В условиях невысокого уровня интенсивности интеграционного сотрудничества в рамках СНГ субрегиональная интеграция выступает одним из путей повышения его эффективности.
Одним из относительно продвинутых субрегиональных группировок на пространстве СНГ, целью которого является ускорение интеграции и создание единого экономического пространства, выступает (выступало) Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Субрегиональная интеграция в рамках ЕврАзЭС является результатом поиска оптимальной формы сотрудничества для достижения основной цели СНГ – создания единого экономического пространства.
Несомненно, определяющим шагом на пути решения поставленной задачи стало образование 20 января 1995 г. Таможенного союза (ТС) между Россией, Беларусью и Казахстаном. В марте 1996 г. к нему присоединился Кыргызстан, а в 1998 г. – Таджикистан. Однако поставленные цели не были достигнуты. Это послужило одной из причин преобразования в 2000 г. ТС в Евразийское экономическое сообщество.
К сожалению, стратегическая цель ЕврАзЭС – формирование единого экономического пространства в Евразии – не была достигнута. Согласно договоренностям между учредителями ЕврАзЭС, предполагалось в течение непродолжительного времени завершить оформление в полном объеме режима свободной торговли, сформировать единый таможенный тариф и единую систему мер нетарифного регулирования, установить общие правила доступа на внутренние рынки стран – членов объединения, выработать общие согласованные позиции во взаимоотношениях с ВТО, сблизить и гармонизировать национальные законодательства и т. п.
За прошедшие годы страны ЕврАзЭС достигли целей главным образом в области либерализации взаимной торговли, т. е. в обеспечении режима свободной торговли в рамках объединения.
Несмотря на принятие многих документов и решений в области продвижения к Таможенному союзу, к середине 2000 гг. члены сообщества не смогли достичь поставленных целей. Основная проблема в этом направлении была в разном подходе к согласованию уровня ставок таможенных пошлин. В 2006 г. между Россией, Беларусью и Казахстаном импортные таможенные пошлины были согласованы лишь на 62%, а таможенные тарифы Таджикистана и особенно Кыргызстана были слабо согласованы с базовым перечнем общего таможенного тарифа стран объединения.
Не были реализованы и другие задачи, в числе которых можно отметить: формирование общего рынка транспортных услуг, энергетического рынка, координация и унификация мер экономической и внешнеэкономической политики, необходимые для достижения интеграционных целей.
Отсутствие наднационального органа и реальных властных полномочий у органов ЕврАзЭС, необязательность выполнения принимаемых решений и соответственно отсутствие ответственности за невыполнение принимаемых решений также являются основополагающими причинами неэффективности интеграционного взаимодействия.
Известно, что экономический эффект от интеграции определяется через статические и динамические эффекты. Однако ни по cтатическим, ни по динамическим эффектам для стран сообщества оценить его как положительный нельзя, поскольку реального эффекта от внешней торговли в рамках ЕврАзЭС, качественным показателем которого является прежде всего экспорт, не наблюдается.
Подтверждением вышесказанного являются данные табл.1, характеризующие динамику удельного веса отдельных государств в общем объеме товарооборота стран евразийского экономического сообщества.
Таблица 1.
Удельный вес стран содружества, стран ЕврАзЭС и других стран мира в общем объеме внешнеторгового оборота отдельных государств ЕврАзЭС* (в процентах)
Страны мира | 2000 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Беларусь
|
|
|
|
|||||
страны СНГ | 66 | 56 | 56 | 55 | 57 | 56 | 58 | |
из них страны ЕврАзЭС | 59 | 49 | 48 | 48 | 48 | 47 | 49 | |
другие страны мира | 34 | 44 | 44 | 45 | 43 | 44 | 42 | |
Казахстан | ||||||||
страны СНГ | 37 | 27 | 26 | 26 | 26 | 25 | 25 | |
из них страны ЕврАзЭС | 32 | 23 | 21 | 19 | 22 | 19 | 19 | |
другие страны мира | 63 | 73 | 74 | 74 | 74 | 75 | 75 | |
Кыргызстан | ||||||||
страны СНГ | 48 | 53 | 54 | 52 | 50 | 49 | 54 | |
из них страны ЕврАзЭС | 29 | 45 | 48 | 39 | 40 | 40 | 44 | |
другие страны мира | 52 | 47 | 46 | 48 | 50 | 51 | 46 | |
Россия | ||||||||
страны СНГ | 19 | 15 | 14 | 15 | 15 | 15 | 14 | |
из них страны ЕврАзЭС | 10 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 | 7 | |
другие страны мира | 81 | 85 | 86 | 85 | 85 | 85 | 86 | |
Таджикистан | ||||||||
страны СНГ | 64 | 47 | 44 | 47 | 45 | 45 | 45 | |
из них страны ЕврАзЭС | 32 | 25 | 39 | 35 | 35 | 36 | 38 | |
другие страны мира | 36 | 53 | 56 | 53 | 55 | 55 | 55 | |
Всего по ЕврАзЭС | ||||||||
страны СНГ | 25 | 20 | 19 | 20 | 20 | 20 | 20 | |
из них страны ЕврАзЭС | 17 | 13 | 13 | 13 | 12 | 13 | 13 | |
Другие страны мира | 75 | 80 | 81 | 80 | 80 | 80 | 80 | |
___________________________
* Источник: Евразийское экономическое сообщество в 2012 году : статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств.– М., 2013.– С. 64.
Из анализа приведенных в табл. 1 данных следует, что взаимная торговля для стран ЕврАзЭС весьма значима. Однако очевидно, что у всех стран внешняя торговля географически диверсифицирована. Доля других стран в общем объеме товарооборота стран ЕврАзЭС в целом составляет 81%.
Следует отметить и тот факт, что внешнеэкономическая стратегия стран группировки свидетельствует о наличии разнонаправленности векторов развития торгово-экономических связей. Она ведет к большей фрагментации некогда единого политического и экономического пространства в рамках ЕврАзЭС и СНГ в целом.
К объективным факторам сложившейся тенденции можно отнести различия в уровнях экономического развития и структуру экономик, степень обеспеченности природными ресурсами, в степени зависимости от внешних рынков и целенаправленное разрушение связей, сложившихся в рамках народно-хозяйственного комплекса СССР в первые годы приобретения независимости государствами СНГ. Этим одновременно были разрушены накопленный экономический потенциал стран СНГ (ЕврАзЭС), комплиментарность их экономик и формирование сильной зависимости от внешних рынков, находящихся за пределами бывшего экономического пространства СССР.
Среди субъективных факторов низкого уровня эффективности интеграции в рамках сообщества (как и в целом Содружества) можно выделить низкую исполнительскую дисциплину и отсутствие политической воли.
Логично предположить, что без повышения экономического потенциала каждой из стран и конкурентоспособности невозможно добиться успеха в экономическом взаимодействии, получить желаемый экономический и политический эффект.
Подкрепить тенденцию к интеграции можно также, активизировав субъективный фактор – экономическую политику стран, которая должна быть эффективной и интеграционной.
Реальное положение дел свидетельствует об обратном –дезинтеграционном. Отчетливой тенденцией стало усиление конкуренции стран между собой на внешних рынках.
Другая проблема – усиление тенденции создания в пределах национально-государственных границ производственных циклов в наиболее важных базовых отраслях экономики, с тем чтобы не зависеть от соседей. Наиболее четко это проявляется и в инфраструктурных отраслях экономики. По сути, подрывается интеграционный потенциал стран на постсоветском пространстве.
Характер дезинтеграции был обусловлен и в силу внешних факторов, ведущих к усилению конкуренции в условиях роста глобальной конкуренции в целом и в силу отсутствия скоординированных подходов к вопросам вступления стран группировки к ВТО. Ситуация с вхождением Кыргызстана во ВТО, без согласования с другими партнерами условий ее присоединения привели к прекращению договора о создании Таможенного союза в 2000 г.
Развитию эффективной интеграции в рамках ЕврАзЭС не способствовал и сильный разрыв в уровнях экономического потенциала стран группировки. Россия, Казахстан и Беларусь являются относительно высокоразвитыми странами, а Таджикистан и Кыргызстан существенно отстают от них в уровне развития.
В совокупном объеме ВВП стран ЕврАзЭС доля России составляет 87,6%; Казахстана – 8,7%; Беларуси –3,2; Таджикистана – 0,3 и Кыргызстана – 0,2%.
Примерно так выглядит и распределение доли стран во внешнеторговом обороте. Во внешнеторговом обороте Россия обеспечивает 79,8% всего объема товарооборота стран сообщества, Казахстан – 11,4%, Беларусь – 7,7%, а Таджикистан и Кыргызстан – соответственно 0,5 и 0,6%[1].
Между тем из теории и практики региональной интеграции известно, что интеграция наиболее эффективна между странами с сопоставимыми уровнями экономического развития, хотя современный этап развития интеграционных связей отчасти дает опыт интеграции стран с разным уровнем экономического развития.
Это в свою очередь обусловливает различную степень заинтересованности партнеров в экономическом взаимодействии и интеграции.
Реализация интеграционной модели по типу евразийской интеграции в ближайшем будущем будет непростой. В рамках евразийского интеграционного объединения, как и в рамках СНГ в целом, нет одновременного движения стран друг к другу, что обеспечивало бы формирование модели взаимной интеграции.
Соотношение между вектором евроинтеграции России и Беларуси и вектором евразийской интеграции складывается в пользу первой, прежде всего за счет структуры экономики и внешнеторгового оборота этих стран.
Усиление китайского вектора в реализации внешнеэкономических стратегий стран Центральной Азии, России и в последнее время Беларуси – важный фактор увеличения роли стран дальнего зарубежья в общем объеме товарооборота стран ЕврАзЭС.
Объективно структура товарооборота стран группировки и уровень их социально-экономического развития пока не способствуют укреплению интеграционного потенциала.
В ЕврАзЭС заметно различаются и структуры экономики стран, что серьезно осложняет развитие взаимного обмена. Россия и Беларусь считаются наиболее развитыми в индустриальном плане, в Казахстане преобладает добывающая и сельскохозяйственная отрасли, а в Кыргызстане и Таджикистане происходит падение доли промышленности и увеличение доли аграрного сектора.
На фоне невысокого уровня эффективности интеграционного взаимодейcтвия в рамках Сообщества, Россия инициировала новый проект под названием Единое экономическое пространство России, Украины ,Беларуси и Казахстана .
ЕЭП в составе четырех государств не был реализован прежде всего в силу нежелания Украины в продвижении интеграционного сотрудничества.
В 2005 г. на встрече глав государств «ЕЭП четырех» лидеры России, Казахстана и Беларуси объявили о том, что эти страны будут совместно двигаться по пути создания полноценного таможенного союза и общего рынка товаров услуг капитала и рабочей силы.
В дальнейшем одним из важнейших механизмов укрепления интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве стало создание Таможенного союза с участием России, Казахстана и Беларуси. Договоренность о создании ТС была достигнута в ходе неформального саммита лидеров стран ЕврАзЭС в августе 2006 г.
Главы России, Казахстана и Беларуси обозначили план создания таможенного союза в рамках трех государств, с перспективой включения к нему остальных членов сообщества по мере их готовности.
В октябре 2007 г.был подписан Договор о создании Таможенного союза. Таможенный союз начал функционировать с 1 января 2010 г. С этого периода действует единое для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами.
В соответствии с намеченными планами с июля 2010 г. введен Единый Таможенный кодекс ТС, обеспечивающий организационно-правовую базу функционирования единой таможенной территории. С 1 июля 2011 г. таможенный контроль был полностью перенесен на внешние границы стран ТС, что означало завершение процесса формирования общей таможенной территории.
В декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г. стороны заявили завершить к 2014 г. кодификацию международных договоров, составляющих правовую базу ТС-ЕЭП и формировать на ее основе Евразийский экономический союз.
С 1 января 2012 г.вступили в силу соглашения о формировании Единого экономического пространства и формально оно начало функционировать. В соответствии с базовыми соглашениями о формировании ЕЭП к концу текущего десятилетия должны быть реализованы в полном объеме свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, обеспечены гармонизация и унификация национальных законодательств, формирование общих отраслевых рынков, реальная координация экономической и внешнеэкономической политики с перспективой формирования валютного союза.
Такая задача теперь будет стоять перед Евразийским экономическим сообществом. ЕАЭС было учреждено 29 мая 2014 г. в Астане, куда вошли Россия, Казахстан и Беларусь. ЕАЭС создано на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Позднее к ним присоединилась Армения (10 октября 2014 г).
Договор вступает в силу с 1 января 2015 г. и в соответствии с договоренностями о создании ЕАЭС с этой даты ЕврАзЭС прекращает свое существование.
Поскольку ЕАЭС было создано на базе ТС ЕврАзЭС, основными кандидатами на вступление в новую интеграционную группировку являются Кыргызстан и Таджикистан.
Кыргызстан заявил о готовности вступить в эту организацию и планирует присоединиться к ней на ближайшем саммите стран ЕврАзЭС – 23декабря текущего года.
На пути вступления Кыргызстана и Таджикистана в ЕАЭС (Таможенный союз) имеются весьма существенные барьеры. Для Таджикистана основная проблема заключается в отсутствии таможенных границ между Таджикистаном и странами – членами Таможенного союза. Вступление Республики Таджикистан в Таможенный союз возможен после вступления Кыргызстана, однако это осложняется членством Кыргызстана в ВТО. Кыргызстан, как и Таджикистан, столкнулся с определенными трудностями при вступлении в Таможенный союз.
Статья 24 ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли[2].
Другими словами, Согласно Уставу ВТО, член этой организации не имеет права вступать в союзы, подобные Таможенному, включающие не членов ВТО, без пересмотра условий своего членства.
У Таджикистана (у Кыргызстана еще ниже) ставки таможенных пошлин ниже, чем у стран ТС, и она не сможет вступить в нее без согласования с другими членами ВТО.
Однако, как отмечает посол Казахстана в РТ А. Смагулов, Евразийский экономический союз создается на принципах ВТО, а основной принцип этой организации – постепенное снижение тарифов и устранение барьеров на пути торговых потоков. Россия вступила в ВТО и имеет обязательства по снижению ставок. Казахстан планирует завершить переговорный процесс в этом году и примет обязательства по снижению ставок импортных пошлин в отношении третьих стран, разумеется, с переходными периодами для наиболее чувствительных товаров. По его мнению, с учетом переходных периодов Таджикистана, ставки наших стран будут снижаться и сближаться. Тем более что на данный момент простое среднее арифметическое адвалорных частей ставок импортных пошлин тарифного расписания Таджикистана ненамного ниже этого показателя ТС: 8,71 и 9,45%. К концу 2020 г. по расчетам, основанным на обязательствах перед ВТО, эти показатели будут еще ближе: 7,73 и 7,90%.
В числе решений он предлагает выработать предложения по временному применению в отношении определенных товаров ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза[3].
На наш взгляд, поскольку Россия и Таджикистан также вступили в ВТО, в числе механизмов решения этой проблемы наиболее реальный вариант – это вступление в ВТО Беларуси, Казахстана на общих согласованных условиях. Тогда включение в ТС Кыргызстана и Республики Таджикистан станет вполне реальным. Таким образом, будут созданы условия, способствующие реализации одной из перспективных идей интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве.
Несмотря на все трудности и нерешенные проблемы в рамках ЕврАзЭС возможно создание глубокое и прочное экономическое взаимодействие в рамках нового объединения ЕАЭС, поскольку в нем сложилось ядро интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве, и в котором сосредоточена большая часть совокупного экономического потенциала.
Укрепление сотрудничества в рамках евразийского сообщества, безусловно, отвечает долгосрочным интересам стран-участниц, соответствует общемировым тенденциям в мировой экономике. Однако его дальнейшее развитие и перспективы зависят прежде всего от решения экономических задач, соответствующих интересам всех государств – его участников, достижения реального улучшения жизни населения в евразийском пространстве. В свою очередь ее жизнеспособность в перспективе будет определяться как силой внутренних потребностей сближения, так и волей и желанием к углублению сотрудничества его участников.
Один из путей укрепления интеграционного взаимодействия нам видится в активизации разных форм экономического сотрудничества, прежде всего производственно-технологической кооперации и инвестиционной активности. Структурообразующим элементом могут стать отрасли российской экономики, обладающие наибольшим экспортным потенциалом и финансовыми возможностями, способными реально стать основным элементом выстраивания вертикально интегрированных структур в рамках ЕАЭС.
На наш взгляд в ближайшей перспективе ЕАЭС станет основной возможной моделью интеграционного взаимодействия на пространстве Содружества Независимых Государств. Однако перспективы развития ЕАЭС в целом и ее эффективность зависят прежде всего от способности России в полной мере реализовать интеграционный потенциал этой организации, особенно в условиях ухудшения геополитической обстановки в мире, введения санкций США и западных стран против России .С другой стороны, они (санкции) могут служит катализатором интенсификации интеграционного взаимодействия в рамках ЕАЭС, перехода от декларативных заявлений – как было в рамках СНГ, – к реальному объединению на евразийском пространстве.
[1] Статистика стран Евразийского экономического сообщества : статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств. – М., 2012. – С. 17.
[2] Всемирная торговая организация /И. И. Дюмуллен. – М. : ЗАО «Издательство Экономика», 2003. – C. 117.
[3] URL: type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ» author=»Асламов Абдурафи Ильесович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-29″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]