Обеспечение национальной безопасности России — одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых в научных кругах проблем. Она касается условий существования российского общества как целого, т.е. как исторически сложившегося социума с его уникальностью и самобытностью.
В силу абстрактности понятий, отражающих содержание проблемы национальной безопасности, необходимо уточнение их смысла как условия формирования научной основы для решения этой проблемы. Под опасностями применительно к обществу будем понимать возможность возникновения обстоятельств, которые затрудняют или делают невозможным существование (самовоспроизводство) локально-пространственного социума, институционально оформленного как самостоятельное государство. Локальный социум — исторически сложившаяся ассоциация индивидов с общественным механизмом ее воспроизводства.
Для уточнения содержания основных видов опасностей для исторически-конкретного социума необходимо четкое представление о его структуре и условиях самовоспроизводства. Структура социума (А) может быть отражена моделью: A=F(SpA
В соответствии с вышесказанным под национальной безопасностью следует понимать такое состояние национального государства, которое позволяет его правительству осуществлять контроль за агрегированными параметрами духовной, социальной и экономической сфер его жизнедеятельности, осуществлять независимый выбор решений, обеспечивающих преодоление проблем страны в данных сферах, реализовывать собственные стратегии ее развития как целого.
Таким образом, рассматривая проблему национальной безопасности, следует принимать во внимание ее важные аспекты: духовный, социальный и экономический. Опасности и угрозы для России следует искать в данных сферах ее жизнедеятельности. Обеспечение национальной безопасности требует системы взаимосвязанных действий государства в каждой из этих сфер одновременно.
В научной литературе много внимания уделяется проблеме экономической безопасности России. Поиск угроз для экономической безопасности страны предполагает уточнение механизма и факторов развития национальной экономики. Принципиальная модель экономики общества может быть представлена следующим образом: ЕАst = F(RA,TА,EIA), где RА – ресурсы общества, ТА – технологии, применяемые обществом, EIA – система экономических интересов в обществе. В соответствии с этой моделью экономическую безопасность страны следует связывать с достаточным ресурсным обеспечением национальной экономики, наличием и доступностью современных технологий, системой экономических интересов в обществе, определяющей способы получения доходов различными социальными группами населения страны, которые влияют на их деловую активность и динамику производства национального богатства.
Экономику общества как воспроизводственный процесс можно представить в виде модели: ЕАdn = F(Pr,Cr) или ЕАdn =F(Pr, Ds, Ex, Cn), где: Pr – производство благ; Cr – обращение благ; Ds – распределении благ; Ex – обмен благ ; Cn – потребление (индивидуальное) благ. Первая модель в качестве своих параметров предполагает пропорции в процессе общественного воспроизводства, вторая – абсолютные величины соответствующих переменных, выраженных в потоках ресурсов, созданных благ, доходов, денег.
Экономическая безопасность страны непосредственно связана со способностью национальной экономики создавать себе условия для сбалансированного общественного воспроизводства и устойчивого экономического роста, а также преодолевать возникающие в ней проблемы за счет своих внутренних резервов.
Поскольку общественное воспроизводство есть непрерывное осуществление процессов производства благ, их обмена, распределения и потребления, осуществляемых в определенных институциональных формах, то условия экономической безопасности необходимо искать в этих сферах экономики страны.
Если следовать распространенной в экономической литературе классификации факторов экономической безопасности на внутренние и внешние, то можно выделить следующие внутренние и внешние факторы экономической безопасности страны по указанным сферам.
К внутренним факторам экономической безопасности в сфере производства следует отнести: расширенное воспроизводство материально-технической базы национальной экономики, способность отраслевой структуры национальной экономики обеспечить ее независимое (от мирового хозяйства) научно-техническое развитие, тенденции в области динамики отраслевой структуры экономики. Важными внешними факторами экономической безопасности в этой сфере является доля в импорте страны инвестиционных товаров (особенно средств труда) и степень зависимости национальной экономики от этого импорта, разрыв величин ВВП, подушевого национального дохода, других макроэкономических показателей страны и аналогичных показателей развитых стран.
В сфере распределения к внутренним факторам экономической безопасности можно отнести: степень дифференциации доходов разных социальных групп населения, а также в разных отраслях экономики (сфере услуг и производственной сфере, нефтяной промышленности и машиностроением и т.д.), роль различных механизмов формирования доходов в обществе (за счет монополизации рынка, природной ренты, предпринимательской активности, госбюджета), долю доходов, формируемых разными механизмами распределения. Внешний фактор экономической безопасности в сфере распределения – разрыв в средних доходах групп населения в данной стране и развитых странах, оценка населением справедливости распределения доходов в своей стране при международных сравнениях.
В сфере обмена к внутренним факторам экономической безопасности относятся: соотношения цен и затрат в разных отраслях, определяющие различие норм прибыли и соответственно стимулов к развитию разных отраслей национальной экономики, сложившиеся соотношения цен на продукцию разных отраслей и их экономическая структура. Внешние факторы экономической безопасности в сфере обмена: неудовлетворительная структура экспорта и импорта страны, состояние торгового и платежного баланса страны.
В сфере потребления факторами экономической безопасности являются: динамика расходов населения на потребление, сложившегося потребительского бюджета и уровня жизни населения, степень дифференциации уровня потребления разных слоев населении; эти факторы могут вызвать нарастание социально-политической напряженности в стране, повысить хозяйственные и политические риски, отрицательно повлиять на развитие национальной экономики, формируя различные опасности и угрозы. Внешние факторы экономической безопасности в области потребления: привлекательность других стран для жизнедеятельности людей, определяющая миграцию квалифицированной рабочей силы (особенно современных профессий и научных работников), вероятность отрицательного влияния иностранных работников на самобытность и традиции, ценности и культуру, существующие в данной стране.
Индикаторами экономической безопасности может стать система следующих показателей: динамика показателей эффективности использования основных ресурсов страны; изменение доли в ВВП отраслей, обеспечивающих научно-техническое развитие национальной экономики; динамика показателей, отражающих степень неравенства в распределении национального дохода страны; динамика реальных показателей жизненного уровня населения; динамика численности и структуры национальной рабочей силы; динамика инвестиций и структуры накопления в стране. Контроль за указанными показателями позволит конкретизировать возможные угрозы для экономической безопасности страны, ранжировать эти угрозы по степени актуальности и проводить соответствующую экономическую политику.
Степень национальной безопасности может быть определена способностью страны противодействовать угрозам и минимизировать их негативное воздействие на ее экономическую, социальную и духовную жизнь, а также использовать возникающие возможности для дальнейшего экономического, научно-технического и социального прогресса в стране.
Обеспечение национальной безопасности не подразумевает изоляцию страны от мирового сообщества и ее ориентацию на автаркию. Государство должно использовать возможности, связанные с международным разделением и кооперацией труда в сферах материального производства и услуг, научно-исследовательской области. Однако для обеспечения национальной безопасности в структуре и институциональных формах организации национальной экономики, социальной и духовной сфер страны должны быть заложены резервы, позволяющие в случае необходимости компенсировать приток ресурсов и товаров из-за рубежа и поддерживать достигнутый уровень благосостояния населения, сохранять общенациональные ценности и традиции, сглаживать социальные противоречия.
Литература:
- Крятова Г.А. Моделирование экономической реальности: направления оптимизации. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2014. – №03(097). – IDA [article ID]: 0971401031. – Режим доступа: .
- Крятова Г.А. Проблема адекватности моделей экономической реальности: возможные подходы к решению. Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России. Сборник статей международной научно-практической конференции. / Под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой. – Краснодар: ЮИМ, 2013.С. 184-189.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И НАПРАВЛЕНИЯХ РЕШЕНИЯ» author=»Крятова Г. А., Титаренко А. Ю., Прачева К. Н.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]