Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ГРЕЦИИ

Глобальный финансовый кризис 2008 г. очень серьезно задел основные экономические показатели Греции. К началу 2010 г. объем государственного долга страны достиг 129,7% ВВП, более чем на четверть сократился ВВП, более 25% населения оказалось за чертой бедности, безработица превысила 25% (Рис. 1), а среди молодежи достигла 50% [1, c. 37].

Рисунок 1. Уровень безработицы в Греции (в %) [6]

С 2010 г. так называемая «тройка» (МВФ, ЕЦБ и Европейская комиссия) предоставила Греции в качестве двух программ финансовой помощи 240 млрд евро на восстановление экономики, обязав ее сократить государственную задолженность посредством повышения уровня занятости, увеличения объема ВВП и налоговых поступлений (включая борьбу с уклонением от налогообложения). Требовалось также сделать рынок Греции более доступным для бизнеса.

Выделенные кредиты должны были служить доказательством, что ЕС не намерен распадаться, а также быть направлены на улучшение греческих финансовых показателей. Что касается бюджетного дефицита, то он в настоящее время составляет 3,4 % (в 2009 г. составлял 15 %), однако экономические показатели страны за период 2010-2015 гг. ухудшились (Рис.2), в т.ч. долг Греции достиг 175 % ВВП.

Рисунок 2. ВВП Греции в период 2006-2014 гг.

Аналогичные показатели  государственной задолженности имеют следующие страны: долг Италии составляет 134% ВВП при бюджетном дефиците 3%, Португалии — 129% при дефиците 4,8%, Японии — 232% ВВП при дефиците 7% [2, c. 15], однако в отношении этих стран кредиторы менее требовательны. По нашему мнению, кризисная ситуация Греции выгодна многим финансовым игрокам, спекулирующим с евро и деривативами на долговые обязательства страны.

Существует мнение, что экономически слабым странам нарочно одалживают большие суммы, чем это необходимо, с целью ограничения финансового, а возможно и политического суверенитета страны [5, c. 53]. Примечательно, что обычная практика реструктуризации государственного долга путем его списания до посильного для страны уровня не применяется к Греции. Вместо нее работает новый принцип, по которому население страны отвечает снижением пенсий, сокращением социальных услуг и занятости за ошибки кредиторов, дающих заведомо большие займы.

Греческий долговой кризис является примером ограничения суверенитета страны-члена ЕС путем передачи полномочий по фискальной политике (решения о налогах и расходах) от национального правительства к наднациональным органам ЕС.

Выделенная в ходе первых двух программ финансовая помощь Греции в большей степени использовалась для оплаты предоставленных государству кредитов, чем на улучшение экономики страны. Поэтому основная проблема заключается в том, что, имея огромную внешнюю задолженность, греческое правительство не в состоянии погасить ее до тех пор, пока не наступит восстановление экономики.

Греческое правительство пыталось проводить требуемые кредиторами реформы, однако все они оказались незавершенными. 30 июня 2015 г. Греция не выплатила МВФ в установленный срок 1,5 млрд долл. США в счет погашения долгов, однако, с технической точки зрения, данная просрочка не является дефолтом страны по суверенным обязательствам – рейтинговые агентства считают основанием для этого просрочку по коммерческому долгу [2, С. 11]. Премьер-министр страны А. Ципрас предоставил народу право решения вопроса о том, стоит ли выполнять требования кредиторов. Состоявшийся 5 июля 2015 г. общенациональный референдум в Греции был призван продемонстрировать Европейской комиссии, ЕЦБ и МВФ, что население данной страны поддерживает позицию своего правительства: годы жесткой экономики, навязанной Греции, серьезно ухудшили проблему ее государственного долга.

В середине июля 2015 г. членство Греции в ЕС подвергалось сомнению, а министр финансов Германии Вольфганг Шойбле настаивал на том, что Греция должна покинуть валютный союз, по крайней мере, на 5 лет. Вместе с тем такой выход, если он произойдет, окажется необратимым. Однако 14 августа 2015 г. министры финансов зоны евро согласились провести третью программу помощи Греции, главным источником финансирования которой является Европейский стабилизационный механизм (ESM). При соблюдении режима жесткой экономии и сокращении социальных статей бюджета страна получит 86 млрд евро в течение следующих трех лет (Табл. 1).

 

Таблица 1.

Источники и цели финансовой помощи Греции

Источники финансовой помощи Цели
86 млрд евро

общая сумма финансовой помощи (ESM и вклад МВФ)

86 млрд евро

рекапитализация банков, погашение задолженности, платежи по процентам и т.д.

50 млрд евро

из гарантийного фонда, состоящего из приватизированных госактивов

25 млрд евро

погашение займа для рекапитализации банков

12,5 млрд евро

уменьшение уровня задолженности к ВВП

12,5 млрд евро

инвестиции

7,16 млрд евро

промежуточный займ

 

7,16 млрд евро

срочное погашение задолженности ЕЦБ и МВФ и др. июльских кредитов

35 млрд евро

финансирование со стороны ЕС

 

35 млрд евро

экономический рост и создание новых рабочих мест

Источник: BBC

Общий государственный долг Греции составляет 320 млрд евро, почти две трети его (около 200 млрд евро) принадлежат фонду срочной помощи еврозоны и другим странам ЕС. От платежей по этому долгу Греция освобождена до 2023 г. МВФ даже внес предложение об отсрочке данного периода до 2050 г.

Вместе с тем в краткосрочном периоде Греции будет затруднительно осуществить платежи по долгу МВФ и облигациям, находящимся в портфеле ЕЦБ. Общая сумма по данным облигациям составит более 24 млрд евро к середине 2018 г. и вряд ли один из названных институтов согласится на отсрочку платежей.

Вместе с тем стоимость использования кредитов, выделенных Греции, достаточно низкая за счет отсрочки по платежам и процентам. Единственный кредит, который действительно является дорогим для страны (за исключением краткосрочных) — это кредит МВФ [4].

Сложившаяся в Греции экономическая ситуация похожа на замкнутый круг, выход из которого состоит, по нашему мнению, в том, чтобы, не ограничивая экономический суверенитет страны, предоставить ей возможность регулировать свои экономические процессы самостоятельно. При этом рекомендуется наблюдение со стороны внешних финансовых институтов. Государству необходимо стимулировать рост производства и сферы услуг для преодоления безработицы и увеличения ВВП страны. Следует также уделить внимание проблеме уклонения от налогообложения, широко распространенной в Греции.

Список литературы

  1. Колодко Г. Как избежать африканизации Греции // Эксперт. 2015. № 29. С.36-38.
  2. Мирзаян Г., Обухова Е., Федотовский Н. Кость в горле Евросоюза // Эксперт. 2015. № 28. С.11-17.
  3. BBC (новостной сайт). Greece crisis: IMF calls for Greek debt relief after bailout approved. August 15, 2015. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-33945263
  4. Clinch M. Why the IMF is wrong on a Greek debt haircut. August 19, 2015. URL: https://www.cnbc.com/2015/08/19/why-the-imf-is-wrong-on-a-greek-debt-haircut.html
  1. Perkins J. Confessions of an Economic Hit Man. – Ebury press, 2006. – 272с.
  2. Skordas Eurostat: Unemployment in Greece at 26.4% in July. Oct 31, 2014. URL:https://greece.greekreporter.com/2014/10/31/eurostat-unemployment-in-greece-at-26-4-in-july/.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ГРЕЦИИ» description=»Данная статья призвана продемонстрировать кризисное состояние экономики Греции и пути его преодоления. По основным экономическим показателям проведены параллели с другими странами. Выявлено, что практика реструктуризации государственной задолженности подверглась изменению. Показано, что в настоящее время Греция теряет свой финансовый суверенитет. В статье приведены источники и цели финансовой помощи Греции, а также проанализирована стоимость кредитов для страны с учетом их срока погашения и источника.» author=»Терентьева Ольга Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found