Site icon Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В настоящее время Россия продолжает терять материально-техническую базу машиностроения, а развитые страны, наоборот, ускоренно совершенствуют свои машиностроительные комплексы: модернизируют, переоснащают высокотехнологичным оборудованием, внедряют современные концепции управления в практику хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Необходимо отметить, что современная модель производства должна быть построена на адаптивной, гибкой элементной базе с использованием гибких технологий и методов организации, планирования и управления.

Анализ современного состояния машиностроительных предприятий Псковской области дает основания говорить, что, несмотря на всплеск роста производства в 2007 — 2008 г.г., комплекс основных проблем отрасли в 2015 году не будет преодолен. Главные причины упадка российского машиностроения и, в частности, машиностроительных предприятий Псковской области, кроятся, в первую очередь, в неблагоприятном инвестиционном климате для реального сектора и отсутствии технологии управления на предприятиях: речь идёт о том, что предприятия не стремятся применять какие-либо новейшие управленческие схемы, методы, концепции. Руководителям бизнеса необходимо осознать, что комплексное применение всех принципов и передовых средств управления создаёт основы для улучшения многих показателей развития машиностроительных предприятий.

Результаты анализа производственной деятельности машиностроительных заводов Псковской области показывают, что хотя исследуемые предприятия отличаются друг от друга по организационно-правовой форме, размеру и уровню прибыльности, у них выявлены идентичные просчёты в организации управления производством. Так, можно с уверенностью говорить о том, что на сегодняшний день машиностроительные предприятия области не осуществляют стратегического планирования, текущие планы составляются «от достигнутого», на многих предприятиях отсутствует учет затрат по изделиям, недостаточно изучен рынок покупателей, а на стадии сбыта не уделяется должного внимания ускорению расчётов с покупателями за отгруженную продукцию при том, что общепринятые сроки расчетов составляют три месяца, реально же дебиторская задолженность предприятий области не погашается в течение 12 месяцев и более.

Для внедрения современных концепций управления на машиностроительных предприятиях Псковской области, необходимо выделить несколько этапов реформирования их хозяйственной деятельности.

В современной экономической среде жизненно важно эффективно организовать производство и максимально эффективно использовать имеющиеся у предприятия ресурсы. От их правильного использования зависит не только конкурентоспособность предприятия, но и скорость выпуска новой продукции на рынок и получение достаточной прибыли. А для закрепления своих конкурентных преимуществ на динамично изменяющемся рынке и своевременного выполнения объема заказов, предприятиям машиностроительного комплекса Псковской области необходимо совершенствовать свои производственные системы и первым этапом реформирования хозяйственной деятельности предприятий должно стать применение современных концепций бережливого производства.

Машиностроительным предприятиям области необходимо организовывать производственный процесс как многопредметную автоматизированную поточную линию, т.к. комплексная автоматизация предприятия позволяет проектировать и изготовлять то, что действительно нужно потребителю и в то время, когда ему это нужно. Обострение конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики остро ставит вопрос о поисках резервов повышения конкурентоспособности каждого машиностроительного предприятия за счет создания цепочки ценности для потребителя и экономии всех видов экономических ресурсов на основе концепции организации производства и снабжения Lean Production и Lean Supply Chain – «бережливое» производство и «бережливая» цепь поставок.  Применение концепции управления цепочками поставок Supply Chain Management (SCM) позволит решить главный комплекс проблем и основные причины существующего неблагополучия машиностроительных предприятий Псковской области.

Вторым этапом реформирования хозяйственной деятельности предприятий области должно стать применение концепции управления добавленной стоимостью в технологической цепи машиностроительных предприятий.

Методы управления добавленной стоимостью в технологической цепи машиностроительных предприятий — вопрос фундаментальный. Основное отличие концепции управления добавленной стоимостью в технологической цепи машиностроительных предприятий состоит в том, что экономической основой формирования и функционирования технологической цепи машиностроительных предприятий являются цепочки добавленной стоимости и добавленной ценности, а добавленная стоимость – это показатель, который позволяет сбалансировать интересы покупателя и потребителя.

Добавленная стоимость знакома каждому как определение ВВП, как метод на макроуровне, но сегодня имеется возможность использовать метод добавленной стоимости в условиях микроэкономического анализа, на микроуровне: добавленная стоимость – сумма всех затрат в технологической цепи машиностроительных предприятий, в том числе и затрат на материалы и комплектующие изделия, и нормативной прибыли (торговой наценки промышленного предприятия); ее можно оценить в любой момент времени, так как она отражает реальное экономическое состояние предприятия на всех уровнях цепи поставок и фактическое удовлетворение требований потребителя, т.е. это оценка экономического эффекта, полученного предприятием за определенный период времени.

И в данном случае внедрение концепции управления добавленной стоимостью в технологической цепи машиностроительных предприятий актуализируется, потому что у заводов Псковской области есть желание выпускать инновационную продукцию. Любое предприятие находится в известных условиях рынка и поэтому, находясь в этих условиях, оно, конечно, ищет определенную возможность для максимизации прибыли и минимизации производственных затрат. И предприятие находит ее через эту технологическую цепь.

Если раньше цена устанавливалась на условиях того, что производитель все определял, то в условиях рынка появляется такая новая проблема: добавленная стоимость предсказывает, подсказывает и многое определяет в этой системе ценообразования. В этом и заключается определенный инновационный момент сформированной концепции управления цепочкой добавленной стоимости в цепи поставок машиностроительного предприятия.

С одной стороны, когда мы говорим о том, что предприятие только покупает, то его экономическое поведение в пределах общества сводится к тому, что предприятие, покупая, максимизирует полезность. Оно ориентируется на то, что должен быть полезным продукт, который приобретает. И в классической рыночной экономике описываются его свойства.

Если это же предприятие меняет свою позицию, т.е. снимает одну маску и одевает другую – маску продавца, то оно переходит совсем в другую ипостась и ставит цель – максимизация прибыли. В результате происходит сопоставление одного и другого качества, одной цели и другой. Это действо, конечно, имеет определенные сбои, потому что когда предприятие «получает», ведет себя, ориентируясь на то, что ему нужно получить полезность, а когда предприятие «производит», пытается максимизировать прибыль. Но, максимизируя прибыль, оно должно, если хочет это сделать, стремиться создавать условия для получения полезности на уровне другого предприятия. Решение этого вопроса предложено в реализации концепции управления добавленной стоимостью в технологической цепи машиностроительных предприятий.

Третьим этапом реформирования хозяйственной деятельности предприятий Псковской области является составление бухгалтерской отчетности в формате Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и автоматизация учета по МСФО.

Составление машиностроительными предприятиями годовой бухгалтерской отчетности в формате МСФО позволит получить наиболее адекватную действительности финансовую информацию, характеризующую состояние машиностроительного комплекса Псковской области. Начать процесс составления отчетности в формате МСФО следует с подготовительных мероприятий. Необходимо решить вопрос кадрового обеспечения, т.е. будет ли заниматься составлением отчетности в формате МСФО аудиторская команда или сотрудники бухгалтерии машиностроительного предприятия. В любом случае, необходимо, чтобы обучение по МСФО прошли сотрудники бухгалтерии, финансовых и планово-экономических служб завода. Далее следует решить вопрос использования метода формирования отчетности в формате МСФО, т.е. будет ли применятся метод ведения параллельного учета или метод трансформации отчетности, подготовленной согласно РСБУ.

Т.к. на машиностроительных предприятиях Псковской области отсутствует практика подготовки отчетности в формате МСФО, то необходимо рекомендовать заводам руководствоваться правилами МСФО 1 «Первое применение МСФО» и делать трансформацию отчетности, а не вести параллельный учет.

Говоря о компьютеризации машиностроительных предприятий необходимо отметить, что программное обеспечение – это, как правило, значительные инвестиции. Поэтому необходимо определить эффективность, т.е. соотношение выгоды от эксплуатации программной системы и затрат на ее создание, внедрение, адаптацию и т.д. Необходимо отметить, что внедрение на машиностроительных предприятиях Псковской области проверенной системы, например, Oracle, будет хорошо воспринято финансовым рынком.

В заключение следует сказать, что главная цель большинства машиностроительных предприятий Псковской области – максимально увеличить благосостояние акционеров. Достижение этой цели гарантирует, что ограниченные финансовые ресурсы машиностроительного предприятия распределяются эффективно, и достижение этой цели возможно только с применением упомянутых выше современных методов и концепций управления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кобзев В. В., Кривченко А. С. Методы и модели управления сетью поставок промышленных предприятий. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – 205 с.
  2. Глухов В. В., Балашова Е. С. Производственный менеджмент. Анатомия резервов. Lean production: Учебное пособие – СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 352 с.: ил. (+ вклейка, 2 с.). – (Учебник для вузов. Специальная литература).
  3. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. «Методы анализа в финансовом менеджменте. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как основной источник оценки и анализа финансового состояния организации»//Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров), август 2007 г., с. 29-41.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» author=»Лучинина Ольга Геннадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

404: Not Found404: Not Found