с гл. 31 НК РФ «Земельный налог» по кадастровой стоимости земельных участков. В настоящее время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в кадастр (особенно это касается многоквартирных домов обслуживаемых ТСЖ и управляющими компаниями). Это лишь одна из основных причин, по которой местный бюджет недополучает платежи по земельному налогу.

Большой проблемой, по-прежнему, остается нецелевое использование земельных участков (размещение на участках под индивидуальное жилищное строительство моек автотранспорта, станций технического обслуживания, магазинов, многоквартирных жилых домов и офисных зданий).

В федеральном законодательстве четко не сформулировано содержание понятия «использование земли не по целевому назначению». Кроме того, не точно указаны основания для выявления целевого или нецелевого использования земли, досконально не разработаны процедуры осмотра земельных участков на предмет их использования по назначению.

Отсутствует информационный обмен между заинтересованными муниципальными органами для своевременного налогообложения земельных участков в соответствии с фактическим их использованием. В случае выявления нецелевого использования земельного участка не ясно, будет ли отнесено «использование земли не по целевому назначению» к административным правонарушениям или к нарушениям законодательства о налогах и сборах.

Невысокая собираемость указанных налогов связана также с наличием значительного числа льгот по налогообложению, укрупнением территориальных налоговых органов, незавершенностью работ, особенно в сельской местности, по межеванию земельных участков, находящихся в общедолевой собственности, оформлению в собственность или аренду всех земельных участков.

Еще одну проблему представляют собой льготы, установленные на федеральном уровне в отношении региональных и местных налогов. По разным оценкам, консолидированным бюджетам субъектов РФ они обходятся почти в 400 млрд. руб. В основном это потери бюджетов субъектов РФ.

Упразднению ряда таких льгот посвящен проект федерального закона «О внесении изменений в главу 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Госдумой в первом чтении 5 июня 2015г. Он предусматривает признание земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, объектом налогообложения по земельному налогу. Вместе с тем предусматривается установление в отношении таких земельных участков ставки земельного налога, не превышающей 0,3 % их кадастровой стоимости.

К указанным земельным участкам относятся земельные участки не только предоставленные органам государственной (муниципальной) власти и подведомственным им учреждениям, но и государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, которые являются коммерческими организациями, преследующими в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Это только начало решения проблемы увеличения доходной базы местных и региональных бюджетов за счет упразднения льгот, установленных на федеральном уровне.

Основная проблема состоит во множестве поставщиков и неоднозначности информации, передаваемой в налоговые органы для определения земельного налога.

Отсутствие единой базы для разработки программ по учету земель и начисления земельного налога приводит к весомым потерям местного бюджета.

По налогу на имущество физических лиц существует проблема умышленного не ввода объекта недвижимости для его регистрации со стороны самого налогоплательщика.

Следует также отметить, что помимо вышеназванных местных налогов, зачисляемых в местные бюджеты в полном объеме, в них также подлежат зачислению, в соответствии с действующим законодательством поступления:

— от единого налога на вмененный доход;

— от налога на доходы физических лиц;

— от единого сельскохозяйственного налога.

Вместе с тем, важно отметить, что данные, закрепленные за муниципалитетами налоговые доходы не связанны с производственной деятельностью предприятий, находящихся на их территории, что исключает прямую заинтересованность местных органов управления в развитии экономики муниципальных образований с целью увеличения собственной налоговой базы.

В целом же муниципальные образования не располагают реальными возможностями формирования за счет собственных средств финансовой базы способной обеспечить выполнение возложенных на них полномочий в полном объеме.

Доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов местного самоуправления для реализации ими собственных полномочий:

— осуществления капитальных вложений в развитие и модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения и образования, инфраструктуры.

Закрепленные за местными бюджетами поступления от налогов и сборов не обеспечивают в значительной степени расходы местных бюджетов.

Резервы увеличения доходов местных бюджетов.

Важнейшим перспективным источником расширения доходной базы местных бюджетов является совершенствование системы имущественных налогов, которые, в соответствии с мировой практикой, должны быть местными налогами.

Основным направлением этого совершенствования должна стать модернизация земельного налога. Значительное количество земель, которые могли бы служить источниками доходов муниципальных бюджетов, освобожденного от уплаты земельного налога в результате принятых на федеральном уровне решений. При этом, часть земель вообще не учитывается как объект налогообложения.

Чтобы исправить это положение, следовало бы исключить практику о предоставлении на федеральном уровне льгот не только по земельному налогу, но и по всем региональным и местным налогам. При этом нужно одновременно отметить или компенсировать из федерального бюджета существующие льготы по этим налогам, установленные на федеральном уровне. Такой подход позволит вести полный мотив у федеральных органов власти вовлекать их в хозяйственный оборот.

При разграничении права собственности на землю между федеральными, региональными и местными органами власти большая часть земельных участков на территории муниципального образования, как правило, переходит в федеральную собственность или в собственность субъекта федерации. В связи с этим, было бы целесообразно рассмотреть возможность изменения законодательства о разграничении собственности на землю с тем, чтобы отнести к муниципальной собственности значительную часть земельных участков.

Поступления от налога на имущество организаций полностью зачисляются в региональные бюджеты, часть их в соответствии с законом субъекта РФ может направляться в местные бюджеты. В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций было бы целесообразно рассмотреть вопрос о нормативном распределении отчислений части налогов на имущество организаций на местный уровень. Тем самым муниципалитеты были бы заинтересованы в более быстром вводе объектов недвижимости и получении налогов.

На протяжении ряда лет доля поступлений от налога на имущество физических лиц остается незначительной. Для увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, по мнению Прониной Л. И. целесообразна разработка законодательного акта по установлению сроков регистрации объектов строительства и внесению изменений в налоговое и административное законодательство, которые устанавливали бы механизм привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости.

С включением в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах РФ, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

Согласно ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения поселений (городских округов) и муниципальных районов отнесены вопросы соответственно по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в поселении, а также по содействию его развития на территории муниципального района.

Необходимо расширять налоговые полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе относительно упрощенной системы налогообложения.

В связи с тем, что содействие развитию сельскохозяйственного производства является вопросом местного значения поселений и муниципальных районов, немаловажное значение имеет совершенствование механизма взимания единого сельскохозяйственного налога (специальный налоговый режим).

Стимулирующее воздействие на развитие производственного и инновационного потенциала территорий оказывают, в первую очередь, налоги на доходы, в частности, налог на прибыль организаций.

Современная ситуация не дает возможности рассмотреть вопрос о дальнейшем увеличении ставки налога на прибыль организаций, налоговые поступления по которой зачисляются в бюджеты субъектов РФ, с тем, чтобы часть этих поступлений направлялась затем в местные бюджеты. К числу мероприятий, способствующих укреплению собственной финансовой базы органов местного самоуправления, могут быть отнесены:

  1. Переход к налогообложению недвижимости по кадастровой стоимости при условии рыночной оценки недвижимости и зачислении данного налога по нормативу 100% в доходы местных бюджетов.

Также целесообразно дифференцировать налог на недвижимость по следующим категориям:

— налог на застроенные участки;

— налог на жилье;

— налог на строения производственного назначения;

— налог на лесные угодья;

— налог на сельскохозяйственные угодья.

Ставки этих налогов должны определяться местными органами власти при формировании бюджета на будущий год. Их величина не должна превышать законодательно установленного максимума.

  1. Целесообразно создать условия для эффективного использования системы самообложения населения в качестве дополнительного источника дохода местных бюджетов. В современных условиях бурного развития дачных поселков и садоводческих товариществ, практически во всех регионах страны местные органы управления обязаны принять на себя полномочия по социально-культурному благоустройству застраиваемых подобным образом территорий, строительству необходимых коммуникаций, а также решению неизбежных экологических проблем (вывоз мусора, озеленение, благоустройство придорожной полосы и т.д.).

Одним из резервов доходной части местных бюджетов является право распоряжаться месторождениями общераспространенных полезных ископаемых, что укрепит сырьевую базу местного строительства и энергетики, а также увеличит доходы муниципальных образований.

Еще одной сферой, в которой участие органов местного самоуправления могло бы принести положительный управленческий и социальный эффект, является экологический контроль.

Также органам местного самоуправления поселений важно предоставить право распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена. Одновременно должно быть отменено исключение, позволяющее субъектам РФ распоряжаться земельными участками в своих столицах. Кроме того, следует привести полномочия, содержащиеся в отраслевых федеральных законах, в соответствие с вопросами ведения органов власти, определенными базовым законодательством, прежде всего Законом № 184-ФЗ и Законом № 131-ФЗ.

В формировании доходного потенциала местных бюджетов налоговые доходы не имеют определяющего значения. Местные органы самоуправления должны получить право на предоставление скидок и льгот, в рамках получаемых ими фискальных отчислений стимулирующих развитие местного предпринимательства и учитывающих социальный статус налогоплательщика. Это позволит преодолеть оторванность при формировании бюджетов органов местного самоуправления от реальной налоговой базы данного территориального образования, создать систему факторов финансового воздействия на самостоятельность муниципальных образований.

 

Список литературы:

1.Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 703с.

2.Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2010. — 224с.

3.Борисов А. Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2012.- 776с.

4.Грязновой А.Г. Финансы: учебник М.: Финансы и статистика, 2010. — 504с.

5.Поляка Г.Б.- Финансы: учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 607с.

6.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. М.: Эксмо, 2014. — 304с.

8.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. — М.: ТК Велби, 2014.- 544с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ» description=» В статье рассмотрены проблемы формирования доходов местных бюджетов. Предложены пути решения по увеличению доходов бюджетов муниципальных образований. » author=»Солодовникова Ульяна Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found